Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

К нам пришли гости

08 ноября 2011, 12:47

Отложить Отложено

Содержание: 1. теория; 2. история (из жизни Хафец-Хаима)

На своих уроках, которые вывешиваются на сайте в разделе "Видео" (а до этого уроки идут прямым эфиром в разделе ТиВи), привожу массу примеров-иллюстраций из жизни мудрецов и праведников. Цель проста – показать, как надо поступать! И каждый раз задаю себе вопрос: а сам так смогу?

Сочинять не буду: если могу, то далеко не всегда.

И тут самое время призадуматься, что мне мешает, если я знаю "как надо"? Или в другом варианте: что нам мешает стать такими же, как покойный рав Ицхак Зильбер?

Не хотим? – Тогда почему называем его праведником?

Не можем? – Тогда что у нас за помеха?

Ответов и предположений куча. Но мне интересна как раз самая простая версия темы. Спросил один человек, близкий к Толдот:

"Помню, у нас в ешиве учился юноша, который только что прибыл из России, или там Украины-Белоруссии. В первые дни вел себя весьма активно: всюду пролезал без очереди, мог и отпихнуть человека. Но уже через месяц-два стал меняться – причем буквально на глазах. Всем уступал дорогу, старался быть вежливым. Вот я и подумал: он стал другим из-за Торы, а я? Меня с детства научили быть вежливым и обходительным. Получается, я не заповедь хорошего отношения к людям выполняю, а всего лишь делаю то, к чему приучен еще в семье. Как я могу вообще исполнить заповедь – чтобы она была для заповеди, а не по привычке и воспитанию?"

** **

Мне кажется, ответ тут прост. У каждого свой "старт". У одного низкий: генотип засоренный никакого воспитания в детстве. У другого высокий: культурная среда, интеллигентное окружение.

Одному нужно подняться, преодолев свои порочные привычки, стать воспитанным и приятным для других человеком. И второму надо подняться: став еще более полезным людям, чем он был прежде.

У каждого свой "фронт борьбы" с йецером (злым началом). Один преодолел себя – и теперь ни за что не украдет из кассы пять копеек (поездка в метро!). Второй пытается выполнить заповедь "не укради", борясь с искушением присвоить пару-тройку государственных нефтяных скважин.

** **

На примере заповеди гостеприимства это будет выглядеть так. Я с удовольствием приму свою двоюродную сестру, которая приезжает в гости в Израиль завтра (чистая правда!) и постараюсь доставить ей максимальное удовольствие от этой поездки, да и сам получу – заранее знаю – массу приятных моментов. Но будет ли это исполнением заповеди гостеприимства?

По Торе, принять гостя в своем доме – это дать голодному еды, жаждущему – воды, а усталому – ночлег. Не только своей сестре, приехавшей погостить, но – любому путнику!

Я так смогу? – Ой, боюсь, что далеко не любого человека я введу в свой дом и скажу: располагайся.

Сестру встретить – пикник жизни. В то время как ввести в свой дом трех неизвестных тебе бедуинов – подвиг жизни. Разницу между пикником и подвигом мы знаем?))

** **

История о том, как принимал гостей Хафец-Хаим. Заранее говорю, я бы так не смог. А должен!

Копия из конспекта к уроку "Гости", который прошел в понедельник вечером на сайте Толдот.

** **

Рассказывает раби Калман Эпштейн. Его дядя, раби Лейб, поведал ему такую историю.

Когда ему было 14 лет (а значит, звали его просто Лейб), поехал он из своей ешивы на каникулы к себе домой – из Литвы в Польшу. Ехать надо было на поезде. Судя по расписанию, поезд прибывал на нужную Лейбу станцию в полдень четверга, а потом оттуда надо было целый день добираться до дому, в местечко, где жили родители мальчика.

Лейб сел в поезд, но тот шел так медленно, что очень быстро стало ясно, что в пункт назначения он прибудет в лучшем случае в четверг поздно вечером. Так что до дома наш Лейб вовремя добраться уже при всех вариантах не мог. Поэтому надо было искать решение – где провести субботу.

По маршруту была остановка на станции, которая располагалась недалеко от местечка Радин. Там руководил ешивой близкий родственник Лейба – Хафец-Хаим, родной брат его дедушки.

На той станции он сошел с поезда и к исходу утра пятницы уже стоял на пороге дома Хафец-Хаима. Его радостно встретила жена раввина, быстро соорудила легкий завтрак. И сказала, что самого рава дома нет: до полудня пятницы он всегда уходит в синагогу, где учится до минхи, а потом там же принимает субботу – и возвращается к кидушу.

Накормив голодного мальчика, она предложила ему отдохнуть часа три перед субботой. Поскольку последнюю ночь он почти не спал – долго уговаривать его не надо было.

Когда проснулся – стояла подозрительная темнота. В тихой комнате при свете настольной лампы сидел Хафец-Хаим и учился. Увидев, что мальчик проснулся, он очень обрадовался – обнял его – и предложил ему помолиться вечернюю молитву. Тот помолился, после чего раввин сказал кидуш – и они приступили к трапезе: Хафец-Хаим, его жена и их гость.

После еды ему снова предложили пойти спать в соседней комнате. Но ему не спалось – потому что он уже выспался. Пошел на кухню. Там посмотрел на часы – и обомлел. Они показывали пять часов. На улице стояла ночная темнота.

Так или иначе, утром мальчик спросил жену раввина, правильные ли у них часы на кухне.

Та ответила, что правильные. Просто он был такой уставший, что проспал больше двенадцати часов.

И что сделал Хафец-Хаим? Вернувшись домой из синагоги, он нашел у себя спящего гостя, но решил его не будить – пусть отдохнет с дороги. Только сказал, чтобы его жена и их сын Аарон произнесли себе кидуш. А сам сел учиться.

"Ты спал много часов, но рав не будил тебя, а ждал, когда ты проснешься, – ибо это, как он сказал, и есть заповедь гостеприимства".

** **

Не знаю. Боюсь, что я, увидев спящего родственника, тоже его не разбудил бы, но сам произнес бы и кидуш, и устроил себе и жене трапезу. А ему оставил бы еды вдоволь – и даже встал бы ночью, чтобы посидеть вместе с мальчиком, спеть субботние песни в полголоса, сказать слова Торы. Так бы я, скорее всего, поступил.

Но теперь передо мной стоит пример Хафец-Хаима[1].

Одно дело – как я привык исполнять заповеди. И другое – как их надо исполнять.

** **

А без очереди я не лез с детства. Тут у меня нет искушения. Мой "фронт борьбы": как не сказать вслух и громко тем, кто лезет, что это некрасиво? Как перестать учить других?!

 


 

[1] Недаром в трактате Шабат сказано, что принять людей – важнее, чем принять Всевышнего.

Теги: Мусар, Видео-урок