Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Реш Лакиш приступил к изучению Торы с великим рвением. Рассказывается, что «он повторял изученный материал как минимум 40 раз — по числу дней, проведенных Моше на горе Синай, — и лишь затем приходил на новый урок р. Йоханана»

Раби Шимон бен Лакиш (Реш (или Рейш) Лакиш; ум. ок. 4039 /279/ г.) — ученик и ближайший коллега р. Йоханана.

По свидетельству кабалистов, он был воплощением души Ишмаэля, сына праотца Авраама (Седер адорот).

В юности он изучал Тору, но затем, связавшись с шайкой разбойников, «сбросил с себя ярмо закона» (Бава меция 84а, Тосафот). Реш Лакиш стал предводителем банды, и только вмешательство р. Йоханана «вернуло его под сень Шехины». Он начал занятия в ешиве р. Йоханана, и р. Йоханан отдал свою красавицу-сестру ему в жены (Бава меция 84а, Раши).

Реш Лакиш приступил к изучению Торы с великим рвением. Рассказывается, что «он повторял изученный материал как минимум 40 раз — по числу дней, проведенных Моше на горе Синай, — и лишь затем приходил на новый урок р. Йоханана» (Таанит 8а). На его уроках Реш Лакиш выжидал, пока наставник полностью выскажется, а затем обрушивал на него свои возражения (Раши на Швуот 40а). Сам р. Йоханан вспоминал: «На каждое мое слово он задавал по 24 труднейших вопроса и мне приходилось изыскивать 24 объяснения, — благодаря этому понимание каждой проблемы обогащалось» (Бава меция 84а).

Вскоре Реш Лакиш стал талмид-хавером р. Йоханана и ближайшим помощником в руководстве ешивой: «каждый день он повторял с другими учениками уроки р. Йоханана и разъяснял их» (Бава кама 117а, Раши).

Вместе с р. Йохананом Реш Лакиш разрабатывал основы Иерусалимского Талмуда; большинство разделов Вавилонского Талмуда также содержит множество законодательных дискуссий между ними.

Этические высказывания Реш Лакиша, приведенные в Талмуде, неразрывно связаны с его не совсем обычной судьбой. Он говорил: «Человек не согрешит, пока не залетит в него ветер глупости» (Сота 3а). Он также учил: «Сначала исправь себя, а потом берись исправлять других» (Бава меция 107б).

Реш Лакиш умер незадолго до р. Йоханана. В Талмуде рассказывается, что р. Йоханан, не в силах утешиться, «рыдал и призывал ушедшего друга: “Где ты, Бен Лакиш?! Где ты, Бен Лакиш?!” — до тех пор, пока не лишился рассудка, а вскоре и его душа обрела последний покой» (там же 84а).

С разрешения издательства Швут Ами


Прежде, чем обратиться к духовному развитию человека, следует понять в общем: что есть духовная жизнь? Читать дальше

Как изменить свой мир

Рав Зелиг Плискин

Самовнушение способно открыть перед человеком новые горизонты. Произнесение определенных фраз, связанных с верой в Б-га и благодарностью к Нему, позволит повысить качество жизни. Опробуйте этот метод и убедитесь, что он работает!

Еда как связующее звено между душой и телом

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?

Смысл заповедей кашрута

Рав Моше Пантелят

Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»

Храм — связь миров

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Первая заповедь

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Что на самом деле произошло у горы Синай?

Привычки и ноги

Мирьям Климовская

Способность привыкать и действовать автоматически заложена в нас для нашей же пользы. Без нее мы не могли бы нормально функционировать. Если бы мы не могли привыкать к изменениям в своей жизни, если бы боль от утраты близкого человека ощущалась так же остро, как и вначале, если бы дрожь в коленках при поступлении на новую ответственную работу сопровождала нас и годы спустя, мы бы ничего в жизни не добились.

Воложинская ешива

С. Бернфельд

"Рассадник фанатичных раввинов" и прообраз современных ешив