Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина, законоучителя и мудреца эпохи Талмуда

Раби Шимон бен Лакиш (сокращенно Реш Лакиш). Выдающийся амора (мудрец и учитель эпохи составления Талмуда), живший в Эрец Исраэль в 3 веке. Торе учился у раби Ошаи. Известен как ученик и постоянный оппонент другого знаменитого аморы — раби Йоханана. Их ученые споры приведены на многих страницах обоих Талмудов.

Агада рассказывает, что в силу обстоятельств Реш-Лакиш в молодости был вынужден оставить учебу. В частности известно, что он выступал в цирке как наемный гладиатор. Затем под влиянием раби Йоханана, на сестре которого женился, он вернулся к Торе, быстро продвинулся и занял в ешиве раби Йоханана в Тверии должность второго учителя. В находчивости и логике он не знал себе равных. Сам раби Йоханан признавал, что на любое его предложение, Реш-Лакиш выдвигал 24 серьезных опровержения, ссылаясь на разные положения в Мишне и Барайте; и раби Йоханану приходилось находить на них 24 ответа. Так, в спорах между ними рождалась «истина Талмуда». (При всех их расхождениях Талмуд в большинстве случаев принимает к руководству мнение раби Йоханана.)

Агада рассказывает, что Реш-Лакиш отличался необыкновенной физической силой. Но еще больше поражала людей мощь его учебы: прежде чем приступить к новому материалу, он 40 раз повторял главу Мишны. Из его высказываний приведем следующие: «Раньше укрась себя, а потом украшай (учи) других»; «Человек совершает преступление только в припадке безумия».

На одном из уроков, когда изучались некоторые особенности работы по изготовлению ножей, раби Йоханан и Реш-Лакиш, как всегда, обменялись острыми репликами. Учитель бросил: «Кто лучше разбойника знает свою профессию!» Реш-Лакиш в долгу не остался: «У разбойников я был равом, и здесь тоже рав!» Вся эта полемика привела к тому, что Реш-Лакиш заболел и умер. Намек на его разбойное прошлое, просквозивший в диалоге, дает некоторое основание полагать, что Реш-Лакиш в юности действительно входил в состав преступной шайки. Но кроме приведенных слов, других свидетельств этому Талмуд не приводит.

Читайте также: Что такое Талмуд и кто его написал?


Речь — то, что выделяет человека из мира животных. Еврейские законы речи называются шмират-алашон, охрана речи. Тора призывает нас удалить из своей речи злословие, лашон-ара, а также сквернословие и пустословие. Речь делает тайное явным и обладает такой силой, что может изменять человека и его мысли, и даже мир — как материальную его часть, так и духовную. Важно и то, что мы говорим, и то, в какую форму мы облекаем наши высказывания Читать дальше

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Духовный смысл очищения от квасного

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Ликутей Амарим — Тания. Глава 8

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Главы из книги

«Совершенная Мера» 7. О пустословии и его противоположности — усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Что стоит за общением между супругами

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Мужья разговаривают, чтобы передать информацию, жены же используют вербальные функции для укрепления внутрисемейной связи. О необходимости слушать других.

Береги свою речь. Красота речи

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Если вникнуть в суть ежедневно произносимых нами слов, можно увидеть, что они в большей степени, чем любая другая сфера человеческой деятельности, определяют и формируют нашу суть.

Ликутей Амарим — Тания, часть IV. Послание пятое

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»