Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.

Раби Шмуэль-Элиэзер бар Йеуда Алеви Эйдельс (Маарша; 5315—5392 /1555—1631/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.

Родился в Кракове. Его родовая линия восходила к Мааралю из Праги (см.), а также к выдающемуся кабалисту р. Йеуде Хасиду (см.).

Изучал Тору в Познани. Женился на дочери богатейшего купца р. Моше Гальперина и в 5345 /1585/ году — при финансовой поддержке тестя — основал ешиву.

После смерти тестя его жена Эйдель Гальперин приняла на себя заботу о материальном обеспечении и семьи зятя, и его многочисленных учеников — в течение двадцати лет ешива в Познани содержалась на ее средства. Имя этой праведной женщины увековечено в фамильном прозвище р. Шмуэля — Эйдельс (Сарей амеа 2:28).

Когда Эйдель покинула этот мир, р. Шмуэль был вынужден принять на себя исполнение раввинских обязанностей — в 5365 /1605/ году он был приглашен возглавить общину г. Хелма.

В 5376 /1616/ году, после смерти Маарама из Люблина (см.), р. Шмуэль Эйдельс сменил его на посту люблинского раввина.

В последний период жизни, начиная с 5385 /1625/ года, он возглавлял общину г. Острога — одну из крупнейших польских общин того времени (она была вдвое больше общины Люблина). В Остроге он создал ешиву, привлекавшую сотни учеников.

Он был также одним из руководителей знаменитого «Совета четырех земель», координирующего внутреннюю жизнь всех еврейских общин Польши и Украины. Этот высочайший статус отразился в имени Маарша, под которым он вошел в историю еврейской мысли: аббревиатура слов «Морейну арав Шмуэль Эйдельс — наш наставник раввин Шмуэль Эйдельс».

Около трех десятилетий Маарша работал над своим основным произведением — комментарием к большинству трактатов Талмуда. Этот комментарий состоит из двух самостоятельных частей. Первая из них, называемая Хидушей алахот (Законодательные заметки), содержит виртуозный и изощренный анализ алахических дискуссий Талмуда, а также анализ концепций Раши (см.) и тосафистов.

Эти заметки написаны предельно сжато и лаконично — их адекватное понимание требует от читателя не только полного соучастия и концентрации на изучаемом предмете, но и исключительных интеллектуальных усилий. В силу этого они традиционно используются в ешивах для оттачивания мышления учеников.

Считается, что тот, кто не понимает комментариев, написанных Мааршой, на самом деле не понимает самих слов Талмуда, к которым эти комментарии относятся. Однако при более углубленном изучении предмета именно комментарии Маарши помогают распутать узел проблем и разрешить многочисленные противоречия, возникающие при поверхностном изучении. Один из выдающихся последователей Маарши, р. Йона Ландсдорф, утверждал, что «дух Б-жий глаголил его устами, ведь, не достигнув уровня пророчества, невозможно написать подобную книгу». И косвенным признаком высочайшего духовного уровня, достигнутого Мааршой, служат слова, которыми он часто завершает свои самые виртуозные объяснения: «векаль леавин» — «и это легко понять».

Во второй части этих комментариев, называемой Хидушей агадот (Заметки относительно историй и парабол), разъясняются повествовательные фрагменты Талмуда: исторические рассказы и предания, притчи, афоризмы и этические сентенции мудрецов.

Впервые комментарии Маарши вышли двумя отдельными книгами еще при его жизни.

В классических изданиях Талмуда они набраны в приложении, рядом с комментариями р. Шломо Лурии (Мааршаля; см.) и Маарама из Люблина (см.).

Р. Шмуэль Эйдельс умер в г. Остроге пятого кислева 5392 /1631/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Место евреев уникально среди народов, и наши политические концепции, основанные на Торе, также уникальны. В государстве, основанном на Торе, Закон превыше всего. Хотя многие истинно религиозные евреи сегодня стараются отдалиться от участия в политике, наличие в Израиле религиозных партий демонстрирует всем, насколько велико в стране число «евреев за Б-га» Читать дальше

Перед приходом Машиаха

Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»

Очерк "Перед приходом Машиаха", излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии - и на многие другие языки

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Выборы в Израиле и Хафец Хаим

Хафец Хаим

Как известно, Толдот Йешурун и наш сайт не занимаются политикой, но мы не можем остаться в стороне от выборов, которые состоятся в Израиле через несколько дней. В связи с этим публикуем письмо крупнейшего раввина последнего века, создателя алахического кодекса законов «Мишна Брура», принятого всеми религиозными евреями, — раби Исраэля-Меира аКоэна из Радина. Дай Б-г, чтобы выборы в Израиле приблизили наш народ к избавлению. Нам представляется, что голосование — это личное дело каждого, а те, у кого есть вопросы, пусть спрашивают у своих раввинов.