Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В молодости р. Хисда был очень беден, но затем, занявшись производством и продажей крепких напитков, разбогател. Он использовал свои богатства для помощи неимущим.

Рав Хисда (3977—4069 /217—309/) — преемник р. Уны во главе ешивы в Суре.

Происходил из рода коэнов — священников Храма (Раши на Хулин 44б). В юности учился у Рава (см.), основателя ешивы в Суре; в 16 лет женился на его внучке (Кидушин 29б, Хулин 95а; Седер адорот). После смерти Рава, последовавшей в 4007 (247) году, учился у нового главы ешивы р. Уны (Гитин 7а, Раши), а затем стал его талмид-хавером — ближайшим коллегой в постижении законов Торы (Эрувин 62б, Тосафот).

В молодости р. Хисда был очень беден, но затем, занявшись производством и продажей крепких напитков, разбогател. Он использовал свои богатства для помощи неимущим (Песахим 113а, Раши); на свои средства он заново отстроил ешиву в Суре.

В течение многих десятилетий он был ближайшим помощником р. Уны в руководстве ешивой. Талмуд называет их двумя «старцами из Суры» (Санхедрин 17б, р. Хананель) и «праведниками Вавилонии» (Таанит 23б).

В 4052 (292) году р. Хисда основал в Суре собственный дом учения, а спустя четыре года, после смерти р. Уны, возглавил всю ешиву (Раавад, Седер акабала); он стал признанным главой поколения и наиболее авторитетным законоучителем, к которому обращались во всех трудных и спорных случаях (Эрувин 40б).

В Талмуде отмечается, что подход р. Хисды к изучению Торы отличался глубиной постановки проблем и остротой их анализа — перед его способностью вести изощренную дискуссию трепетали (Эрувин 67а, Раши). В то же время р. Хисда был известен исключительной праведностью — по свидетельству Талмуда, в годы засухи он вызывал своей молитвой дожди (Моэд катан 28а).

Рав Хисда установил текст благословения, произносимого коэнами перед Биркат коаним (Сота 39а); он так же ввел обязанность, отправляясь в дальний путь, произносить Тфилат адерех (Дорожную молитву) (Брахот 29б).

Рав Хисда возглавлял ешиву в Суре в течение 10 лет (Раавад, Седер акабала). Его ближайшими учениками были рав Зейра (см.), будущий глава мудрецов Земли Израиля, и Рава (см.), будущий глава мудрецов Вавилонии.

В Талмуде рассказывается: ангел смерти, явившийся за душой р. Хисды, не мог приблизиться к нему, потому что 92-летний мудрец, не прерываясь, был занят изучением Торы — а Тора защищает человека от смерти. И лишь когда ангел, прибегнув к хитрости, сумел на мгновение отвлечь внимание р. Хисды, душа покинула его тело (Моэд катан 28а, Макот 10а).

С разрешения издательства Швут Ами


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!