Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Обидеть — никогда не сложно. Всегда сложно — не обидеть»Еврейская мудрость
Тема

Гостеприимство

Гостеприимство сравнивается в еврейской традиции со встречей Шехины — Б-жественного присутствия.

Оглавление

О гостеприимстве [↑]

Гостеприимство в иудаизме считается очень важной заповедью. Это связано не только с понятиями добра и взаимопомощи. Прием гостей сравнивается со встречей Шехины, что вносит в дом частицу Божественного света.

В этой статье вы сможете увидеть, каким правилам и традициям необходимо следовать тем, кто желает по-настоящему исполнить эту заповедь.

1. Если вы видите человека, который нуждается в ночлеге или отдыхе, нужно привести его домой. Обращаться с ним нужно так же, как хотелось бы, чтобы обращались с вами в подобной ситуации. Мудрецы говорили: «Заслуга того, кто принимает гостей, подобна заслуге спешащего утром в дом учения». И еще говорили они: «Прием гостей важнее, чем встреча Шхины».

Рассказывают, что однажды рав Хаим из Воложина не пришел в назначенное время на молитву. Служка синагоги (шамаш) отправился на поиски и обнаружил рава Хаима дома за трапезным столом. За столом сидели гости. Рав Хаим заметил удивление на лице шамаша и объяснил: «Мудрецы называют молитву принятием Шехины, а, как известно, прием гостей важнее этого».

3. Этот закон не ограничен временем или местом. Заповедь принимать гостей относится как к мужчине, так и к женщине, и хотя заповедь, в основном, касается самого хозяина, следует приучать к ней и детей, и принимать с радостью их предложение помочь приготовить место или принести еду гостям.

4. Заповедь заключается не только в том, чтобы впустить нуждающегося в дом, но и в том, чтобы дать ему ночлег, накормить, напоить (насколько это возможно) и проводить в дорогу.

При необходимости нужно предоставить гостю возможность искупаться и обеспечить ему место для отдыха, чтобы он чувствовал себя спокойно и не переживал. Но это не значит, что нужно отказаться от приема гостей, если хозяин заранее знает, что не сможет сделать все перечисленное в виду своей занятости или по причине болезни.

5. Заповедь принимать гостей выполняется, даже когда гость — богатый человек, который может себя сам обеспечить. Тем более, если речь идет о бедном человеке — ведь в таком случае выполняется также заповедь цдаки (помощи малоимущему).

6. Когда начинается трапеза, хозяину предоставляется право произнести благословение [на хлеб] и разрезать хлеб. Когда хозяин сам делит и раздает еду гостям, вполне вероятно, что порции будут больше. Не следует приглашать на трапезу больше людей, чем вы готовы принять на самом деле.

7. Во время еды не следует смотреть в тарелку гостю, чтобы тот не чувствовал себя скованно. Кроме того, во время трапезы следует быть спокойным и умиротворенным и создавать приятную атмосферу. Если гости сказали хозяину что-то неприятное, не стоит обращать на это внимания, потому что в любом случае за прием гостей ему полагается большая награда Свыше.

Однажды рав Йосеф Дов Соловейчик приехал в еврейский городок Барановичи. Он направился искать гостиницу, о которой ему рассказали местные жители. Когда он вошел в дом, хозяин не узнал его. В тот момент он занимался приготовлениями к встрече знатного гостя — раби из Куйдинова, и поэтому разговор был очень краток: «Найди себе сам место, где сможешь», — сказал хозяин, продолжая наводить порядок. Неожиданно на пороге появился раби из Куйдинова, и, увидев рава Йосефа, сразу направился к нему. Его лицо отражало восторженность и трепет, и он оказал особое уважение раву Соловейчику. Хозяин дома понял, что за гость попал к нему, и очень смутился. Он решил смягчить ситуацию: подошел к раву Соловейчику, начал говорить с ним очень уважительным тоном, и предложил ему хорошую просторную комнату. «Теперь я понимаю, почему мы учим о заповеди принимать гостей именно у праотца Авраама, — сказал рав Йосеф Дов, — хотя Лот тоже принимал гостей, рискуя своей жизнью. Дело в том, что праотец Авраам с радостью принимал даже тех гостей, которые выглядели как идолопоклонники или как люди низкого сословия. Лот же с самого начала знал, что к нему пришли ангелы, и если бы мы приводили его в пример, можно бы было предположить, что следует оказывать особый прием только ангелам и великим праведникам, а не простым людям».

8. Следует делать все возможное в интересах гостя, поэтому, если кто-то ищет ночлег, и вы знаете, что рядом живут люди, которые с радостью примут гостя и помогут ему всем необходимым (в то время, как вы сами по какой-то причине не можете это сделать), не следует лишать путника этой возможности.

9. Если гости сказали хозяину что-то неприятное, не стоит обращать на это внимание, потому что в любом случае за прием гостей ему полагается большая награда Свыше.

10. Если путник спешит и не может долго оставаться в гостях, или не хочет утруждать хозяина, нельзя его задерживать.

11. Если у вас большой дом, правильным будет выделить одну комнату для приема гостей. Что касается руководителей общины, то в каждом городе, по возможности, нужно направить часть средств на строительство ахнасат орхим (дома для нуждающихся и путников, в котором их ждет обед и теплый ночлег).

12. Даже бедный или больной человек должен, по возможности, выполнять эту заповедь. Однако, в первую очередь, он должен сделать все необходимое для себя и своей семьи и только потом приступить к приему гостей.

13. Существует особая заповедь устраивать трапезу в праздничные дни. Рамбам пишет, что если человек закрывает дверь и наслаждается праздничной трапезой только со своими домашними (не позволяя при этом бедным войти и попросить еды), считается, что он не выполняет заповедь, а лишь наполняет свое брюхо. Поэтому в праздники нужно приглашать на трапезу бедных или хотя бы позаботиться, чтобы у них было все необходимое для проведения праздника.

Однажды в праздник Суккот к главному раввину Вильнюса, раву Хаиму Озеру Гродзенскому, пришел еврей, у которого не было ни еды, ни сукки. Рав Хаим Озер попросил, чтобы ему подали еды, а сам извинился и сказал: «Вы можете спуститься в сукку и поесть, а я останусь дома, потому что неважно себя чувствую, и как вы знаете, больной человек не обязан есть в сукке». Когда гость уже сидел за роскошно накрытым столом в сукке, он увидел, как раби Хаим с трудом спускается вниз. Гость был просто поражен, а раби Хаим подошел и объяснил свое поведение следующим образом: «Меня вдруг посетила мысль о том, что больной человек хоть и освобожден от заповеди сидеть в сукке, тем не менее, не освобожден от заповеди принимать гостей, и ведь праотец Авраам делал это, даже когда испытывал боль (после обрезания). Так что неуважительно и неприемлемо, что мой гость будет сидеть в сукке один, а я буду в это время дома».

14. Заповедь «принимать гостей» может выполнить и женщина, но при этом нужно избегать ненужных разговоров и нарушения ихуда (запрет уединения мужчины и женщины), тем более, если она не замужем, или муж не находится в городе. Она должна при этом вести себя предельно скромно. Не следует также женщине выходить на улицу, чтобы раздавать еду бедным; эту заповедь она может выполнить и рядом с домом.

15. Не принято, чтобы женщина в обществе пила крепкие напитки. Даже если дома муж позволяет ей пить вино и другие спиртные напитки, находясь в гостях, она должна избегать этого.

16. Не следует приглашать в дом недостойных людей.

17. В прошлом, когда существовал Храм, еврей мог принести жертвы и искупить свои грехи. Но после разрушения Храма наш стол, за которым мы едим, подобен очищающему нас жертвеннику. И если за ним сидят мудрецы Торы, трапеза приравнивается к жертвоприношению (когда Всевышний принимал дары, поднятые на жертвенник).

18. Нельзя говорить гостю: «Заходи и поешь со мной, поскольку я когда-то ел у тебя», чтобы это не выглядело, как возврат долга. Ведь если это будет восприниматься как выплата долга, возникает проблема с рибитом (процентами): если гость съест больше, это будет подобно возврату долга с процентами. Но разрешается говорить человеку «Поешь сначала со мной, а в другой раз я приду к тебе в гости», независимо от того, какое количество еды ест каждый.

19. Заповедь проводить гостей (и указать им дорогу, чтобы они не заблудились) считается даже более важной, чем заповедь принимать их. Мало того, тот, кто из-за лени не провожает гостей, приравнивается к убийце. В прошлом бейт-дин назначал людей, которые помогали путникам выйти из города в нужном направлении и снабжали их минимальным запасом еды на дорогу. Главным образом, эта заповедь касается людей, незнакомых с местностью.

Однажды в доме одного из богатейших людей Вильнюса вспыхнул пожар. Все знали, что этот человек всегда радушно принимал гостей, поэтому все были очень удивлены. Некоторые решили спросить Виленского Гаона, почему добрые дела этого богача не защитили его от пожара. Гаон ответил: «Этот человек давал всем еду и питье, но никогда не провожал своих гостей». ЭШеЛь — это сокращение, образованное от трех слов: ахила (еда), штия (питье) и левая (заповедь проводить гостей). Но у него остались только буквы «алеф» и «шин», что вместе образует слово «эш» (огонь). Так что эта заповедь не смогла защитить его от огня.

Выводить материалы