Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.

Большинство людей чувствуют себя уверенно у себя дома, но стоит им выйти на улицу, как они начинают испытывать всевозможные опасения.

У евреев все обстоит иначе. В течение всего года они живут в своих домах и боятся оскорбить Творца. Но приходит праздник Сукот, они покидают дома и устремляются в шалаши. Тогда-то сердца их наполняются радостью и уверенностью, ибо теперь они находятся под кровом Вс-вышнего, единственным надежным кровом. А тому, кто пребывает под этим кровом, неведом страх.

Так ведет себя человек, запершийся у себя в доме от страха перед разбойниками. Но и дома страх его не оставляет: вдруг грабители сломают замки и проникнут в дом? Внезапно он слышит голос царя, который прибыл к его дому со своей свитой: «Оставь свой дом и иди ко мне!»

В тот же миг распахивает человек двери настежь и присоединяется к царской свите. Теперь он всюду следует за царем. Там, где находится царь, нет разбойников, и уверенность в своей безопасности не покидает его больше.

В дни праздника Сукот, когда весь Израиль покидает свои дома и переселяется в шалаши, оживает память об Исходе из Египта, как сказано (Йирмеягу, 2): «Вспомню о любви твоей ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда была ты невестою, шла за Мною по пустыне, по незасеянной земле».

В Сукот все видят, что Израиль ищет убежища не под крышами своих домов, а под кровом Того, кто Словом Своим сотворил мир.

Поэтому мудрецы и назвали праздник Сукот «надежным кровом» — Цила де мегеймнута.

Небесные гости «ушпизин»

В книге Зогар написано: «Сыны Израиля, покидающие свои дома ради суки, удостаиваются присутствия Шхины, и все семь верных друзей Царя спускаются из Ган Эдена (рая), чтобы посетить их там, и пользуются их гостеприимством».

Эти семеро — Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Агарон и Давид (некоторые называют сначала Моше и Агарона, а потом Йосефа).

Они гостят у всего Израиля, в каждой суке, все семь дней праздника, с той только разницей, что каждый день кто-то из них входит первым, а остальные следуют за ним.

В первый день первым входит Авраам-авину (наш отец), а за ним Ицхак, Яаков, Моше, Агарон, Йосеф и Давид.

Во второй день первым входит Ицхак-авину, а за ним Авраам, Яаков, Моше, Агарон, Йосеф и Давид.

В третий день первым входит Яаков-авину, и с ним Авраам, Ицхак, Моше, Агарон, Йосеф и Давид.

В четвертый день первым входит Моше-рабейну (наш учитель), а за ним Авраам, Ицхак, Яаков, Агарон, Йосеф и Давид.

В пятый день первым входит Агарон га-коген (священник), а за ним Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Йосеф и Давид.

В шестой день первым входит Йосеф га-цадик (праведник), а за ним Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Агарон и Давид.

В седьмой день, день Гошана Раба, первым входит Давид-га-мелех (царь), а за ним Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Агарон и Йосеф.

Уже упоминалось, что, согласно некоторым источникам, следует ставить Моше и Агарона перед Йосефом.

Существует обычай, войдя в суку, прежде всего пригласить к столу почетных гостей, а лишь затем занять свое место. При этом произносят «Приглашение ушпизин»:

«Я приглашаю на свою трапезу небесных гостей — Авраама, Ицхака, Яакова и т.д. и прошу… (далее произносят имя того, кто сегодня первым входит в суку), чтобы рядом с тобой и со мной расселись небесные гости».

Затем называют по порядку имена остальных шести ушпизин, входящих в суку вслед за главным гостем сегодняшнего дня.

У сефардских евреев принято вносить в суку красивое кресло, застилать его нарядным покрывалом, сверху класть священные книги. Это кресло называется «кисе (кресло) ушипизин».

Порядок «ушпизин»

Мы уже упоминали, что существуют два мнения относительно порядка прихода ушпизин. Некоторые принимают хронологический порядок, согласно которому Йосеф предшествует Моше и Агарону, другие следуют за Ари Гакадош (Святым Ари), знатоком Скрытого Учения, и ставят Моше и Агарона впереди Йосефа.

Цадик рабби Хаим из Цанза, принимавший мнение Ари Гакадош, отмечал, что по системе Ари Моше приходит во главе ушпизин в тот же день недели, на который в прошлом году выпало седьмое число месяца Адара, а седьмое Адара — дата смерти Моше, да почиет он в мире.

То же относится и к Агарону — его приход во главе прочих гостей, согласно этому обычаю, совпадает с днем, на который приходится новомесячье месяца Ав в наступившем году, а это, как известно, день смерти Агарона.

Это заставляет вспомнить слова наших мудрецов, учивших, что «праведники значительнее в смерти своей, чем в жизни» и день кончины праведника важнее всех дней его жизни, ибо делает его еще значительнее.

Поэтому очередь праведника первым войти в суку приходится на день, когда его душа покинула этот мир.

«Ушпизин» — пастыри Израиля

Сыны Израиля радуются, принимая у себя в гостях праотцев, а те, в свою очередь счастливы видеть своих сыновей — паству, спешащую за пастырями. Ибо нет большей радости для отца, чем видеть сына, который идет его путем.

Что рассказывает Тора об Аврааме? Вс-вышний сказал ему: «Ступай из своей страны, своей родины, из дома отца твоего, в землю, которую Я дам тебе», — и он так и поступил. Так и сыны Израиля — они покидают свои жилища и отправляются в шалаши, послушные воле Вс-вышнего.

Что сказано об Ицхаке? «И был голод в стране… и пошел Ицхак к Авимелеху, царю плиштим (филистимлян), в Герар… и поселился Ицхак в Гераре». Так гонимые сыны Израиля скитаются по чужим странам, но не ропщут на Вс-вышнего; а когда им удается обрести покой в своих домах, они, повинуясь заповеди, покидают их и перебираются в суку.

О Яакове говорится: «Встань и иди в Падан Арам».

Удостоившись первородства и отцовского благословения, Яаков не стал наслаждаться приобретенными им сокровищами, а отправился к Лавану и двадцать лет служил у него как простой раб.

Такова была воля Вс-вышнего, и Яаков не жаловался на несправедливость. Так и Израиль — сыновья его, собрав урожай, радуются не земному благословению, а заповедям, которые дал им Вс-вышний.

О Йосефе сказано: «Сковали его ноги цепями, душу его заключили в железо». Но он и на чужбине сохранил свою веру. Так и Израиль — сыновья его хранят верность своему Отцу и собираются под сенью Его суки.

Что говорится о Моше и Агароне? «Ты вручил, как стадо, народ Свой Моше и Агарону… и двинулся народ Его, подобно овцам, и повел Он их, как стадо, пустыней».

Сыны Израиля никогда не сворачивали с пути Моше и Агарона, и даже если бы какой-нибудь глупец предложил им все богатства мира с тем, чтобы они оставили Вс-вышнего, они высмеяли бы его, ибо они находят подлинное убежище только в Его сени.

О Давиде сказано: «Псалом Давида, когда он находился в Иудейской пустыне. Б-г, Б-г мой Ты, Тебя ищу, жаждет Тебя душа моя, стремится к Тебе плоть моя в земле пустынной, усталой, безводной».

Даже в пустыне страдал Давид не от отсутствия хлеба и воды, а от тоски по Вс-вышнему. Так и сыны Израиля — они ищут лишь Его близости, ничто не радует их так, как возможность оставить все блага мира и вернуться под сень Пресвятого, благословен Он.

«Ушпизин» — пастыри всего мира

Испытание за испытанием преодолевали наши праотцы, и только ценой тяжкого труда, испытав множество мук, достигали они своей цели.

Авраам отправился из Ур Касдим в Харан, оттуда в Эрец Кнаан, затем он вернулся в Харан и вторично пришел в Эрец Кнаан, спустился в Египет и т.д.

Ицхак жил в земле плиштим, Яаков бежал в степи Арама и вместе с сыновьями спустился в Египет, Йосеф был продан в рабство на чужбину.

Моше скрывался в Мидьяне, затем он и его брат Агарон сорок лет водили народ по пустыне, но так и не удостоились войти в Эрец Исраэль.

Давид спасался от преследований в пустыне, бежал в Гат и Моав и не знал отдыха от многочисленных войн.

Почему Царь мира, дарующий жизнь и милость Свою всем сотворенным им существам, не одарил покоем Своих любимых слуг? Почему Он вынудил их скитаться с места на место?

Вс-вышний хотел, чтобы они распространяли Его свет по всему миру, приносили благословение, излучали добро. Авраам распространял в мире милосердие, Ицхак — преданность, верность и стойкость, Яаков — красоту и добро, Йосеф — святость, Моше и Агарон наполняли весь мир величием и славой. Они превратили мертвую скалу в источник живой воды, из которого пили все поколения, — источник Торы и служения Вс-вышнему. Царь Давид положил начало Небесному царству, которое установится с приходом Машиаха на всей земле.

Ни один из этих ушпизин никогда ничего не просил для себя.

Вс-вышний установил правило: тот, кто не стремится к личной выгоде, удостаивается всего — ему принадлежит весь мир.

Поэтому Вс-вышний сделал Авраама «отцом множества народов».

Поэтому Он обещал Ицхаку: «Благословятся потомством твоим народы земли».

Поэтому Он обещал Яакову: «Будут трудиться на тебя народы, и преклонятся пред тобою племена».

Йосефа Он поставил «хозяином над всей землей, питающим народ».

Моше «устанавливал границы народам».

Агарон был «как добрый елей…»

Давиду Вс-вышний сказал: «Проси у Меня, и Я отдам народы тебе в наследие».

И теперь потомки праотцев радуются перед лицом Вс-вышнего празднику Сукот и говорят: «Владыка мира! Не в домах и не в урожае заключено достояние наше — Ты один наше сокровище и спасение!»

И поскольку радость их чиста, они становятся источником благословения и для себя, и для всего мира. Как награда за их заслуги изливается на весь мир благословение и благодать.

Когда они приходят, чтобы принести Вс-вышнему добровольные жертвы, они приносят их не только за себя. Вначале они приносят в жертву семьдесят быков, чтобы искупить грехи семидесяти народов мира, чтобы они тоже удостоились благословения.

Лишь когда евреи заканчивают приносить жертвы, искупающие грехи народов мира, наступает их собственный праздник: «И в восьмой день будет у вас священное собрание [Шмини Ацерет], — только у Меня и у вас — и тогда вы «принесите в жертву… одного быка…»

Сначала позаботьтесь о других народах и только затем — о себе.

Вс-вышний сделал наших гостей ушпизин пастырями, с тем, чтобы они пасли весь принадлежащий Ему мир с любовью и милосердием.

За что сыны Израиля получили такую награду? За то, что они не гонятся за земными удовольствиями, а умножают истинную радость, соблюдают заповеди, верны Вс-вышнему и живут в суке, под Его кровом.

«Ушпизин» из плоти и крови

Поскольку праздничная сука — резиденция Шхины (Б-жест-венного присутствия) и пристанище небесных гостей-ушпизин, в нее следует пригласить и земных гостей, ушпизин из плоти и крови — бедняков, которые разделят праздничную трапезу с хозяевами суки.

Для Шхины нет большей радости, чем трапеза, в которой участвуют земные гости. Если хозяин суки не может пригласить бедняков к себе, пусть он пойдет к ним и щедрой рукой снабдит их всем необходимым для праздника, сделает это приветливо и сердечно. Когда они будут есть его дары, это засчитается ему так, словно они ели за его столом, в его суке.

В течение всего года видит бедняк соседей, обрабатывающих свои поля и занимающихся другими делами, приносящими благословенные плоды. Но у него самого нет ничего, и глаза его обращены к богачам, чья помощь ему необходима.

И вот пришла пора сбора урожая. Большинство домов наполняется благословенными плодами, а дом бедняка пуст. Казалось бы, ему нечему радоваться? Но Вс-вышний сказал: «В шалашах живите семь дней». Собрав дары земли, покиньте свои дома; все вы будете гостями в Моей суке — и богач, и вельможа, и бедняк. Три стенки, накрытые схахом — листьями и ветвями — это сука для всех сынов Израиля, богатых и бедных.

Каждый еврей должен обратится к Вс-вышнему со словами: «Хотя Ты одарил меня урожаем, я радуюсь не ему, а только Тебе одному, и живу не в своем доме, а в Твоей суке».

Поэтому каждый, кто признает, что Он — единственный источник благословения, в радостный час должен порадовать и сыновей Вс-вышнего — бедняков, как сказано: «Ибо так говорит Обитающий в вечности,.. Чье Имя свято: жилище Свое поставлю Я в высшей святости, и [там] со Мною — униженный и угнетенный…»

Как же доставить им радость? Следует разделить с ними плоды своего благословения или пригласить их за свой стол, посадить во главе стола и подать им первым лучшие блюда. Ибо небесные ушпизин восседают рядом с земными ушпизин, гостями из плоти и крови.

Отдай бедному принадлежащее ему

Человек, угощающий бедняка в своей суке, возвращает гостю то, что ему принадлежит, а вовсе не наделяет его подарками.

Дело в том, что пригласивший в свою суку небесных ушпизин хорошо знает, что с его стола от них не убудет. Но даже если бы он знал, что они примут участие в трапезе наравне со всеми — разве не пригласил бы он их к себе? Разумеется, пригласил бы! С каким воодушевлением хлопотал бы он, сколько денег истратил, лишь бы небесные ушпизин остались довольны угощением!

Но высокие гости не едят с нашего стола. Поэтому они просят: все, что ты приготовил бы для нас, отдай беднякам, и мы будем считать, что ты угостил нас самих.

У сефардских евреев принято, посылая бедным припасы на праздник, добавлять: «Это — доля ушпизин».

В наших книгах сказано: «Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям. Человек, который удостоится ежедневно принимать у себя семерых бедняков — вместе с семерыми ушпизин — поистине будет он увенчан благословением!

Все лучшее — Вс-вышнему

Рамбам — рабби Моше бен Маймон — писал в книге Яд Хазака: «Все, что отделяется во Имя Вс-вышнего, должно отделяться из самого лучшего, что есть у человека. Если он построил синагогу — пусть она будет красивее его собственного дома. Угощать голодных следует лучшим, что есть на столе. Одевать нагого — в самые лучшие одежды. Тот, кто посвящает что-нибудь Вс-вышнему, должен выделить для этого лучшую часть своего достояния. Ибо сказано: «Все лучшее — Вс-вышнему».

Вот что написано в книге Толаат Яаков: «Когда человек угощает за своим столом бедняка — стол его уподобляется жертвеннику, на котором он приносит Б-гу мирную жертву. Поэтому надо ставить на стол самые лучшие блюда, ибо кровь и тук жертв принадлежат Вс-вышнему. Самая лучшая участь для трапезы — это когда в ней участвуют нуждающиеся.»