Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притчи Хафец Хаима

Иногда злое начало соблазняет человека, убеждая его: «Ведь не один я в городе поступаю так; как будет с остальными жителями города, которые бреют бороды, так будет и со мной».

Это напоминает одну историю. Некоего человека подозревали в том, что он замыслил бунт против царя. Он прознал, что вскоре поведут его на суд, и стал размышлять: как же ему отвести от себя это подозрение и показать судьям, что его просто оговорили? Как вы думаете, позволит ли он себе сказать судьям: «Я не виноват: я ведь не один замешан в этом»? Конечно, ему сразу же ответят: «Наша тюрьма достаточно обширна, хватит в ней места и для тебя, и для остальных бунтарей и злодеев».

Так же и здесь. Известно, что места в аду очень много: весь наш мир — гораздо меньше одной тысячной доли ада, как сказали мудрецы Талмуда в трактате Псахим, 94. Так что ад может вместить сотни и тысячи людей, и между ними останется много сотен верст, так что никто из них не будет ни видеть, ни слышать другого. Придется каждому из них в одиночестве плакать и кричать: «Горе мне, горе!» там, где он окажется. А войдут туда все, кто сознательно нарушал желание Б-ra благословенного, бунтуя против Него.

Тифэрет Адам, 9

Пьяница — трезвый и во хмелю

Из-за грехов наших многих приходится видеть еще и такое преступление: когда несколько юношей вместе идут к парикмахеру, стригут края головы и бороды (действия, запрещенные Торой. — Прим. пер.), и пропадает у них всякое душевное чувство, а они даже не стыдятся.

Глядя на них, представляешь себе пьяного, который валяется на улице и распевает о том, что весь мир принадлежит ему, и о том, как он счастлив и доволен своим уделом. Но это только пока на него действует вино; когда же он протрезвеет и увидит, что лежит посреди улицы, весь в грязи, то не сможет понять, что же заставило его так напиться? Как же он настолько поддался своему злому началу, что оказался в луже у всех на глазах?

То же самое происходит и в нашем случае. Все время, пока стремления и страсти материального мира ослепляют человека, он, как пьяный, не понимает, где оказался; не видит он, что валяется в грязи (что дух нечистоты облепил его с головы до ног и вся одежда его покрыта нечистотами его преступлений, как сказано в книге Зхарьи, 3: «Снимут одежды нечистые с него…»). Но когда истлеет плоть его и оставят его страсти, тогда-то поймет он, что на самом деле собой представляет. Вспомнит он, как ходил, следуя своим желаниям, по путям смерти, и задрожит в страхе перед наказанием за все свои преступления, которые совершил в этом мире. Но кто же тогда спасет его? Ведь сказано: «И ужаснешься ты тому, что ожидает тебя, когда истлеют тело твое и плоть твоя (…). И скажешь ты: как же случилось, что ненавидел я поучение?»

Тифэрет Адам, 9


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!