Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц
Духовная жизнь в Эрец Исраэль.

Из поколения в поколение

Еще во времена Зерубавеля и Йеошуа бен Йеоцедека духовные вожди еврейского народа занимались вопросами систематизации Устной Торы и внедрения ее в жизнь жителей Иудеи. В период Эзры и Нехемии эта работа возобновилась. Мудрецов, объяснявших и комментировавших законы Торы, называли Мужами Великого Собрания. В годы, последовавшие за периодом правления Нехемии, они стали учителями и просветителями, передававшими из поколения в поколение Устную Тору, которую Моше Рабейну получил на горе Синай вместе с Письменной Торой и которую он передал своему ученику Йеошуа бин Нуну. Тот, в свою очередь, передал ее мудрецам, от мудрецов она перешла к пророкам, а от пророков — к Мужам Великого Собрания. Выдащиеся лидеры, они приняли множество постановлений, направленных на духовное совершенствование еврейского народа, жизнь которого нужно было отвратить от чуждых влияний и крепко связать с заповедями Торы. Члены Великого Собрания установили распорядок молитв и точное их время, в частности, Шмонэ эсрэ — основную молитву всех трех дневных служб Они также упорядочили все книги Танаха, полученные ими от их предшественников — пророков.

Приверженность Торе

Мишна сохранила для нас высказывания Мужей Великого Собрания: «Не торопитесь судя, обучите множество учеников и делайте ограду Торе». Таким образом они предостерегали судей от поспешных суждений; судьи должны быть очень осторожны в своих решениях и принимать их только после тщательной проверки всех фактов. Каждый мудрец должен обучить как можно больше учеников, чтобы те распространяли Тору в народе Израиля. Рабаним должны также тщательно оберегать Тору и ее заповеди от непроизвольных нарушений, и тогда Всевышний будет надежно охранять Свой народ. Так, например, Тора запрещает любую созидательную работу в шабат; соответственно, мудрецы запретили также переносить с места на место рабочие инструменты, чтобы не нарушать субботний покой. Тора запрещает есть и хранить квасное (хамец) пополудни в канун Песаха. Мудрецы добавили еще два часа к запрету Торы с тем, чтобы оберечь евреев от возможных ошибок.

Египетское святилище

Период правления Мужей Великого Собрания продолжался до прихода греков, захвативших Персидское царство, которое более двухсот лет владело Эрец Исраэль. В это время еврейское население Египта жило преимущественно в городе Ев, недалеко от Ассуана. Это поселение образовалось, по-видимому, еще до разрушения Первого Храма.

Когда Камбиз, сын Кореша, завоевал Египет, в Еве уже проживали евреи. Камбиз не причинил им зла, потому что знал, что они были на стороне персидских властей. Местные евреи имели святилище с жертвенником, на котором они приносили жертвы Творцу. Они не знали, что запрещено приносить жертвы где бы то ни было, кроме Иерусалимского Храма. Возможно, они считали, что после разрушения Первого Храма подобное жертвоприношение не противоречит закону. Египетские жрецы ненавидели евреев и не упускали случая поиздеваться над ними. Когда персидский наместник на некоторое время покинул Египет, жрецы сожгли еврейское святилище. Местные евреи обратились к первосвященнику Храма в Иудее с просьбой помочь им, но тот ничего для них не сделал, может быть, потому, что не хотел, чтобы они снова приносили в своем святилище жертвы и, таким образом, нарушали Тору. Тогда египетские евреи обратились за помощью к лидеру самаритян Санбалату и к персидскому наместнику в Иудее и добились разрешения восстановить свое святилище. Неизвестно, достигли ли они своей цели, потому что вскоре после описываемых событий египтяне освободились от персидского владычества, и прошло свыше шестидесяти лет, прежде чем персидский царь Дарий снова завоевал Египет.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.