Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Хаим бе-раби Ицхак. Выдающийся ученый, талмудист, учитель и подвижник Торы. Литовский раввин. Крупнейший авторитет своего времени. Ближайший сподвижник и ученик Виленского Гаона. Родился в 1749 году в местечке Воложин, что в Виленской губернии. Умер там же в 1821 году. Прославился как основатель и руководитель крупнейшей ешивы нашей эпохи — Воложинской (1803 год), «прародительницы» всех последующих ешив, в том числе современных нам.

Занимал посты главного раввина сначала в Вилькомире, затем в Воложине. Но круг его деятельности не ограничивался решением внутриобщинных проблем. Он считался признанным авторитетом по всем вопросам, касающимся российского еврейства. С ним советовались все равы поколения, к нему обращались за помощью из других стран, важность его роли бесспорного руководителя признавалась даже царской администрацией.

Народ его любил. Многие приезжали в Воложин, чтобы «увидеть два чуда» — ешиву и ее раввина. Влияние раби Хаима на евреев было удивительным — особенно на литовских. В споре между хасидами и их противниками он занимал антихасидскую позицию, но и здесь сумел проявить мягкость своей замечательной души, никогда не выходя за рамки спора. В его ешиве учились дети из хасидских семей, которые возвращались домой отнюдь не изменив убеждениям, полученным в детстве. Раби Хаим учил их Торе, а не «переучивал в другое направление».

Рассказывают, что он ездил специально в Минск, где встречался с одним из хасидских лидеров, раби Шнеуром Залманом. Там оба великих учителя признали, что в прошлом каждая из сторон не всегда вела себя по отношению к оппонентам справедливо. В том, что сегодня оба направления — литовское и хасидское — мирно уживаются друг с другом, большая заслуга раби Хаима Воложинского.

Приведем одно из его высказываний: «По отношению к себе человек должен удовлетворяться малым: съешь кусок хлеба и благослови Всевышнего; по отношению к другим человек должен быть щедрым: накорми других досыта».


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.