Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Люби укоряющих и ненавидь хвалящих, ибо эти приведут тебя к жизни в будущем мире, а те сживут тебя со свету»Авот де-раби Натан 29, 1
Развитие христианства в Римской империи. Священники подстрекали народ против евреев, императоры же, в целом, старались защитить евреев, которые продолжали оставаться римскими гражданами.

Под пятой угнетателей

После смерти Раби положение евреев в Святой Земле ухудшилось. Многочисленные распри и войны между командирами римских легионов, а также между римлянами и персами тяжелым бременем ложились на провинции Империи, которые были обязаны снабжать римские легионы, находящиеся на их территории. Опасаясь недовольства солдат, власти облагали население обременительными налогами. Если какой-нибудь город не поставлял в срок требуемую подать, его населению грозила серьезная опасность. Налоги непрерывно возрастали, поэтому мудрецы Святой Земли были вынуждены иногда разрешать печь хлеб в шабат и обрабатывать землю в год шмиты (седьмой субботний год, когда запрещена обработка земли), чтобы исполнить требования римлян.

Император Каракала (3971—3977/211—217) издал указ, по которому все население провинций получало римское гражданство. Этот указ привел к нормализации отношений римлян и евреев. Римляне больше не преследовали евреев, а те, в свою очередь, были верными гражданами Римской империи. Когда персидский царь Шабур вторгся в Сирию, евреи помогали римлянам в войне против персов. Много евреев погибло в ту войну, принесшую победу римлянам.

На закате владычества Сирийского царства на политической арене появился город Тадмор (Пальмира), расположенный в Сирийской пустыне. Некоторое время правители Пальмиры контролировали Сирию и территорию Эрец Исраэль. Они ненавидели евреев и жестоко преследовали их. Однако в 4032 (272) году император Аврелий разрушил Пальмиру и восстановил римское владычество в Сирии.

Война религий

Войны в Передней Азии не прекращались вплоть до царствования Диоклетиана (4044/284), который, будучи сильным и мудрым правителем, сумел восстановить мир во всей империи. Сначала он относился к евреям с подозрением. Рассказывали, что эта неприязнь возникла у него еще в юности. Будущий император был в то время свинопасом, что вызывало насмешки еврейских детей. Однако еврейским мудрецам удалось убедить императора забыть юношеские обиды, и постепенно его отношение к евреям изменилось. Вместе с тем, император преследовал христиан, которые пытались установить свое влияние в Римской империи. После двадцати лет царствования Диоклетиан решил уйти в отставку и провести остаток своих дней в покое.

Перед своей отставкой он постановил, что полководцы римских легионов будут править по очереди. Но они начали вести междоусобные войны, в результате которых к власти пришел Константин. Новый император понимал, что христианство приобретает влияние в армии, и для привлечения солдат на свою сторону предоставил ему равные права с остальными религиями. Впоследствии он постепенно даровал христианам больше прав, чем евреям и язычникам. Сам император не был поборником христианской религии, но умело использовал ее для достижения своих политических целей. По мере роста влияния христиан Константин расширял их права за счет евреев и язычников, пока, наконец, не признал христианство государственной религией Империи.

Под покровительством императора в 4085 (325) году в городе Никее собрались кардиналы и епископы христианской церкви. Этот собор принял основные каноны христианской церкви, а также предал анафеме последователей Ариуса, который учил, что Ешу (Иисус) был человеком. Решения Никейского собора способствовали отделению христианства от иудаизма. Так, например, собор передвинул выходной день с субботы на воскресенье и изменил дату празднования христианской Пасхи.

Вскоре Константин сделал столицей Римской империи город Византию, переименовав его в Константинополь.

Борьба христиан против евреев

После смерти Константина влияние христианской церкви в империи еще более возросло. Священники добились принятия законов, позволяющих лишать евреев римского гражданства и подстрекали население нападать на евреев. В 4111 (351) году римляне разрушили еврейские центры в Ципори, Тверии и Лоде. Многие мудрецы бежали из Эрец Исраэль в Вавилонию.

Следующий император, Юлиан, вернул империю к культам римских языческих богов. Одним из последствий его борьбы с церковью за власть было прекращение преследований евреев. Перед началом войны с персами император обещал, что по ее окончании он разрешит евреям вернуться на родину и построить Храм. Однако он погиб на войне и не успел выполнить своего обещания.

Наследовавшие Юлиану императоры снова сделали христианство — теперь уже окончательно — государственной религией. Долгое время обретшая силу церковь боролась с императорами за власть. Священники подстрекали народ против евреев, императоры же, в целом, старались защитить евреев, которые продолжали оставаться римскими гражданами. В конце концов, церковь победила: гражданские права евреев были аннулированы. Евреи христианской Европы вступили в трагическую пору кровавых преследований.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни, полностью связаны с постройкой Мишкана — переносного Храма, о котором написана эта статья. Мишкан служил местом сильнейшего раскрытия Божественного Присутствия, которое не оставляло сынов Израиля во время их сорокалетних странствий по пустыне. Читать дальше