Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

За что был наказан Змей?

Темы: Ецер аРа, Первородный грех, Берешит, Месть, Змей, Овадья Климовский, Адам и Хава

Отложить Отложено

Здравствуйте, меня интересует вопрос по Бытию 3:14-15: почему змею вменяется вина? Ведь он выполнил свою задачу (создал испытание). И что означает это наказание для него? И еще: что за вражда между змеем и женою и между семенем ее и его? Спасибо. Андрей

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Андрей!

Спасибо за Ваши интересные вопросы.

Для начала позвольте прибавить к ним еще два (зачастую, чем больше вопросов возникает, тем более очевидным становится ответ): почему Всевышний не задал Змею тот же вопрос, что задал Адаму и Хаве: «Почему ты так поступил?» И хотя их ответы выглядят откровенно жалкими, все же им был дан шанс как-то оправдаться (на самом деле — покаяться). Для Змея это было бы очень удачной возможностью отвести от себя обвинения, заявив: если учитель говорит одно, а ученик — другое, кого следует слушать? Имеется в виду, что Всевышний велел Адаму одно, а Змей подбивал его на другое, — кого в этой ситуации должен был слушать Адам? Ясно, что Б-га, поэтому человек сам и виноват.

И еще: если посмотреть на приговор, вынесенный троим «соучастникам преступления», наказание Змея покажется самым жестоким. А ведь он только говорил то, что ему напрямую не было запрещено, тогда как Адам и Хама нарушили ДЕЙСТВИЕМ недвусмысленно озвученный запрет.

Теперь обратимся к Вашему первому вопросу: за что же он вообще был наказан? Пересмотрев около двадцати самых известных комментариев к Писанию, я увидел, что большинство комментаторов не задает этот, казалось бы, «напрашивающийся» здесь вопрос. Из чего можно сделать вывод, что ответ на него крайне прост: кем бы ни был Змей на самом деле[1], нас интересует то, как показывает его нам Тора, задача которой — научить человека вести себя правильно, то есть согласно воле Творца. И об этом пишет рав Гирш: наказание Змея служит прежде всего поучением для человека, который должен знать — зло наказуемо. В этом ключе и ответы на остальные вопросы представляются весьма простыми: Змей рассматривается нами на первом уровне понимания Торы (пшат) как обычное разумное существо (как пишет об этом Ибн-Эзра: «Тот, Кто наделил разумом человека, наделил им и Змея»), обладающее свободой выбора и несущее ответственность за свои поступки. Соответственно, он был наказан, причем сильнее людей, потому, что подбивал их на преступление. Из чего наши мудрецы выводят два правила: 1) тот, кто подбивает другого совершить грех, хуже того, кто этот грех совершает; 2) к тому, кто склоняет других к идолопоклонству[2], неприменим обычный закон Торы, что судьям следует искать способ оправдать человека, которому угрожает смертная казнь. Поэтому Всевышний и не задавал Змею вопросов, которые бы дали тому возможность «оправдаться», свалив вину на Адама, а сразу огласил приговор.

Остается прояснить, что означает «вражда между потомством Змея и потомством Хавы». Кроме самого простого понимания (ясно, что оба участника подобной истории в будущем не испытывали бы друг к другу ничего, кроме вражды), есть несколько объяснений комментаторов. Рассмотрим вкратце некоторые из них. Согласно одному объяснению, Змей — это Сатан. Поэтому неудивительно, что теперь, когда (как говорили мудрецы) зло проникло внутрь человека, он вынужден вместо того, чтобы опасаться его, держась от него подальше, бороться с ним ежедневно и ежеминутно, причем борьба эта тяжела, ибо подобна борьбе с самим собой… И если человек не поразит свое дурное начало вовремя «в голову» — не пресечет соблазн на корню, оно поразит его в пяту — незаметно, но верно сведет его с праведного пути и приведет в конце концов в Геином[3].

Раби Моше Альших объясняет эту вражду так: потомки Адама и Змея мстят друг другу за то, что их предки были наказаны в результате этой истории[4]: как известно, помимо того, что Адам стал смертным, за что его потомки ненавидят змей и стараются убить их, он был «понижен» духовно — мудрецы, образно выражаясь, писали, что его голова до этого достигала небосвода, теперь же он стал ниже. Поэтому змею стараются поразить именно в голову (это не противоречит простой логике, согласно которой именно в голову змеи и стоит целить, если нужно ее убить; ведь все это устроено Всевышним). А змея старается ужалить человека в пяту за то, что ее предок был в наказание лишен конечностей.

Ор а-Хаим пишет, что месть потомков Адама подобна дозволенной Торой мести родственников убитого — убийце. Превращение бессмертного изначально человека в смертное существо равносильно убийству, и поскольку виноват в этом Змей, его потомки расплачиваются за это. «Голова» (рош) в данном случае намекает на то, что случилось в начале (бэ-рош).

С уважением, Овадья Климовский

[1] Многие комментаторы приводят предание, согласно которому Змей — не кто иной как сам Сатан, ангел, создающий испытания и препятствия человеку (как и сказано в Вашем вопросе). Это частность, а в общем стоит заметить, что мы на своем уровне понимания вряд ли можем глубоко постичь то, что на самом деле происходило в саду Эдена. Как не понимаем и того, кто такие были Адам и Хава, если даже о том Адаме, который согрешил, мудрецы говорят: Авраам обнаружил его могилу потому, что увидел, как одна его пята «светила, подобно солнцу». Здесь нам иносказательно дают понять, какого непостижимого уровня святости достигал первый человек. Поэтому и для понимания всех остальных элементов этой истории требуется глубокое знание сокровенных частей Торы. Комментаторы приводят различные объяснения того, что произошло там, основанные на подобных знаниях, но мы здесь рассмотрим главное — то, чему нас призвана научить эта история.

[2] А Змей уговаривал человека, говоря: «и станете подобными Б-гу». Комментаторы пишут: идея о том, что кто-либо может уподобиться Всевышнему, вполне «тянет» на идолопоклонство.

[3] Место, которое не совсем верно было бы называть Адом, скорее чистилищем — там души согрешивших очищаются от той нечистоты, которую приобрели в результате греха.

[4] Интересно, получается, что Адам виноват не только в наказании, полученном им самим, но и в том, что был наказан Змей. Ведь если бы Адам не послушал Змея, того не за что было бы наказывать. Из этого мы можем извлечь дополнительный урок.

Читайте: полный обзор по теме Адам и Ева (Хава)

Материалы по теме

Я слышал, что первый человек был сотворен двуполым. Это правда?

Рав Меир Мучник

Почему изначально Б-г их так создал?

Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции и духовности

Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»

По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»

Знание Субботы 24. А в седьмой день — воздерживайся от работы

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Знание Субботы»

Работа служит для исправления мироздания. В субботу духовный свет особенно ярок, поэтому работа запрещена.

Почему бы не раздеться, когда жарко?

Рав Ашер Кушнир

Геннадий К., Иерусалим Вопрос: «Я учусь в ешиве. Ко мне недавно приехал брат... Первый его вопрос был: "А почему в такую жару ты не ходишь в майке и шортах, как я?". Откровенно говоря, я не знал, что ему ответить...»


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше