Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина, законоучителя и мудреца эпохи Талмуда

Раби Шимон бен Лакиш (сокращенно Реш Лакиш). Выдающийся амора (мудрец и учитель эпохи составления Талмуда), живший в Эрец Исраэль в 3 веке. Торе учился у раби Ошаи. Известен как ученик и постоянный оппонент другого знаменитого аморы — раби Йоханана. Их ученые споры приведены на многих страницах обоих Талмудов.

Агада рассказывает, что в силу обстоятельств Реш-Лакиш в молодости был вынужден оставить учебу. В частности известно, что он выступал в цирке как наемный гладиатор. Затем под влиянием раби Йоханана, на сестре которого женился, он вернулся к Торе, быстро продвинулся и занял в ешиве раби Йоханана в Тверии должность второго учителя. В находчивости и логике он не знал себе равных. Сам раби Йоханан признавал, что на любое его предложение, Реш-Лакиш выдвигал 24 серьезных опровержения, ссылаясь на разные положения в Мишне и Барайте; и раби Йоханану приходилось находить на них 24 ответа. Так, в спорах между ними рождалась «истина Талмуда». (При всех их расхождениях Талмуд в большинстве случаев принимает к руководству мнение раби Йоханана.)

Агада рассказывает, что Реш-Лакиш отличался необыкновенной физической силой. Но еще больше поражала людей мощь его учебы: прежде чем приступить к новому материалу, он 40 раз повторял главу Мишны. Из его высказываний приведем следующие: «Раньше укрась себя, а потом украшай (учи) других»; «Человек совершает преступление только в припадке безумия».

На одном из уроков, когда изучались некоторые особенности работы по изготовлению ножей, раби Йоханан и Реш-Лакиш, как всегда, обменялись острыми репликами. Учитель бросил: «Кто лучше разбойника знает свою профессию!» Реш-Лакиш в долгу не остался: «У разбойников я был равом, и здесь тоже рав!» Вся эта полемика привела к тому, что Реш-Лакиш заболел и умер. Намек на его разбойное прошлое, просквозивший в диалоге, дает некоторое основание полагать, что Реш-Лакиш в юности действительно входил в состав преступной шайки. Но кроме приведенных слов, других свидетельств этому Талмуд не приводит.

Читайте также: Что такое Талмуд и кто его написал?


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.