Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Эзра, Хагай и Зехарья стали последними пророками — после их смерти дух пророчества отошел от народа Израиля до прихода Машиаха

Эзра (עזרא; ум. в 3448 г. /312 г. до н.э./) — один из величайших пророков и мудрецов, духовный глава народа Израиля в своем поколении.

Прямой потомок коэна Пинхаса (см.), внука первосвященника Аарона (см.) (Эзра 7:1-5). По свидетельству кабалистов, Эзра был новым воплощением души Аарона (Седер адорот).

Родился в вавилонском изгнании.

Был выдающимся переписчиком священных книг и глубоким знатоком законов Торы (Эзра 7:6; ИТ, Шкалим 5:1).

Его основной наставник — Барух бен Нерия (см.), ближайший ученик пророка Йирмии (см.). В 3370 году /390 г. до н.э./ Эзра принял от него тайны пророческой традиции, а также полномочия главы мудрецов Торы (Седер адорот).

В 3389 году /371 г. до н.э./ вавилонская империя пала, а еще через год персидский завоеватель Кореш (Кир) разрешил евреям вернуться в Землю Израиля и отстроить Храм. Группа выдающихся мудрецов, среди которых были Зерубавель (см.), Мордехай (см.), пророки Хагай (см.) и Зехарья (см.), отправились на святую землю во главе более чем сорока двух тысяч евреев. Там они возвели жертвенник и преступили к строительству нового Храма (Эзра 1:1-5, 2:1-2, 2:64, 3:1-8; Седер адорот). Но Эзра остался в Вавилоне, потому что его наставник Барух из-за своего преклонного возраста не мог совершить столь далекое путешествие — и Эзра продолжил у него учиться (Мегила 16б, Раши; Шир аширим раба 5:4).

Из этого поступка Эзры в Талмуде делают вывод: «Изучение Торы важнее даже, чем возведение Храма» (Мегила 16б). Ведь Эзра не желал прерывать занятий с наставником, поскольку заслуга того, кто занимается Торой, выше. С другой стороны, он мог поступить так только благодаря тому, что знал: заповедь возведения Храма будет выполнена другими евреями, которые поднялись из Вавилона в Иерусалим под предводительством Зерубавеля (Таз, Йорэ деа 251:6). Но в 3392 году /368 г. до н.э./ над персидской державой воцарился новый правитель — Ахашверош (Артаксеркс), и работы по восстановлению Храма были запрещены. Строительство возобновилось лишь в 3408 году /352 г. до н.э./, когда на персидский престол был возведен семилетний сын Ахашвероша — Дарий (Эзра 4:23-24, Раши; Седер олам раба 29; Седер адорот). В тот год Эзра впервые удостоился дара пророчества (Мегила 15а; Седер адорот).

В 3412 году /348 г. до н.э./ новое здание Храма было завершено (Эзра 6:15-16; Седер адорот); первосвященником Храма стал племянник Эзры — Йешуа бен Йоцадак (Рашбац, Маген авот 1:2; Мидрешей корот амейну 1, 43). А год спустя в Вавилоне умер наставник Эзры — Барух, и вскоре после его смерти Эзра собрался в Землю Израиля (Мегила 16б; Седер адорот). Перед отъездом он собрал многочисленные пожертвования в пользу Храма — в том числе от царя Персии Дария и его советников (Эзра 7:15-16, Раши).

Перед исходом из изгнания Эзра выяснил происхождение и родословный статус (ихус) всех еврейских семей, живущих в Вавилоне и Персии, и выявил тех, у кого были «изъяны» в родословной, — например, халалей (потомков коэнов, непригодных к служению), мамзеров и вольноотпущенников. Он увел всех обладателей «изъянов» с собой, чтобы они не перемешались в изгнании с другими евреями. Ведь вместе с Эзрой в Землю Израиля возвращалось большинство выдающихся знатоков Торы, и в Персии не оставалось авторитетного раввинского суда, который мог бы взять на себя контроль над чистотой еврейских родов (Кидушин 69б, Раши).

Перед самым отправлением в путь Эзра разбил лагерь и пересчитал всех своих спутников — полторы тысячи человек — по их семействам. «И собрал я их к реке, — вспоминал Эзра, — …и стояли мы там три дня, и приглядывался я к народу и к коэнам, и не нашел я там никого из левитов» (Эзра 8:15). Комментаторы поясняют, что в стане Эзры, безусловно, были левиты, но только глубокие старики, когда-то изгнанные из Святой Земли, и он «не нашел там никого из левитов», кто бы мог играть на музыкальных инструментах при принесении храмовых жертв. И даже петь в Храме они уже не могли из-за глубокой старости, ведь самый младший из них был гораздо старше семидесяти лет (Раши и Маарша, Кидушин 69б). А другие, более молодые, левиты, способные к храмовому служению, не пожелали добровольно покинуть Вавилон и Персию, потому что жили там в достатке и покое, а жизнь в Земле Израиля была сопряжена с нищетой и тяжелой работой. Поэтому-то Эзре пришлось направить своих посланцев, чтобы привести несколько семейств левитов для служения в Храме, — но и тем удалось собрать лишь немногих (Эзра 8:16-19; Раши, Кидушин 69б; Тиферет Исраэль, Яхин, Кидушин 4:1:3). Комментаторы отмечают, что не только левиты, но и большинство других евреев «не пожелали подняться» с Эзрой, потому что были «полны страха и беспокойства», ибо боялись трудностей и опасностей, связанных с возрождением своей страны (Тосфот а-Рош,Кидушин 69б).

Первого нисана 3413 года /347 г. до н.э./ Эзра и его спутники покинули Персию, а пять месяцев спустя, первого ава, добрались до Иерусалима (Эзра 7:7-9, 8:31-32, Раши; Седер адорот).

Эзра был ошеломлён увиденным: многие евреи Иудеи совершенно отошли от соблюдения заповедей Торы и даже взяли себе жен из окружающих народов-идолопоклонников (Эзра 9:1-5, 10:1-6). Подобные «браки» были даже в семье первосвященника, т.е. среди ближайших родственников самого Эзры (там же 10:18).

Двадцатого кислева 3414 года Эзра собрал весь народ на площади перед Храмом и потребовал, чтобы виновные отослали своих иноземных жен, — и в течение нескольких последующих месяцев, до первого дня месяца нисан, его требование было выполнено, а виновные принесли повинную жертву в Храме (там же 10:9-19).

Для решения текущих проблем и управления народом Эзра создал в Иерусалиме совет величайших мудрецов поколения, во главе которого наряду с ним встали правитель Иудеи Зерубавель, Мордехай, пророки Хагай и Зехарья. В отличие от Великого Санхедрина, состоящего из семидесяти одного судьи, созданный Эзрой совет включал сто двадцать судей, и его стали называть «Большим (или Великим) Собранием» (Раши, Бава батра 15а; Седер адорот 3408).

Мудрецы Великого Собрания определили окончательный состав Танаха, первой частью которого стало Пятикнижие — Тора, второй — книги пророков (Невиим), а третьей — «писания» (Ктувим), в которых отразился «дух пророчества» (руах акодеш). Соответственно, само название Танах (תנך) явилось аббревиатурой слов Тора (תורה), невиим (נביאים) и ктувим (כתובים) (см. Бава батра 14б-15а).

Эзра установил, чтобы свитки со священными книгами писались только так называемым «ассирийским» шрифтом (ашурит), с помощью которого была записана Тора пророком Моше (см.), — но не «еврейским» шрифтом, который к тому времени заимствовали у евреев самаритяне (Санхедрин 22а).

Кроме того, мудрецами Великого Собрания был определен порядок ежедневных, субботних и праздничных молитв (Седер адорот 3408). Эзра установил, чтобы трижды в неделю — в шабат, в понедельник и четверг — во время молитвы публично читали Тору (Бава кама 82а).

Поскольку Первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства и распутства жителей Йеуды, Эзра призвал величайших мудрецов поколения, чтобы своей молитвой они попытались аннулировать в еврейском народе тягу к этим двум величайшим грехам. Сначала мудрецы постились три дня и три ночи, моля Творца избавить народ Израиля от влечения к идолопоклонству — и их молитва была услышана. Но их просьба относительно влечения к распутству была выполнена лишь частично — в народе было убито влечение к ближайшим родственникам, близость с которыми запрещена Торой (Йома 69б).

В Талмуде говорится: «Когда Тора стала забываться в Израиле, прибыл Эзра из Вавилонии и упрочил ее» (Сукка 20а). По образному выражению мудрецов, Великое Собрание, созданное Эзрой, «возвратило корону [Торы] на ее место» (Йома 69б).

В течение некоторого времени Эзра выполнял также обязанности первосвященника в Храме (см. Рамбам, Яд ахазака; Шем агдолим, Гдолим 70, 2; Мидрешей корот амейну 43). Под его руководством — впервые после Моше — был приготовлен пепел красной коровы для очищения от ритуальной нечистоты (Пара 3:5; Седер адорот).

Мудрецы утверждают, что «если бы первосвященник Аарон жил в поколении Эзры, то Эзра превосходил бы его своим величием» (Коэлет раба 1:8).

В первый день месяца тишрей 3427 году /333 г. до н.э./, в Рош ашана, все евреи Йеуды собрались в Иерусалиме, и Эзра читал для них Тору. Слушая слова Торы, народ плакал в раскаянии, понимая, что не выполняет многого из заповеданного Б-гом (Нехемья 8:1-9, Раши). К празднику Суккот евреи построили шалаши на крышах домов и улицах города, и Эзра вновь ежедневно читал Тору для всего народа (там же 8:16-18, Мецудат Давид). В те дни народ Израиля заключил новый союз с Творцом, и под текстом этого договора подписались главы народа (10:1).

Эзра написал первые пять глав книги Диврей аямим (Хроники), завершенной его ближайшим соратником Нехемьей (см.), а также историю возведения Второго Храма, названную по его имени книгой Эзры — обе эти книги были включены в состав Танаха, в раздел Ктувим (Бава батра 15а, Раши).

Его пророчества включены в Танах под названием Сефер Малахи (Книга Малахи; буквально «Книга Моего посланника») — эта книга завершает раздел Невиим (Пророки) (Мегила 15а; Седер адорот 3370).

Важнейшие пророчества Эзры посвящены дням конечного избавления. «Вот, Я посылаю Моего посланника (малахи), и очистит он дорогу передо Мной, — предрекает Эзра приход Машиаха. — И внезапно придет в Свой Храм Б-г, которого вы ищете!» (Малахи 3:1, Ибн-Эзра и Мальбим). В те дни снова станут приносить жертвы в отстроенном Храме, «и приятен будет для Б-га дар Йеуды и Иерусалима, как в древние дни и прежние годы» (там же 3:4). Евреи будут вновь близки к своему Творцу: «И станут они для Меня избранной долей, — сказал Б-г Воинств, — в тот день, который Я определю, Я помилую их, как человек милует своего сына… И снова сможете различать между праведником и грешником, между служащим Б-гу и не служащим Ему» (3:17-18).

Как удостоиться конечного избавления? Творец отвечает через Эзру и на этот вопрос: «Помните Тору Моше, раба Моего, которую Я заповедал ему в Хореве для всего Израиля — уставы и законы» (3:22).

В заключение Эзра предрекает, что перед приходом царя-Машиаха к еврейскому народу возвратится пророк Элияу (см.), чтобы привести евреев к полному раскаянию: «Вот, Я посылаю к вам пророка Элияу перед наступлением дня Б-га, великого и страшного. И возвратит он сердца отцов к сыновьям, а сердца сыновей к отцам, чтобы Я не пришел и не поразил землю истреблением» (3:23-24). Этими словами завершаются пророчества Эзры и вся «Книга пророков».

Оценивая роль Эзры в истории народа Израиля, мудрецы Талмуда сказали: «Эзра был достоин, чтобы Тора была дарована через него, но его опередил пророк Моше» (Санхедрин 21б).

Эзра был призван в Небесную Ешиву десятого тевета 3448 года /312 г. до н.э./, в тот же год, что и пророки Хагай и Зехарья. Сохранилось предание, что он был вызван в Персию к царю Дарию и умер в пути (Седер адорот 3370, 3448).

И в тот же год персидская армия потерпела окончательное поражение от войска греческого царя Александра Македонского, а царь Дарий был убит — на этом закончилась эпоха персидского владычества над Израилем. Победитель — Александр Македонский — направил свою армаду в сторону Иерусалима (там же 3448).

Эзра, Хагай и Зехарья стали последними пророками — после их смерти дух пророчества отошел от народа Израиля до прихода Машиаха (см. Йома 9б; Сота 48б; Бава батра 14б).

Завершилась эпоха пророков и началась эпоха мудрецов и толкователей Торы (Седер олам раба 30). В первой мишне трактата Авот (Поучения отцов) сказано: «Моше получил Тору с Синая и передал ее Йеошуа, Йеошуа — старейшинам, старейшины — пророкам, а пророки передали ее мужам (т.е. мудрецам) Великого Собрания» (Авот 1:1).

Духовным наследником Эзры стал его племянник и ученик Идо-Шимон бен Йешуа, прозванный впоследствии Шимон Ацадик (Шимон Праведник) (Седер акабала; Седер адорот 3448; подробнее о нем см. в кн. «Еврейские мудрецы», с. 3-4).

С разрешения издательства Швут Ами

Читайте также: тема Книги Пророков — Невиим


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.