Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: тот, кто тайно дает цдаку, более велик, чем Моше рабейну.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Комментарии на некоторые отрывки трактата об этике

Глава первая

Мишна пятая. Йосей бен-Йоханан Иерусалимский учил: «Да будет дом твой открыт настежь; пусть бедные будут у тебя как домочадцы; не умножай разговоров с женой, даже с собственной, а с чужойтем более». Поэтому говаривали мудрецы: «Много болтающий с женщинами причиняет себе вред, отвлекается от Торы; конец егов аду».

Да будет дом твой открыт настежь… Мы не можем полностью уничтожить зло и страдание, существующие в мире, но в наших силах облегчить судьбу страждущих. Не закрывайте двери перед бедняками, пусть дом ваш служит не только вашей семье. Относитесь к гостям как к вашим родным.

Не умножай разговоров с женой… Талмуд во многих местах призывает мужчину уважать жену и прислушиваться к ее мнению. Что же имели в виду мудрецы, предупреждая о порочности разговоров с женой? Обратите внимание на то, что это изречение следует сразу же за сентенцией о гостеприимстве. Ведь обязанность заботиться о гостях лежит в основном на хозяйке дома. Болтовня может помешать женщине исполнить заповедь. Уважающий свою жену не станет тратить ее время на ненужные разговоры. Другое дело — важные вопросы. Тут советоваться с женой необходимо.

Даже с собственной, а с чужойтем более. Болтовня ведет к греху, ибо угрожает моральной чистоте. Здесь Талмуд имеет в виду вообще всякую болтовню о женщинах. Любые пустые разговоры могут довести до греха, даже если они не выходят за стены собственного дома.

Мишна шестнадцатая. Рабан Гамлиэль говорил: «Найдешь себе наставникаизбегнешь сомнений…»

Имеется в виду учитель Закона Божьего, который в состоянии ответить на серьезные вопросы. Тот, кто не позаботится о таком учителе, будет всегда во всем сомневаться.

Мишна семнадцатая. Сын его [рабана Гамлиэля] Шимон говаривал: «Я рос среди мудрецов и не нашел ничего лучшего для здоровья нежели молчание. Главное не толкование, а дело. Многословие ведет к греху».

Именно от мудрецов р.Шимон бен-Гамлиэль перенял уважение к слову. Но для здоровья полезней молчание. И хотя о нуждах тела следует заботиться, говорить об этом много не стоит. Нет ничего отвратительнее болтовни о телесных наслаждениях.

Но и возвышенные разговоры — не главное. Важнее всего дело, исполнение заповедей. Многословие, в чем бы оно ни проявлялось, — всегда недостаток. Выражать мысли надо коротко и точно. Каждое лишнее слово искажает идею и приводит к ошибкам. Но хуже всего — пустопорожняя болтовня. Часто человеку приходится дорого платить за то, что он сказал невзначай. Единственное утешение, что неосторожное слово вылетело в пылу спора.

Мишна восемнадцатая. Рабан Шимон бен-Гамлиэль учил: «На трех основаниях стоит мир: на правосудии, истине и мире, как сказано: “Судом истины, справедливости и мира судите во вратах ваших”».

Если люди забудут истину, общество не сможет существовать. Все станут лгать друг другу, недоверие посеет неразбериху и вызовет панику. Если исчезнет правосудие, эгоизм возьмет верх над моралью. Восторжествует грубая сила. Каждый захочет делать то, что ему заблагорассудится. Никто не будет защищен от насилия. Если пропадет стремление к миру, наступит хаос. А ведь нет ничего важнее мира, и ради него можно поступиться всем, кроме Божьей истины.

Итак, если люди откажутся от этих трех основополагающих принципов, человеку не останется места на земле. Мир перестанет существовать.

Глава третья

Мишна седьмая. Раби Элазар из Бартоты говорил: «Дай Ему принадлежащее Ему, ибо ты и все

твоеЕго». Ведь сказано царем Давидом: «Все от Тебя, из Твоей руки даем мы Тебе». Раби Шимон говорил: «О том, кто идет по дороге, размышляя о Торе, и вдруг прерывает свои размышления, воскликнув “Как прекрасно это дерево, как красива нива”, сказано в Писании, что он подвергает свою душу опасности».

…Ибо ты и все твоеЕго. Человек всегда должен это осознавать. Всего себя, духовно и телесно, человек обязан посвятить Б-гу. Нельзя забывать, что мы не в состоянии дать Всевышнему ничего, ибо Он в нашей помощи не нуждается. Но человек может исполнять Божью волю. И только для этого Господь дал человеку силы и средства.

Раби Шимон говорил… Человек формирует свой духовный мир, изучая Тору. Связь с Б-гом придает душе гармонию. На земле нет ничего прекраснее этого. Великолепие природы бледнеет перед духовной красотой. Если же человек, погруженный в Тору, может отвлечься и обратить внимание на красоту земную, это говорит о чрезвычайной бедности его души. Такой человек как будто уже умер, ибо высшим духовным ценностям он предпочел бренную земную красоту.

Глава пятая

Мишна первая. Десятью повелениями был создан мир. Что из этого следует? Разве он не мог быть создан одним повелением? Так сделано для того, чтобы взыскать с нечестивых, губящих мир, созданный десятью повелениями, и наградить праведников, поддерживающих существование мира, созданного десятью повелениями.

Если бы Всевышний создал весь мир одним повелением, то все творения, появившись бы одновременно, стояли бы на одной ступени. Тогда и человек ничем бы не выделялся среди всего сотворенного. Но поскольку мир создан десятью повелениями, каждое новое порождение отличалось от предыдущего и превосходило его. Все сотворенное составляет пирамиду Творения, и на вершине ее — человек. Он — конечная цель Творения. С его появлением мир достиг совершенства. И поскольку человек стоит на вершине Творения, он зависит от всего созданного прежде. С другой стороны, все создания зависят от человека. Поэтому если человек идет путем, предначертанным Б-гом, все сотворенное поднимается вместе с ним на более высокую духовную ступень. И даже если человек исполняет самую, как он считает, маленькую заповедь, он вносит свою лепту в духовное совершенствование мира. Тот же, кто отмежевывается от своей духовной миссии, способствует разрушению мира, ибо уничтожение самой малой частицы единого целого приближает его конец.

Мишна вторая. Десять поколений прошло от Адама до Ноаха (Ноя), ибо велико долготерпение Всевышнего. Ведь все эти поколения гневили Его непрестанно, и лишь на последнее навел Он воды потопа. Десять поколений прошло от Ноаха до Авраама, ибо велико долготерпение Б-га. Ведь все эти поколения гневили Его непрестанно, но явился Авраам и получил награду за всех.

Долготерпение Б-га велико. Он не устает ждать, чтобы люди раскаялись. В каждом поколении от Ноаха до Авраама были свои мудрецы и праведники, но только Авраам пытался наставлять всех на путь истинный. Поэтому только он был избран Всевышним как праотец Божьего народа.

Мишна четвертая. Десять чудес совершены были для праотцев наших в Египте и десятьна море. Десятью казнями поразил Всевышний египтян на суше и десятьюна море.

О десяти казнях, которыми поразил Всевышний египтян на Красном море, Тора подробно не говорит. Главное чудо заключалось в том, что евреев ни одно бедствие не коснулось, хотя они жили среди египтян.

Мишна шестая. Десять творений было создано накануне субботы в сумерки: уста земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, манна, посох, шамир, письменность, письмена и скрижали. И еще говорят: злые духи, гробница Моше, овен для Авраама, праотца нашего. Некоторые добавляют: и первые клещи для изготовления других клещей.

Уста земли разверзлись и поглотили Кораха и его сообщников (Бемидбар, 16:32). Они отрицали божественный характер миссии Моше.

Когда евреи странствовали по пустыне, за ними следовал колодец пророчицы Мирьям. Это доказывает, что жизнь человека в руках Божьих (Бемидбар, 21:16—18).

Уста ослицы Билама (Валаама) Господь отверз для того, чтобы проучить этого колдуна, ненавистника евреев (Бемидбар, 22:28).

Радуга символизирует доброту и милосердие Всевышнего (Берешит, 9:13).

Манна более чем что-либо доказывает насколько человек зависим от Б-га (Шмот, 16:15). Только уверовавшие в Господа, с радостью исполнявшие Его волю, получали в пустыне манну.

Посох служил Моше в Египте. Он использовал его для того, чтобы показать фараону как Б-г властвует над природой (Шмот, 4:17).

Шамир — чудесный червь, разрезающий любой камень. Царь Шломо использовал его при возведении Храма, ибо Тора запрещает строить Храм из камней, к которым прикасалось металлическое орудие.

Письмена Сам Господь высек на скрижалях завета (Шмот, 32:16).

Кто такие злые духи! В трактате Брахот Вавилонского Талмуда сказано, что они дурно влияют на людей и всячески им мешают. Отсюда следует, что злые духи населяют материальный мир. Они сродни ангелам, охраняющим людей.

Мы не знаем, где похоронен Моше. Поэтому его гробница никогда не могла стать местом поклонения, обожествления (Дварим, 34:6).

Овен Авраама был предназначен для принесения в жертву вместо Ицхака (Берешит, 22:13).

Сотворение клещей — первого орудия труда — позволило человеку освоить обработку металлов. Без клещей невозможно создать другие инструменты. За это, как и за первую одежду, человек должен благодарить Всевышнего. Орудия труда и одежда при правильном использовании выражают связь земного с духовным. Это говорит о том, что занятие ремеслами не лишено духовного смысла.

Мишна седьмая. Семь признаков отличают глупца и столько жемудреца. Умный не рассуждает в присутствии того, кто мудрее его; не перебивает собеседника; не торопится возражать; задает вопросы по существу и отвечает последовательно; предшествующее называет предшествующим, а последующеепоследующим; о том, чего не слыхал, не говорит; признает истину. У глупого же все наоборот.

Умный человек умеет излагать свои мысли и слушать других. Он не станет судорожно держаться за неправильную идею, а с радостью признает истину.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.