Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если он купил книги на деньги, предназначенные для милостыни, он должен внимательно следить за тем, чтобы постоянно одалживать их другим, если не учится по ним сам — в этом случае ему принадлежит преимущественное право пользования ими.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Реш Лакиш приступил к изучению Торы с великим рвением. Рассказывается, что «он повторял изученный материал как минимум 40 раз — по числу дней, проведенных Моше на горе Синай, — и лишь затем приходил на новый урок р. Йоханана»

Раби Шимон бен Лакиш (Реш (или Рейш) Лакиш; ум. ок. 4039 /279/ г.) — ученик и ближайший коллега р. Йоханана.

По свидетельству кабалистов, он был воплощением души Ишмаэля, сына праотца Авраама (Седер адорот).

В юности он изучал Тору, но затем, связавшись с шайкой разбойников, «сбросил с себя ярмо закона» (Бава меция 84а, Тосафот). Реш Лакиш стал предводителем банды, и только вмешательство р. Йоханана «вернуло его под сень Шехины». Он начал занятия в ешиве р. Йоханана, и р. Йоханан отдал свою красавицу-сестру ему в жены (Бава меция 84а, Раши).

Реш Лакиш приступил к изучению Торы с великим рвением. Рассказывается, что «он повторял изученный материал как минимум 40 раз — по числу дней, проведенных Моше на горе Синай, — и лишь затем приходил на новый урок р. Йоханана» (Таанит 8а). На его уроках Реш Лакиш выжидал, пока наставник полностью выскажется, а затем обрушивал на него свои возражения (Раши на Швуот 40а). Сам р. Йоханан вспоминал: «На каждое мое слово он задавал по 24 труднейших вопроса и мне приходилось изыскивать 24 объяснения, — благодаря этому понимание каждой проблемы обогащалось» (Бава меция 84а).

Вскоре Реш Лакиш стал талмид-хавером р. Йоханана и ближайшим помощником в руководстве ешивой: «каждый день он повторял с другими учениками уроки р. Йоханана и разъяснял их» (Бава кама 117а, Раши).

Вместе с р. Йохананом Реш Лакиш разрабатывал основы Иерусалимского Талмуда; большинство разделов Вавилонского Талмуда также содержит множество законодательных дискуссий между ними.

Этические высказывания Реш Лакиша, приведенные в Талмуде, неразрывно связаны с его не совсем обычной судьбой. Он говорил: «Человек не согрешит, пока не залетит в него ветер глупости» (Сота 3а). Он также учил: «Сначала исправь себя, а потом берись исправлять других» (Бава меция 107б).

Реш Лакиш умер незадолго до р. Йоханана. В Талмуде рассказывается, что р. Йоханан, не в силах утешиться, «рыдал и призывал ушедшего друга: “Где ты, Бен Лакиш?! Где ты, Бен Лакиш?!” — до тех пор, пока не лишился рассудка, а вскоре и его душа обрела последний покой» (там же 84а).

С разрешения издательства Швут Ами


Даже тот факт, что обрезание крайней плоти полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Читать дальше