Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Притчи Хафец Хаима, Еврейская этика, Мусар
Есть люди, которые настолько боятся насмешек, что начинают совершать проступки. И так часто они это делают, что их поступки перестают казаться им заслуживающими порицания. Как же настойчиво соблазняет такого человека его злое начало, уговаривая нарушать запреты Торы постоянно, и какие ничтожные аргументы в свою защиту он приводит!
Представьте себе: видит человек, как ночью пламя охватило дом одного из его близких друзей. И начинает колотить в его дверь: «Скорей, вскакивай и спасайся! Огонь уже охватил опорные балки твоего жилища; еще немного, и ты сгоришь!» Как же велика будет глупость терпящего бедствие, если он станет мешкать, разглаживать одежду, умывать лицо и объяснять: «Не могу же я в таком виде выйти на люди! Если не буду выглядеть прилично, надо мной посмеются!» Не скажет ли ему друг его: «Эй, дурак! Неужели из-за насмешки нескольких таких же недоумков ты готов погибнуть в огне?»
И если человек внимательно посмотрит на собственные дела, то поймет, что поступает так же, как тот глупец. Знает ведь, что, если нарушит он заповедь Вс-вышнего нарочно, охватит его неугасимый огонь ада из-за преступления его. А что же заставляет его пойти на преступление? Ради чего он приуготовляет себе страдания? Всего лишь ради того, чтобы глупцы не смеялись над ним! И уже сказали мудрецы Талмуда: «Лучше человеку все свои дни называться сумасшедшим, чем хоть один час быть злодеем в глазах Вездесущего», ибо чего стоят все его дни в сравнении с этим часом? И речь здесь идет не только об одном каком-то конкретном повелении Вс-вышнего — человек должен с готовностью выполнять любую требуемую заповедь, не колеблясь из-за того, что над ним издеваются и дразнят его.
И вот каким правилом предложил руководствоваться царь Шломо в своей мудрости: «Если будешь желать ее, как серебра (…) тогда поймешь трепет пред Б-гом, и знание Г-спода найдешь». Поэтому должно брать пример с тех, кто стремится к богатству. А ведь всем известно, что, когда человек только учится торговать и впервые оказывается на базаре среди опытных купцов, они потешаются и глумятся над ним; он же не обращает внимания на это, а думает только о том, какую удачную сделку может сейчас заключить, что нужно для этого сделать и сколько можно на ней заработать. А заключив сделку, он сам посмеется над ними, говоря: «Если бы я только обратил внимание на ваши недобрые слова и отказался от сделки, не было бы у меня той огромной прибыли, которая сейчас в моем кармане!» И если так поступает человек, заботящийся о своей временной жизни, тем более должен брать с него пример жаждущий жизни вечной! Пусть вначале станут вышучивать его: «Что такое случилось, как это в одночасье стал ты праведником, трепещущим перед небесами, и стал ходить в синагогу, чтобы три раза в день молиться вместе с общиной, стал заниматься Торой, совершать добрые дела и т.д.» — как смеялись над Шаулем, говоря: «Что, уже и Шауль среди пророков?!» Зато потом придет время получать награду за выполнение заповедей, по словам учителей наших: «Придет время, и на вершинах всех гор будет слышен Голос с Неба, провозглашающий: “Тот, кто действовал ради Б-га, пусть придет и получит награду!”» И что же скажут тогда нынешние насмешники? А тем более если они сами остались нагими, без Торы и заповедей, а сейчас увидят своими глазами награду того, кто отделился от них и собрал все силы для служения Б-гу, — разве не покроет стыд и позор лица их и разве не станут они отвратительны сами себе из-за своей глупости?
Тифэрет Адам, 1
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош а-Шана 2018: праздник начинается 9 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Законы и обычаи месяца Ав
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В пост 9-го Ава запрещены пять вещей: еда и питье, умывание, умащение, «ношение сандалий» (любой кожаной обуви) и супружеская близость.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Слово Кипурим может быть прочитано как Ке-Пурим, «подобный Пуриму». Это значит, что значение Пурима даже больше, чем значение Йом Кипура!
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Раби Гирш пытается ответить на давно заданный, но все еще актуальный вопрос об отношении иудаизма к общечеловеческой культуре.
Рухама Шайн,
из цикла «Все для Босса»
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Только семь дней в году, во время праздника Сукот, на жертвенник, помимо вина, возливали воду.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Так говорит Кореш, царь Персидский: Все царства земли дал мне Г-сподь, Б-г небесный. И повелел Он мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух