Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Галут, Земля Израиля, Вавилонский талмуд, Талмуд, Амораим, Алия, Рав Александр Кац
Рав Йеуда бар Йехезкель (в Талмуде назван просто «рав Йеуда»; 3980 — 4060 /220 — 300/ гг.) — ближайший ученик Рава (см.) и Шмуэля (см.), основатель и руководитель ешивы в Пумбедите.
Родился в день, когда умер р. Йеуда Анаси (Кидушин 72б).
Учился у отца, рава Йехезкеля — знаменитого знатока Торы, из почтения перед которым вставал даже великий Шмуэль; затем р. Йеуда был одним из ближайших учеников Рава в ешиве Суры. После смерти Рава (4007 /247/ г.) он продолжил обучение в ешиве Неардеи у Шмуэля, с которым так же был очень близок (Раши, Сукка 9а; Седер адорот).
Шмуэль гордился своим учеником и говорил, что р. Йеуда более похож на ангела-небожителя, чем на смертного человека (Нида 13а).
После смерти Шмуэля (4013 /253/ г.) р. Йеуда стал его преемником в Неардее (Раавад, Седер акабала); а когда в 4018 /258/ году Неардея была захвачена и разрушена войсками князя Пальмиры, р. Йеуда основал новую ешиву в соседнем городе Пумбедите. Эта ешива постепенно превратилась в ведущий центр изучения Торы, а сам р. Йеуда стал признанным главой мудрецов своего поколения (Послание рава Шриры Гаона).
Рав Йеуда считал, что с образованием новых крупных центров изучения Торы в Суре и Пумбедите вся земля Вавилонии освятилась святостью Торы — и теперь «каждый живущий в Вавилонии подобен живущему в Земле Израиля» (Ктубот 111а, Раши). Более того, он полагал, что в сложившейся ситуации вообще не следует возвращаться в Святую Землю — по его мнению, евреи должны будут возвратиться из изгнания только в час конечного избавления, с приходом Машиаха. Рав Йеуда учил: «Каждый, кто поднимается из Вавилона в Землю Израиля, преступает повеление пророка, ведь сказано (Ирмия 27:22): “В Вавилон они будут приведены и там останутся до того дня, когда Я вспомню о них” (Брахот 24б; Ктубот 110б)».
Однако Талмуд поясняет, что имеется в виду лишь запрет «подниматься стеной» (Ктубот 111а) — т.е. «всем еврейским народом, захватывая страну силой» (Раши), — но запрет не затрагивает отдельных паломников и отдельных людей, переселяющихся в Землю Израиля, чтобы изучать там Тору и выполнять заповеди, обусловленные святостью этой земли.
Рав Йеуда уделял особое внимание сохранению в изгнании иврита — святого языка Торы. Он запрещал использовать в молитве арамейский язык — разговорный язык евреев Вавилонии (Шабат 12б); благодаря этому иврит был сохранен как язык молитвы — трижды в день уста каждого еврея обращаются к Б-гу на святом языке.
Сам рав Йеуда относился к молитве с исключительным трепетом. В Талмуде рассказывается, что «перед каждой молитвой р. Йеуда облачался в свои лучшие одеяния» (Брахот 30б) — это стало одним из источников существующего доныне обычая: в час молитвы облачаться в парадные одежды, подходящие для торжественного приема во дворце у Царя царей (Рамбам, Законы молитвы 5:5).
Талмуд отмечает: в ешиве, возглавляемой р. Йеудой, изучались, в основном, те разделы Мишны, в которых регламентировались имущественные и правовые отношения между людьми (Брахот 20а). Рав Йеуда утверждал, что, если человек стремится достичь благочестия, он должен с особенной щепетильностью выполнять именно эти законы Торы — чтобы ни в коем случае не нанести кому-нибудь убытка или ущерба (Бава кама 30а).
Ближайшими учениками р. Йеуды были р. Йосеф бар Хия (см.), Раба (см.) и р. Зейра (см.) — лидеры следующего поколения мудрецов Торы.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»