Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Ненавидящий справедливые слова — ненавидит даже сказанное на горе Синай»Мехильта, гл. Мишпатим
Рав Йеуда относился к молитве с исключительным трепетом. В Талмуде рассказывается, что «перед каждой молитвой р. Йеуда облачался в свои лучшие одеяния».

Рав Йеуда бар Йехезкель (в Талмуде назван просто «рав Йеуда»; 3980 — 4060 /220 — 300/ гг.) — ближайший ученик Рава (см.) и Шмуэля (см.), основатель и руководитель ешивы в Пумбедите.

Родился в день, когда умер р. Йеуда Анаси (Кидушин 72б).

Учился у отца, рава Йехезкеля — знаменитого знатока Торы, из почтения перед которым вставал даже великий Шмуэль; затем р. Йеуда был одним из ближайших учеников Рава в ешиве Суры. После смерти Рава (4007 /247/ г.) он продолжил обучение в ешиве Неардеи у Шмуэля, с которым так же был очень близок (Раши, Сукка 9а; Седер адорот).

Шмуэль гордился своим учеником и говорил, что р. Йеуда более похож на ангела-небожителя, чем на смертного человека (Нида 13а).

После смерти Шмуэля (4013 /253/ г.) р. Йеуда стал его преемником в Неардее (Раавад, Седер акабала); а когда в 4018 /258/ году Неардея была захвачена и разрушена войсками князя Пальмиры, р. Йеуда основал новую ешиву в соседнем городе Пумбедите. Эта ешива постепенно превратилась в ведущий центр изучения Торы, а сам р. Йеуда стал признанным главой мудрецов своего поколения (Послание рава Шриры Гаона).

Рав Йеуда считал, что с образованием новых крупных центров изучения Торы в Суре и Пумбедите вся земля Вавилонии освятилась святостью Торы — и теперь «каждый живущий в Вавилонии подобен живущему в Земле Израиля» (Ктубот 111а, Раши). Более того, он полагал, что в сложившейся ситуации вообще не следует возвращаться в Святую Землю — по его мнению, евреи должны будут возвратиться из изгнания только в час конечного избавления, с приходом Машиаха. Рав Йеуда учил: «Каждый, кто поднимается из Вавилона в Землю Израиля, преступает повеление пророка, ведь сказано (Ирмия 27:22): “В Вавилон они будут приведены и там останутся до того дня, когда Я вспомню о них” (Брахот 24б; Ктубот 110б)».

Однако Талмуд поясняет, что имеется в виду лишь запрет «подниматься стеной» (Ктубот 111а) — т.е. «всем еврейским народом, захватывая страну силой» (Раши), — но запрет не затрагивает отдельных паломников и отдельных людей, переселяющихся в Землю Израиля, чтобы изучать там Тору и выполнять заповеди, обусловленные святостью этой земли.

Рав Йеуда уделял особое внимание сохранению в изгнании иврита — святого языка Торы. Он запрещал использовать в молитве арамейский язык — разговорный язык евреев Вавилонии (Шабат 12б); благодаря этому иврит был сохранен как язык молитвы — трижды в день уста каждого еврея обращаются к Б-гу на святом языке.

Сам рав Йеуда относился к молитве с исключительным трепетом. В Талмуде рассказывается, что «перед каждой молитвой р. Йеуда облачался в свои лучшие одеяния» (Брахот 30б) — это стало одним из источников существующего доныне обычая: в час молитвы облачаться в парадные одежды, подходящие для торжественного приема во дворце у Царя царей (Рамбам, Законы молитвы 5:5).

Талмуд отмечает: в ешиве, возглавляемой р. Йеудой, изучались, в основном, те разделы Мишны, в которых регламентировались имущественные и правовые отношения между людьми (Брахот 20а). Рав Йеуда утверждал, что, если человек стремится достичь благочестия, он должен с особенной щепетильностью выполнять именно эти законы Торы — чтобы ни в коем случае не нанести кому-нибудь убытка или ущерба (Бава кама 30а).

Ближайшими учениками р. Йеуды были р. Йосеф бар Хия (см.), Раба (см.) и р. Зейра (см.) — лидеры следующего поколения мудрецов Торы.

С разрешения издательства Швут Ами


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.