Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притчи Хафец Хаима

Есть люди, которые настолько боятся насмешек, что начинают совершать проступки. И так часто они это делают, что их поступки перестают казаться им заслуживающими порицания. Как же настойчиво соблазняет такого человека его злое начало, уговаривая нарушать запреты Торы постоянно, и какие ничтожные аргументы в свою защиту он приводит!

Представьте себе: видит человек, как ночью пламя охватило дом одного из его близких друзей. И начинает колотить в его дверь: «Скорей, вскакивай и спасайся! Огонь уже охватил опорные балки твоего жилища; еще немного, и ты сгоришь!» Как же велика будет глупость терпящего бедствие, если он станет мешкать, разглаживать одежду, умывать лицо и объяснять: «Не могу же я в таком виде выйти на люди! Если не буду выглядеть прилично, надо мной посмеются!» Не скажет ли ему друг его: «Эй, дурак! Неужели из-за насмешки нескольких таких же недоумков ты готов погибнуть в огне?»

И если человек внимательно посмотрит на собственные дела, то поймет, что поступает так же, как тот глупец. Знает ведь, что, если нарушит он заповедь Вс-вышнего нарочно, охватит его неугасимый огонь ада из-за преступления его. А что же заставляет его пойти на преступление? Ради чего он приуготовляет себе страдания? Всего лишь ради того, чтобы глупцы не смеялись над ним! И уже сказали мудрецы Талмуда: «Лучше человеку все свои дни называться сумасшедшим, чем хоть один час быть злодеем в глазах Вездесущего», ибо чего стоят все его дни в сравнении с этим часом? И речь здесь идет не только об одном каком-то конкретном повелении Вс-вышнего — человек должен с готовностью выполнять любую требуемую заповедь, не колеблясь из-за того, что над ним издеваются и дразнят его.

И вот каким правилом предложил руководствоваться царь Шломо в своей мудрости: «Если будешь желать ее, как серебра (…) тогда поймешь трепет пред Б-гом, и знание Г-спода найдешь». Поэтому должно брать пример с тех, кто стремится к богатству. А ведь всем известно, что, когда человек только учится торговать и впервые оказывается на базаре среди опытных купцов, они потешаются и глумятся над ним; он же не обращает внимания на это, а думает только о том, какую удачную сделку может сейчас заключить, что нужно для этого сделать и сколько можно на ней заработать. А заключив сделку, он сам посмеется над ними, говоря: «Если бы я только обратил внимание на ваши недобрые слова и отказался от сделки, не было бы у меня той огромной прибыли, которая сейчас в моем кармане!» И если так поступает человек, заботящийся о своей временной жизни, тем более должен брать с него пример жаждущий жизни вечной! Пусть вначале станут вышучивать его: «Что такое случилось, как это в одночасье стал ты праведником, трепещущим перед небесами, и стал ходить в синагогу, чтобы три раза в день молиться вместе с общиной, стал заниматься Торой, совершать добрые дела и т.д.» — как смеялись над Шаулем, говоря: «Что, уже и Шауль среди пророков?!» Зато потом придет время получать награду за выполнение заповедей, по словам учителей наших: «Придет время, и на вершинах всех гор будет слышен Голос с Неба, провозглашающий: “Тот, кто действовал ради Б-га, пусть придет и получит награду!”» И что же скажут тогда нынешние насмешники? А тем более если они сами остались нагими, без Торы и заповедей, а сейчас увидят своими глазами награду того, кто отделился от них и собрал все силы для служения Б-гу, — разве не покроет стыд и позор лица их и разве не станут они отвратительны сами себе из-за своей глупости?

Тифэрет Адам, 1


На восьмой день после начала праздника Суккот — в Шмини Ацерет, когда сыны Израиля покидают шалаши и возвращаются в дома — они немедленно начинают молить Вс-вышнего о дожде и благословении. Специальная вставка с просьбой о дождях добавлена в праздничный Мусаф дня Шмини Ацерет. Читать дальше