Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Тема

Ецер аРа — дурное начало

Что же на самом деле представляет собой злое, дурное начало в человеке — Ецер а-Ра? Разберемся, обратившись к традиционным еврейским источникам.

Оглавление

Что такое злое, дурное начало в человеке — Ецер а-Ра? ↓

Высказывания мудрецов и определение. Как было в начале…

Так кто же он, Сатан, и что это за сила?

Талмуд в трактате Сукка, лист 52, приводит семь определений Ецер а-Ра

Цитаты из Талмуда и мудрецов о Ецер а-Ра:

«Во мне два я, два полюса, два мнения,
во мне два человека, два врага…»
В. Высоцкий

«Ецер а-Ра» в западной культуре называется сатаной, дьяволом, нечистой силой, ангелом смерти, бесом и т.д. — все это понятия, которое были впитаны и слегка видоизменены христианством и исламом из их источника — иудаизма.

А что же на самом деле представляет собой Ецер а-Ра? Для этого давайте обратимся к традиционным еврейским источникам.

Что такое злое, дурное начало в человеке — Ецер а-Ра? [↑]

Талмуд в трактате Кидушин (30 б) говорит, что Ецер а-Ра (условный перевод на русский — «злое начало», «стремление к злу») вступает в противоборство с человеком каждый день заново. Если бы Всевышний не помогал, человек бы не мог сопротивляться… Одно из названий Ецер а-Ра — «Враг», а самое опасное в борьбе с врагом, как известно, — недооценивать его. А самое важное в этой ежедневной борьбе — хорошо изучить все, что связано с «врагом»: его повадки, методы борьбы, чтобы выработать свою стратегию и тактику войны с ним.

Высказывания мудрецов и определение. Как было в начале… [↑]

Наши мудрецы обращают внимание, что в Торе в главе Берейшит 2, 7 слово «ва-йицер» (создал) написано с двумя буквами «йуд». Это необычное написание. Объясняют мудрецы: удвоение показывает, что Всевышний создал человека с двумя началами, добрым и дурным. Что же это за «дурное начало», заложенное в природу человека? Рав Исроэль Салантер в письме «Игерет а-Мусар» выделяет два аспекта дурного начала.

  1. «Коах а-Гуф» — дословно «сила тела». То есть желание есть, спать, половое влечение и т.д. — так называемые «плотские удовольствия». Сюда же относится и жажда наживы.
  2. «Коах а-Тума» — дословно «сила Нечистоты», которая толкает человека на грех, даже если грех не приносит видимого удовольствия. Например, поболтать вместо изучения Торы.

Заметим, что «сила тела» — это двигатель прогресса. То есть Всевышний «встроил» в нас стремление к богатству, чтобы заселить и развивать, сделать комфортным для жизни весь мир. Влечение к противоположному полу — чтобы обеспечить продолжение рода, способность получать удовольствие от пищи — чтобы гарантировать продолжение жизни.

Эта идея четко прослеживается в трактате Йома, где сказано, что пророк Эзра и мужи Великого Собрания решили уничтожить Ецер а-Ра. Они его ПРОСТО аннулировали, ОТМЕНИЛИ. И после этого — в течение трех дней не нашлось даже ни одного снесенного курицей яйца. Тогда они решили уничтожить стремление служить идолам, но стремление к противоположному полу только ослабить («ослепить на один глаз», убрать влечение к инцестным связям). То есть, мы видим, что без Ецер а-Ра невозможно существование мира.

Эта же идея выражена в высказывании мудрецов, что у ребенка до бар-мицвы (у мальчика до 13 лет, а у девочки до 12 лет — до бат-мицвы) нет «Ецер а-Тов» («доброго начала»). Но для ребенка есть, пить, спать — отнюдь не отрицательные моменты. Всевышний заложил эти потребности, чтобы гарантировать развитие ребенка.

Всегда ли это было так? Наши мудрецы говорят, что до греха первого человека, до того как Адам и Хава вкусили от Древа Познания добра и зла, — не было никакой необходимости ни в желании есть, ни в желании обогащаться, ни во влечении к противоположному полу. Раши пишет (в комментарии к Берейшит 2, 25 — «и были оба наги, человек и жена его, и не стеснялись») — «Не было дано ему (человеку), пока не вкусили от Древа, и вошел в них Ецер а-Ра, и узнали, что хорошо, что плохо».

При этом у Адама и Хавы родились дети в девятом часу шестого дня (Пиркей раби Элиэзер 11), до «грехопадения», до того, как они вкусили от Древа Познания, хотя физического влечения (в той форме, которую мы знаем) у них еще не было.

Рамбан пишет, что они делали то, что им подсказывал разум. А плод Древа Познания создал у них желание, стремление к чему-либо, не обязательно к тому, что подсказывает разум. Кстати, слово «даат» (познание) означает соединение, то есть возникновение желания в дополнение к разуму. Или прикрепление к чему-либо вне зависимости от того, необходимо это или нет.

До греха Адама и Хавы Змей, соблазнивший их, был внешним фактором, не являлся частью их собственного «Я». После того, как плод Древа Познания был съеден, он связал в личности человека воедино знание — стремление к добру и к злу. Рав Элияу Деслер (на основании слов рава Хаима Воложинера) пишет, что сейчас Ецер а-Ра говорит внутри нас в первом лице, а Ецер а-Тов во втором. Проверить себя довольно просто — когда наш внутренний голос говорит «я хочу!» — это влечение тела, а когда он говорит «ты должен» — это то, что подсказывает разум.

То есть желание, влечение появилось только в результате греха Адама и Хавы, до этого человек должен был делать только то, что разум диктует ему, объективно, без личной заинтересованности. Желания же тела — продукт познания добра и зла — стали частью нашей личности и должны быть под контролем заповедей Торы.

Вернемся ко второй части определения рава Исроэля Салантера — Ецер а-Ра как сила Тумы, духовной нечистоты (то есть, даже, когда у человека нет какой-либо страсти или животного влечения, все равно в нем есть сила, толкающая его к греху). Пример рава Салантера такой: человек жаждет славы и почета, но при этом ни за что не хочет выполнять какую-либо заповедь, например, заповедь благотворительности. Он может с удовольствием поддерживать проекты, рекламирующее его деятельность, но совершенно не понимает необходимость поддержки изучения Торы и т.д.

Так кто же он, Сатан, и что это за сила? [↑]

Прежде всего, нужно сказать, что он находится в полном подчинении у Всевышнего. (Мы видим это ясно в книге Йова, где Всевышний, обращаясь к Сатану, дает ему право испытать Иова). Власть есть только у Всевышнего, а Ецер а-Ра — лишь инструмент, сотворенный Всевышним для испытания человека.

Всевышний создал возможность выбора, создал иллюзию существования зла, возможности его выбрать, возможность признать власть зла.

Рамхаль говорит, что зло именно для этого и было сотворено — чтобы мы приняли власть добра в конце времен. То есть Ецер а-Ра — это инструмент испытания, исправления, полицейская и карательная система, иллюзия.

Талмуд в трактате Сукка, лист 52, приводит семь определений Ецер а-Ра [↑]

  1. Всевышний называет его «ра» — «дурной». Мааршо поясняет, что это природные силы, появляющиеся в человеке при рождении. Но тогда — как же Создатель может их называть «дурными»? Дело в том, что их «добрый», положительный аспект часто скрыт. Как говорил Виленский Гаон: «Злое — это то, в чем добро не явно».
  2. Моше называет дурное начало «арель» — что означает дословно «закупоренный», «закрытый», то есть невосприимчивый. Раши в трактате Йома говорит, что после греха сердце закрывается для восприятия любой мудрости. Это один из путей Ецер а-Ра — не дать разуму и сердцу воспринять истину.
  3. Царь Давид назвал Ецер а-Ра «тамэ» — нечистый (соответствует аспекту, указанному в начале статьи). Царь Давид просил сотворить ему «чистое сердце». Так как изначально даже у него сердце было человеческое.
  4. Царь Шломо называл Ецер а-Ра «ненавистник», «враг». То есть, он хочет греха человеку во зло, и с ним как с ненавистником нужно воевать.
  5. Пророк Йешаяу называл его «михшоль» — «препятствие» или «барьер». Препятствие, не позволяющие идти прямым путем, Даже маленькая кочка может стать причиной падения.
  6. Пророк Йехезкель называл его «камень». То есть «каменное сердце», равнодушное к себе и другим.
  7. Пророк Йоэль называл его «спрятанный», то есть постоянно пребывающий в засаде, подстерегающий человека.

Цитаты из Талмуда и мудрецов о Ецер а-Ра: [↑]

Трактат Бава Батра: «Сказал Реш Лакиш: Ецер а-Ра — он же Сатан, он же Ангел Смерти».

Трактат Брахот приводит молитву, которая содержит просьбу спасти от Сатана разрушающего.

В трактате Сукка сказано, что Сатан подбивает, подговаривает к греху, и он же свидетельствует на Небесном Суде о совершенном грехе.

Гмара называет его так же «эль зар» (чужой бог, чужая сила).

Рав Овадья Сфорно приводит источник, где сказано, что Змей, соблазнивший Аама и Хаву, — и есть Сатан.

Трактат Кидушин говорит, что Ецер а-Ра выглядит для праведников горой, а для злодеев — волоском.

Выводить материалы