Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Хаим бе-раби Ицхак. Выдающийся ученый, талмудист, учитель и подвижник Торы. Литовский раввин. Крупнейший авторитет своего времени. Ближайший сподвижник и ученик Виленского Гаона. Родился в 1749 году в местечке Воложин, что в Виленской губернии. Умер там же в 1821 году. Прославился как основатель и руководитель крупнейшей ешивы нашей эпохи — Воложинской (1803 год), «прародительницы» всех последующих ешив, в том числе современных нам.

Занимал посты главного раввина сначала в Вилькомире, затем в Воложине. Но круг его деятельности не ограничивался решением внутриобщинных проблем. Он считался признанным авторитетом по всем вопросам, касающимся российского еврейства. С ним советовались все равы поколения, к нему обращались за помощью из других стран, важность его роли бесспорного руководителя признавалась даже царской администрацией.

Народ его любил. Многие приезжали в Воложин, чтобы «увидеть два чуда» — ешиву и ее раввина. Влияние раби Хаима на евреев было удивительным — особенно на литовских. В споре между хасидами и их противниками он занимал антихасидскую позицию, но и здесь сумел проявить мягкость своей замечательной души, никогда не выходя за рамки спора. В его ешиве учились дети из хасидских семей, которые возвращались домой отнюдь не изменив убеждениям, полученным в детстве. Раби Хаим учил их Торе, а не «переучивал в другое направление».

Рассказывают, что он ездил специально в Минск, где встречался с одним из хасидских лидеров, раби Шнеуром Залманом. Там оба великих учителя признали, что в прошлом каждая из сторон не всегда вела себя по отношению к оппонентам справедливо. В том, что сегодня оба направления — литовское и хасидское — мирно уживаются друг с другом, большая заслуга раби Хаима Воложинского.

Приведем одно из его высказываний: «По отношению к себе человек должен удовлетворяться малым: съешь кусок хлеба и благослови Всевышнего; по отношению к другим человек должен быть щедрым: накорми других досыта».


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»