Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Конец Средних веков был эпохой перемен. Ренессанс (Возрождение), Реформация, изменения имперских и экономических альянсов внутри Европы дестабилизировали старый порядок. Влияние церкви на западного человека было утрачено, вначале незаметно, но необратимо. Новый многообещающий мир пробуждал надежды и страшные опасения. Порох и более современные виды смертоносного оружия вкупе с богатством новых коло — ниальных империй могли изменить Европу. Но большинство евреев Европы не обратили внимания на падение старого порядка и возникновение нового общества. Они обычно не становились частью окружающей европейской жизни или культуры. Им было все равно: папа или антипапа, Лютер или Лойола. Физически евреи были заперты в своих гетто и маленьких деревнях, а духовно витали в высотах учености, кабалы и благочестия.

К началу семнадцатого века в Западной Европе евреи стали лучше осознавать происходящие перемены, чем в Польше, Литве и России. Изолированные среди не — вежественных, враждебных крестьян, защищаемые лишь властью аристократии, евреи Восточной Европы никогда не чувствовали уверенности в будущем. Они не хотели ни равенства, ни ассимиляции, думая только об автономии де-факто, чтобы продолжать тихо жить в своих общинах, согласно своей вере и традиции.

Ветры перемен, несущие либеральные взгляды в Западной Европе, не достигали Восточной Европы.

Польша и Литва хранили верность католическому Риму, а Россия — ортодоксальному православию. Большинство евреев считало, что их опасное статус кво не должно меняться. Они привыкли к неустойчивости своего положения в христианской Европе. Но изгнание евреев из Испании в 1492 году показало, как иллюзорны надежды евреев на религиозную, политическую и экономическую стабильность. Каждая смена правительства в Европе потрясала еврейский народ до основания, а на континенте в шестнадцатом и семнадцатом веках разражались войны и революции, бунты и пертурбации. И все же никто не ожидал таких ужасных событий, которые обрушились на восточноевропейское еврейство в 1648 году.

После разрушения испанского еврейства центр еврейской жизни переместился в Восточную Европу. Вот несколько описаний, которые дают представление о жизни евреев этих мест:

Вряд ли найдется хоть один (еврейский) дом в польском королевстве, в котором не заняты изучением Торы…В каждой общине было много ученых. …На заре члены Хеврат Тгилим (группы, которая каждый день повторяла Псалмы) вставали, чтобы читать их около часа перед молитвой. За неделю они прочитывали все псалмы. И разве хоть один просыпал время утренней молитвы и не шел в синагогу, если только не было чрезвычайных обстоятельств?.. Никогда евреи не представляли свой спор перед нееврейским судьей, дворянином или царем. А если еврей так поступал, его строго наказывали и порицали… Все шесть столпов, на которых стоит мир,10 присутствовали в жизни (еврейской общины) Польского королевства.11

Многие жили в жуткой нищете и бесконечных бедах. Было много трактиров с крепкими напитками, но у евреев не было пьяниц. Когда наступал вечер, и еврей хотел провести время, он не спешил выпить, а шел к своим книгам или в группу, которая с учителем или без учителя отдавалась радости учения. Занятые целый день тяжелой физической работой, они садились теперь перед открытыми томами, напевая древнюю музыку изучения Талмуда. Бедные евреи, которые ели только (как поется в песне) «картошку в воскресенье, картошку в понедельник, картошку во вторник», сидели там как князья духа. Они владели целыми сокровищницами мудрости — духа, идей и высказываний многих ве — ков. Когда возникала проблема, сразу вокруг собиралось много людей, каждый предлагал свое мнение, доказательство, цитаты. Один задавал вопрос о трудном выражении у Рамбама, а многие пытались его объяснить, парируя мнения других в диалекти — ческих поединках. Желудок был пуст, дома переполнены, но сознание их наслаждалось богатствами Торы.12

Внутренняя жизнь евреев балансировала на убеждении, что ничего резко драматического в Польше, Литве или России не произойдет. Но в семнадцатом веке и в последующие времена это уже никто не мог гарантировать. Поскольку евреи не были интегрированы в местное насе — ление, и их в лучшем случае терпели, но никогда не принимали, беспорядки могли только ухудшить их положение. Они всегда жили на пороховой бочке, над которой сверкали искры революции и войны.

1648 год (5408, по еврейскому календарю)13, предупреждали знатоки кабалы, должен быть благоприятным для Израиля. Математические выкладки, основанные на Зогаре,14 убеждали многих евреев поверить, что в этом году должен прийти Машиах (Мессия). Поскольку приходу Машиаха, согласно еврейской традиции, должны предшествовать опасности, неуверенность и даже война, евреи были подсознательно готовы к беспорядкам и неприятностям. Но не к систематическому варварству, разбою и массовым убийствам, которые их ожидали.

10 Тора, молитва и благотворительность; истина, справедливость и мир — Авот 1:2,18

11 Эвен мецула, Натан Нета Ганновер (перепечатано в Тель-Авиве, 1945), История евреев Польши, Литвы и Рейзена в 1648—49 годах. Автор жил в Польше в описываемое время.

12 Вводное эссе к альбому фотографий о восточноевропейском еврействе Романа Вишняка, «Польские евреи» (Шокен букз, Н.-Й, 1973).

13 Обычно евреи не указывают тысячелетие, оно и так известно, а буквы (которые в древности использовали и как числа) передают лишь сотни, десятки лет и годы. Так (5)408 и (5)409 записывают буквами тав-хет и тав-тет, сокращенно тах и тат — тах ветат.

14 Согласно традиции, автором этого основополагающего труда кабалы считается раби Шимон бар Йохай, который жил в Израиле во втором веке н.э.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Тора и бизнес. Этер-иска — партнерство при займе

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет Торы получать проценты прекрасно уживается с современной экономикой. Две стороны могут заключить между собой договор этер-иска , который позволяет получать плоды от прибыли и защищает от нарушения заповеди.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Тора и бизнес. Конкуренция и реклама

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Можно рекламировать свои услуги, но нельзя переманивать клиентов конкурирующих фирм. Реклама имеет полное право на существование, если ее посылы правдивы и не скрывают изъяны продукции.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Тора и бизнес. Определение понятия запрещенного процента (рибит)

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.

Тора и бизнес. Возврат долга

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора обязывать евреев помогать нуждающимся и ссужать им деньги. Получатель займа обязан взять лишь ту сумму, которую он сможет вернуть. Дающий в долг должен настоять на составлении расписки, которая будет иметь юридическую силу.