Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина, законоучителя и мудреца эпохи Талмуда

Раби Шимон бен Лакиш (сокращенно Реш Лакиш). Выдающийся амора (мудрец и учитель эпохи составления Талмуда), живший в Эрец Исраэль в 3 веке. Торе учился у раби Ошаи. Известен как ученик и постоянный оппонент другого знаменитого аморы — раби Йоханана. Их ученые споры приведены на многих страницах обоих Талмудов.

Агада рассказывает, что в силу обстоятельств Реш-Лакиш в молодости был вынужден оставить учебу. В частности известно, что он выступал в цирке как наемный гладиатор. Затем под влиянием раби Йоханана, на сестре которого женился, он вернулся к Торе, быстро продвинулся и занял в ешиве раби Йоханана в Тверии должность второго учителя. В находчивости и логике он не знал себе равных. Сам раби Йоханан признавал, что на любое его предложение, Реш-Лакиш выдвигал 24 серьезных опровержения, ссылаясь на разные положения в Мишне и Барайте; и раби Йоханану приходилось находить на них 24 ответа. Так, в спорах между ними рождалась «истина Талмуда». (При всех их расхождениях Талмуд в большинстве случаев принимает к руководству мнение раби Йоханана.)

Агада рассказывает, что Реш-Лакиш отличался необыкновенной физической силой. Но еще больше поражала людей мощь его учебы: прежде чем приступить к новому материалу, он 40 раз повторял главу Мишны. Из его высказываний приведем следующие: «Раньше укрась себя, а потом украшай (учи) других»; «Человек совершает преступление только в припадке безумия».

На одном из уроков, когда изучались некоторые особенности работы по изготовлению ножей, раби Йоханан и Реш-Лакиш, как всегда, обменялись острыми репликами. Учитель бросил: «Кто лучше разбойника знает свою профессию!» Реш-Лакиш в долгу не остался: «У разбойников я был равом, и здесь тоже рав!» Вся эта полемика привела к тому, что Реш-Лакиш заболел и умер. Намек на его разбойное прошлое, просквозивший в диалоге, дает некоторое основание полагать, что Реш-Лакиш в юности действительно входил в состав преступной шайки. Но кроме приведенных слов, других свидетельств этому Талмуд не приводит.

Читайте также: Что такое Талмуд и кто его написал?


Запрет брать взятку упоминается в Торе трижды. Это запрещено даже тогда, когда взятка на практике не влияет на судебный приговор. Так же, как запрещено брать взятку, запрещено и давать ее. Важно, что запрет взятки относится и к нееврейским судам: согласно законам Ноя, народам мира заповедано сформировать справедливые суды, и потому запрещено искривлять правосудие. Читать дальше