Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рассказы о еврейских мудрецах, притчи и увлекательные истории, посвященные силе одного слова — Амен

В Гемаре говорится: «גדול העונה אמן יותר מן המברך — Отвечающий Амен более велик, чем произносящий благословение» (Брахот 53б). На первый взгляд, это высказывание мудрецов вызывает изумление. Как может тот, кто произносит одно короткое слово, удостоиться за это большего величия, чем тот, кто благословляет Всевышнего?

Чтобы ответить на такой непростой вопрос, приведем следующее сравнение. Слуга короля горячо прославляет его перед большим собранием людей. Если никто не отзовется на прославление, то для короля это — великий позор! Это означает, что ни один из его подданных не согласен с восхвалением, высказанным в его адрес. И наоборот, если хвалебные слова будут встречены воодушевленными рукоплесканиями и искренними криками «Да здравствует король!», это станет подтверждением его величия и докажет, что король достоин подобных почестей.

Вот почему мы произносим Амен после благословения. Амен дополняет благословение, подтверждая только что произнесенное прославление. Этим словом мы подчеркиваем, что только Ашем действительно достоин подлинного величия.

Наши мудрецы также сравнивают Амен, произносимый после благословения, с королевской печатью, которая ставиться под его указом. Без этой печати указ не полон и лишен силы. Когда благословение не сопровождается словом Амен, ему недостает завершенности.

Рав Реувен-Зелиг Бенгис, глава раввинского суда Иерусалима, в юности учился в знаменитой Воложинской ешиве. Он рассказывал следующую историю:

Р. Хаим Воложинер взял себе за непреложное правило произносить благословения только в присутствии других людей, чтобы кто-нибудь мог ответить ему Амен. Однажды глубокой ночью р. Хаим был погружен в изучение Торы. Вдруг он ощутил жажду и протянул руку к стакану с водой. Но, быстро спохватившись, он отдернул руку и решил дожидаться появления кого-нибудь, кто мог бы ответить Амен.

Его жажда все усиливалась, но он продолжал учиться.

Внезапно послышался слабый стук в дверь. Открыв ее, р. Хаим увидел одного из своих учеников. «Ребе, — сказал тот, — я не могу уснуть. Я натолкнулся на трудное место в Гемаре и хотел бы обсудить его с Вами».

Теперь р. Хаим, наконец, мог выпить воды! Он произнес благословение Ше-а-коль нийе би-дворо, и его ученик ответил Амен.

На следующее утро р. Хаим поблагодарил ученика за то, что он пришел к нему ночью. Молодой человек непонимающе взглянул на него. «Но, Ребе, я не приходил к вам этой ночью», — сказал он.

Как видно, ночной гость был ангелом с Небес! Р. Хаим так сильно желал произнести совершенное благословение, «запечатанное» словом Амен, что Всевышний послал к нему ангела, чтобы избавить его от жажды.

Прекрасным завершением этого рассказа о р. Хаиме Воложинере может стать комментарий, который дает р. Шмелке из Никольсбурга к одному из пиютов праздника Рош ашана. В утренней молитве Рош ашана — когда этот праздник приходится на шабат — содержится следующее провозглашение Единства Б-га: «והוא באחד ומי ישיבנו. נורא וקדוש . ונפשו אותה ויעש — Он единственный (Владыка), и кто возразит Ему? Он возжелал и свершил, грозный и святой».

Р. Шмелке интерпретирует эти слова так: והוא באחד — когда человек один, ומי ישיבנו — кто может ответить Амен на его благословение? ונפשו אותה — его душа желает произнести совершенное благословение Б-гу, ויעש נורא וקדוש — и тогда Он создает святого ангела, который посещает человека специально для того, чтобы ответить ему Амен.

Издательство Пардес


Продолжается пересказ речи Моше, которую он произнес перед смертью и которой посвящена последняя книга Торы. В этой главе пророк предупреждает евреев о необходимости соблюдать заповеди, повторяет получение Десяти Заповедей на горе Синай и предрекает будущее Изгнание народа из Земли Израиля. В этой же главе приведена первая часть молитвы Шма Исраэль. Читать дальше