Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек не задумывается о смысле жизни, — зачем ему жить?»Раби Нахман из Бреслава

Ешива в Воложине была «матерью» всех ешив девятнадцатого века. Ее основал знаменитый ученик Гаона из Вильны, рав Хаим Ицкович из Воложина (1749—1821). Готовясь к этому революционному начинанию, он разослал письма всем еврейским общинам Литвы и их раввинам. В них он подробно объяснял необходимость создания центрального национального дома учения, который будет привлекать ученых высшего калибра и создавать физическую и духовную среду, необходимую для поддержки интенсивного изучения Торы. Он писал:

Есть те, кто хотят учиться, но не имеют для этого средств. И есть такие, что хотят у шться и имеют для этого финансовые возможности. Но у них нет учителя, который бы направил их по истинному пути аналитического изучения. …Они как овцы без пастуха. …И хотя я недостоин короны, которая, по праву, не принадлежит мне, но недалеко то время, когда еврейский народ останется без лидеров. …И двери дома учения будут закрыты… Поэтому я призываю всех моих возлюбленных братьев услышать истину… заделать брешь в нашей стене и поддержать Тору Б-га [с помощью ешив], изо всех наших сил, подкармливая бедных студентов и оказывая финансовую поддержку».1

Это письмо вызвало сильный резонанс в литовском еврействе. Лучшие молодые умы отбирались для обучения в ешиве. Рав Хаим посылал мешулахим3 (сборщиков средств) в еврейские общины Литвы, чтобы финансово поддерживать ешиву. Хотя ешива так и не достигла полной финансовой самостоятельности, она получала поддержку от сотен общин всего мира. И в этом Воложин отходил4 от принятой в Восточной Европе нормы, где эти учреждения поддерживались только местными общинами.

Рав Хаим был не только главой ешивы, его уважали как живое олицетворение ешивы. Его педагогический метод, аналитический стиль изучения Талмуда, внимание к малейшим деталям, философия жизни и образования, и наконец праведность и цельность стали отличительными особенностями Воложина. Он был не просто лектором и администратором, но учителем и наставником всех студентов и ведущей силой всего образовательного процесса. Рав Хаим был всем для учеников — отцом и матерью, учителем и доверенным лицом, другом и советником, критиком и начальником.

Так он стал прототипом и стандартом для всех, кто приходил после него и называл себя титулом Рош ешива (глава ешивы). Его философия образования была основана на четырех принципах: личное влияние и взаимодействие между учителем и учеником; общие, а не индивидуальные занятия; создание уверенности в себе и высокой самооценки у учеников, их психологического и духовного подъема; внесение радости и удовлетворения в изучение Талмуда.

Как истинный ученик Гаона из Вильны, рав Хаим противостоял пилпулистическому5 методу обучения, принятому при изучении Талмуда в течение последних веков и приведшему в своих крайних формах к негативному отношению к изучению Талмуда как серьезному и необходимому делу.

Аскала высмеивала софистику и смешные рассуждения малообразованных учеников того времени. Гаон, а потом рав Хаим решили восстановить баланс в методологии изучения Торы и не из-за Аскалы, но исходя из глубокого понимания истинного метода изучения Торы. Точность понимания текста благодаря знанию всех основных комментариев к Талмуду, строго логическое рассуждение, анализ, интеллектуальная честность и открытость, готовность слушать и понимать конфликтующие точки зрения стали символами «литовского способа» изучения, основополагающего в важнейших ешивах сего дня. Это аналитическое искусство и честность текстуального изучения заменили быстрые всплески вдохновения, которые отличали технику принятого раньше метода, с которым боролась школа Воложина.

Это был метод рава Хаима и его ешивы. Вкупе с потрясающей преданностью учению, быстрым темпом продвижения и святым соперничеством выдающихся личностей это сделало ешиву превосходящей интеллектуальной организацией своего времени. В ешиве терпимо относились к чужим мнениям, отличались скромностью, осмысленностью действий, оригинальностью мысли и решений. Ешива вдохнула новую жизнь в литовское еврейство и вернула короне Торы былую славу. Она высоко подняла знамя Гаона из Вильны, на котором было начертано: «Только благодаря изучению Торы может выжить Израиль».


1 Там же, стр. 33, 34.

2 Потом там была установлена географическая квота на число учащихся.

3 Буквально «посланников». Их также называли аббревиатурой шадар — шлухей дерабанан — посланных раввинами.

4 Прецедент международных поисков фондов был создан в великих вавилонских общинах с шестого по восьмой века, но в восточной Европе это прекратилось в шестнадцатом-семнадцатом веке.

5 Пилпуль — букв, «перец, приправа», как термин уже обсуждался в прим. к гл. 12. Здесь он употребляется в более узком смысле, как технический метод изучения, необходимый иногда для соединения разрозненных положений в одно целое, чтобы разъяснить предмет. Но, увлекаясь блеском головоломных логических построений, он выходил за рамки интеллектуальной честности. Уже говорилось о его отличии от пилпуля, современного термина для ясного логического анализа и изложения текста.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?