Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Раби Хаим из Воложина

Раби Хаим бен Ицхак из Воложина (раби Хаим Воложинер) — выдающийся талмудист, раввин, основатель Воложинской ешивы. Раби Хаим из Воложина был одним из ближайших учеников Виленского Гаона.

Раби Хаим родился в Воложине (Виленская губерния) в 1749 году, умер там же в 1821 году.

Талмудическое образование он получил под руководством р. Арье-Лейба бен Ашера, а затем под руководством р. Рафаэля Коэна, автора «Торат Йекутиэль».

Двадцати пяти лет от роду р. Хаим, уже широко известный талмудист, становится учеником и ближайшим сподвижником раби Элиягу Гаона из Вильно,. Он начинает вновь изучать Тору, Мишну, Талмуд и даже еврейскую грамматику по методу виленского Гаона.

В 1803 году раби Хаим основал Воложинскую ешиву — знаменитый впоследствии центр талмудической науки в России, прообраз современных ешив.

Главный труд р. Хаима из Воложина — книга «Нефеш а-Хаим» (другое название — «Ир-ат Ашем лэ-Хаим»), изданная в 1824 году, уже после смерти р. Хаима, его сыном р. Ицхаком из Воложина в Вильно.

Признавая значение религиозного чувства в служении Б-гу, признавая, что корни учения о приоритете религиозного чувства — в Талмуде, Мидрашах и Каббале, р. Хаим полагает, однако, что это учение — лишь для немногих, но не для всего народа. Религиозное чувство — вещь весьма шаткая и неопределённая. От такого чувства, если оно станет основой религиозной жизни народа, очень легко перейти к пренебрежению Торой и Мицвот (заповедями). Мицвот действенны даже при простом соблюдении, без «сосредоточения мыслей» (каванот) на Том, Кто их дал. Поэтому, главное выражение религиозной жизни — в соблюдении заповедей.

«С того момента, как Моше принёс Тору на землю, она больше не на небесах, и не должен мудрствовать даже великий человек, обладающий выдающимся умом, говоря: я постигаю тайны и мотивы заповедей (мицвот) в связи с высшими силами и мирами, и поэтому вправе преступить ту или иную заповедь, или пренебречь хотя бы незначительной мелочью её, или отложить её исполнение во времени. И если бы собрались все мудрецы Израиля и напрягли бы весь свой светлый разум и своё разумение с целью изменить одну из незначительных мелочей при исполнении какого-нибудь предписания, мы не станем слушать их, ибо самым важным в предписании является тщательное выполнение даже мелочей.

И знай, что дурное стремление (йецер а-ра) изворачивается в своих ухищрениях, появляясь при виде доброго стремления человека, ослепляя его ум, отравляя его, сбивая с одной стези на другую, кажущуюся ему с первого взгляда истинной, указанной добрым стремлением, якобы направляющим его к более высокой цели. И указывает он человеку признаки истинного и достоверного, и человек запутывается в силке, подобно птице, не сознавая всей опасности своего положения. Смотри же, чтобы не возникла в тебе мысль, будто самым важным является, чтобы ты постигал или тщился всегда иметь подобающим образом чистую мысль и увлекался всегда Создателем, не останавливаясь ни пред чем, лишь бы оставить мысль чистой и во славу Б-жию. И станет он тебе говорить, что вся суть Торы и предписаний заключается именно в исполнении их с экстазом и истинным увлечением. И “старый царь” (Сатан) умеет ослепить глаза ссылками на Тору, Мишну, Талмуд, Мидрашим, Зоар и тому подобное. И если будешь удостоен, то сумеешь разобраться и различить скрываемую им под видом чистоты скверну. Он показывает, будто шествует путём святости в то время, когда последний ведёт к гибели. Ты же присмотрись к его путям и разумей. Сегодня он скажет тебе, что вся Тора и все предписания без экстаза ровно ничего не значат, и тем он подготовит твою мысль к тому, что ты не станешь соблюдать времени выполнения предписания или молитвы; и докажет тебе, что каждая молитва и исполненное предписание, если они сопровождаются глубоким экстазом, святостью и чистотою, хотя и не вовремя, дороже выполнения их вовремя, но без экстаза. И когда приучит тебя… к тому, чтобы ты перестал слишком обращать внимание на отступление во времени исполнения какого-либо предписания или молитвы, благодаря твоим усилиям очиститься, он постепенно смутит тебя, и ты совсем перестанешь чувствовать, и тебе станет легко, как бы дозволено опаздывать молитвой, и ты станешь заниматься чепухою, и не оставит тебе он ни выполнения предписаний вовремя, ни доброй мысли, а это и есть разрушение всей Торы».

Раби Хаиму из Воложина принадлежит заслуга установления мирных отношений между митнагдим и хасидами. По преданию, во время встречи в Минске с раби Шнеуром Залманом р. Хаим признал, что митнагдим поступали несправедливо во время борьбы с хасидами. Автор «Мацреф Хаим» свидетельствует, что р. Хаим очень благосклонно относился к хасидам и, в особенности, к их детям, учившимся в его ешиве.

Раби Хаиму принадлежат также такие труды: «Руах Хаим» — комментарий к трактату Пиркей Авот; респонсы, включённые в сборник «Шут амешулаш» в «Кдушат Йом Тов» р. Йом-Тов-Липмана. Большинство же записей р. Хаима были уничтожены пожаром в 1815 году.

Выводить материалы