Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Заповеди, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Спасение жизни, Мусар, Притчи, Насмешники
Есть люди, которые настолько боятся насмешек, что начинают совершать проступки. И так часто они это делают, что их поступки перестают казаться им заслуживающими порицания. Как же настойчиво соблазняет такого человека его злое начало, уговаривая нарушать запреты Торы постоянно, и какие ничтожные аргументы в свою защиту он приводит!
Представьте себе: видит человек, как ночью пламя охватило дом одного из его близких друзей. И начинает колотить в его дверь: «Скорей, вскакивай и спасайся! Огонь уже охватил опорные балки твоего жилища; еще немного, и ты сгоришь!» Как же велика будет глупость терпящего бедствие, если он станет мешкать, разглаживать одежду, умывать лицо и объяснять: «Не могу же я в таком виде выйти на люди! Если не буду выглядеть прилично, надо мной посмеются!» Не скажет ли ему друг его: «Эй, дурак! Неужели из-за насмешки нескольких таких же недоумков ты готов погибнуть в огне?»
И если человек внимательно посмотрит на собственные дела, то поймет, что поступает так же, как тот глупец. Знает ведь, что, если нарушит он заповедь Вс-вышнего нарочно, охватит его неугасимый огонь ада из-за преступления его. А что же заставляет его пойти на преступление? Ради чего он приуготовляет себе страдания? Всего лишь ради того, чтобы глупцы не смеялись над ним! И уже сказали мудрецы Талмуда: «Лучше человеку все свои дни называться сумасшедшим, чем хоть один час быть злодеем в глазах Вездесущего», ибо чего стоят все его дни в сравнении с этим часом? И речь здесь идет не только об одном каком-то конкретном повелении Вс-вышнего — человек должен с готовностью выполнять любую требуемую заповедь, не колеблясь из-за того, что над ним издеваются и дразнят его.
И вот каким правилом предложил руководствоваться царь Шломо в своей мудрости: «Если будешь желать ее, как серебра (…) тогда поймешь трепет пред Б-гом, и знание Г-спода найдешь». Поэтому должно брать пример с тех, кто стремится к богатству. А ведь всем известно, что, когда человек только учится торговать и впервые оказывается на базаре среди опытных купцов, они потешаются и глумятся над ним; он же не обращает внимания на это, а думает только о том, какую удачную сделку может сейчас заключить, что нужно для этого сделать и сколько можно на ней заработать. А заключив сделку, он сам посмеется над ними, говоря: «Если бы я только обратил внимание на ваши недобрые слова и отказался от сделки, не было бы у меня той огромной прибыли, которая сейчас в моем кармане!» И если так поступает человек, заботящийся о своей временной жизни, тем более должен брать с него пример жаждущий жизни вечной! Пусть вначале станут вышучивать его: «Что такое случилось, как это в одночасье стал ты праведником, трепещущим перед небесами, и стал ходить в синагогу, чтобы три раза в день молиться вместе с общиной, стал заниматься Торой, совершать добрые дела и т.д.» — как смеялись над Шаулем, говоря: «Что, уже и Шауль среди пророков?!» Зато потом придет время получать награду за выполнение заповедей, по словам учителей наших: «Придет время, и на вершинах всех гор будет слышен Голос с Неба, провозглашающий: “Тот, кто действовал ради Б-га, пусть придет и получит награду!”» И что же скажут тогда нынешние насмешники? А тем более если они сами остались нагими, без Торы и заповедей, а сейчас увидят своими глазами награду того, кто отделился от них и собрал все силы для служения Б-гу, — разве не покроет стыд и позор лица их и разве не станут они отвратительны сами себе из-за своей глупости?
Тифэрет Адам, 1
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»