Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Шмуэль бар Аба (в Талмуде назван просто «Шмуэль»; 3940-4013/180-253/ гг.) — глава ешивы в Неардее; друг и неизменный оппонент Рава, а после его смерти — общепризнанный лидер мудрецов Вавилонии.

Родился в крупнейшем еврейском городе Вавилонии — Неардее, расположенном на берегу Евфрата. Происходил из рода коэнов — служителей Храма (Мегила 22а).

Изучал Тору с отцом — знаменитым ученым, который был впоследствии увековечен в Талмуде под именем Авуа дэШмуэль (отец Шмуэля), выражающем уважение к его великому сыну.

Уже в юности проявились уникальные способности Шмуэля, и отец изучал с ним Мишну, как со взрослым ученым, ставя перед ним сложнейшие проблемы, разрешение которых требовало изощренного эвристического анализа (ИТ Шабат 6:6; Зевахим 26а).

Затем Шмуэль переехал в Землю Израиля, чтобы учиться у самого составителя Мишны р. Йеуды Анаси (Рамбам, Предисловие к Мишнэ Тора). И хотя р. Йеуда уже готов был предоставить ему смиху, обстоятельства сложились так, что Шмуэлю пришлось возвратиться в Неардею без смихи и связанного с ней титула раби (Бава меция 85б). Тем не менее, авторитет Шмуэля и его познания в Торе были столь велики, что отсутствие смихи не послужило препятствием: община Вавилонии приняла его в качестве даяна (судьи). Талмуд называет Шмуэля «судьей евреев изгнания» (Санхедрин 17б).

Шмуэль прославился также искусством врачевателя. Еще в Земле Израиля он излечил от тяжелой глазной болезни самого р. Йеуду Анаси (Седер адорот), а когда в 3979 (219) году в Вавилонию возвратился Рав (см.), Шмуэль поселил его в своем доме и сумел исцелить от опасной болезни внутренних органов (Шабат 108а).

С той поры Рав и Шмуэль стали близкими друзьями и сотрудниками в изучении законов Торы. Алахические дискуссии между ними легли в основу целого ряда разделов Талмуда: и хотя, в целом, Шмуэль признавал превосходство и законодательный авторитет своего старшего друга (Мегила 22а), тем не менее, во многих случаях закон был установлен именно в соответствии с точкой зрения Шмуэля. Так, в законах, касающихся имущественных споров, законодательное решение всегда принималось в соответствии с его мнением, поскольку он считался непревзойденным специалистом в этих вопросах (Бехорот 49б; Седер адорот).

Связь между Равом и Шмуэлем не прервалась и тогда, когда Рав, основав ешиву в Суре, покинул Неардею, а Шмуэль стал главой ешивы в Неардеи; два великих мудреца продолжали встречаться и вместе принимать решения по всем важнейшим вопросам (Послание рава Шриры Гаона).

После смерти Рава, последовавшей в 4007 (247) г., Шмуэль стал признанным главой мудрецов Вавилонии, а его ешива получила статус основного центра изучения Торы и еврейского просвещения в диаспоре (там же). Авторитет Шмуэля при дворе персидского царя Шабура I (еще в 3986 /226/ году персы вытеснили из Вавилонии ее прежних хозяев, парфян) способствовал тому, что еврейские общины сохраняли свое религиозное самоуправление и экономическую самостоятельность (Бава кама 96б, Седер адорот).

Сам Шмуэль, получивший значительное наследство от отца, был очень богат, и на его полях работало множество арендаторов (Хулин 105а).

Шмуэль обладал также обширными познаниями в философии — «мудрости греков» (Раавад, Седер акабала). Но особенно глубокими были его астрономические исследования: он вычислял орбиты небесных тел, необходимые для установления точного календаря (Рош ашана 20б). В Талмуде сказано, что Шмуэль «знал тропинки небес, как тропинки родной Неардеи» (Брахот 58б).

И сегодня эта оценка не кажется преувеличенной. Например, в созвездии Плеяды, отстоящем от Земли на 420 световых лет, невооруженным глазом можно различить 8 звезд, и до эры телескопов астрономы так и считали. Однако Шмуэль утверждал (Брахот там же), что в этом созвездии около сотни звезд. Правоту его слов удалось подтвердить лишь с изобретением радиотелескопа.

Астрономические открытия Шмуэля были столь впечатляющи, что в Талмуде сказано: «В летописи поколений будет написано не “раби Шмуэль”, но “Шмуэль Астроном” (Бава меция 85б)».

Кабалисты раскрывают, что воплощением души Шмуэля в последующих поколениях стал великий кодификатор законов Торы Рамбам (см.) (Седер адорот).

С разрешения издательства Швут Ами


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.