Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В нашем мире нет изначально хороших и плохих вещей. Лишь способ, которым мы пользуемся ими, может быть хорошим или плохим. Например, деньги не хороши и не плохи. Они нейтральны, весь вопрос в том, на что мы их расходуем. С их помощью можно творить как добро, так и зло.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»
Тема

Ушпизин — гости в праздник Суккот

Считается, что каждый из 7 дней праздника Суккот посвящен в честь одного из 7 небесных гостей-ушпизин из числа праотцов, великих праведников и праведных царей Израиля.

Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцов, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.

Оглавление

Большинство людей чувствуют себя уверенно у себя дома, но стоит им выйти на улицу, как они начинают испытывать всевозможные опасения.

У евреев все обстоит иначе. В течение всего года они живут в своих домах и боятся оскорбить Творца.

Но приходит праздник Суккот, они покидают дома и устремляются в шалаши (см. тему Сукка — шалаш на праздник). Тогда-то сердца их наполняются радостью и уверенностью, ибо теперь они находятся под кровом Вс-вышнего, единственным надежным кровом. А тому, кто пребывает под этим кровом, неведом страх.

Так ведет себя человек, запершийся у себя в доме от страха перед разбойниками. Но и дома страх его не оставляет: вдруг грабители сломают замки и проникнут в дом? Внезапно он слышит голос царя, который прибыл к его дому со своей свитой: «Оставь свой дом и иди ко мне!»

Ушпизин — гости в праздник СуккотВ Суккот народ Израиля покидает свои дома и переселяется в шалаши, принимает гостей

В тот же миг распахивает человек двери настежь и присоединяется к царской свите. Теперь он всюду следует за царем. Там, где находится царь, нет разбойников, и уверенность в своей безопасности не покидает его больше.

В дни праздника Суккот, когда весь Израиль покидает свои дома и переселяется в шалаши, оживает память об Исходе из Египта, как сказано (Ирмеяу, 2): «Вспомню о любви твоей ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда была ты невестою, шла за Мною по пустыне, по незасеянной земле».

В Суккот все видят, что Израиль ищет убежища не под крышами своих домов, а под кровом Того, кто Словом Своим сотворил мир.

Поэтому мудрецы и назвали праздник Суккот «надежным кровом» — Цила де мегеймнута.

Небесные гости «ушпизин» [↑]

В книге Зогар написано: «Сыны Израиля, покидающие свои дома ради сукки, удостаиваются присутствия Шхины (Б-жественного присутствия), и все семь верных друзей Царя спускаются из Ган Эдена (рая), чтобы посетить их там, и пользуются их гостеприимством».

[Подробнее — читайте в статье: Книга Зоар — об ушпизин небесных и земных].

Эти семеро — Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон и Давид (некоторые называют сначала Моше и Аарона, а потом Йосефа).

Они гостят у всего Израиля, в каждой сукке, все семь дней праздника, с той только разницей, что каждый день кто-то из них входит первым, а остальные следуют за ним.

В первый день первым входит Авраам-авину (наш отец), а за ним Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид.

Во второй день первым входит Ицхак-авину, а за ним Авраам, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид.

В третий день первым входит Яаков-авину, и с ним Авраам, Ицхак, Моше, Аарон, Йосеф и Давид.

В четвертый день первым входит Моше-рабейну (наш учитель), а за ним Авраам, Ицхак, Яаков, Аарон, Йосеф и Давид.

В пятый день первым входит Аарон а-коэн (священник), а за ним Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Йосеф и Давид.

В шестой день первым входит Йосеф а-цадик (праведник), а за ним Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон и Давид.

В седьмой день, день Ошана Раба, первым входит Давид-а-мелех (царь), а за ним Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон и Йосеф.

Уже упоминалось, что, согласно некоторым источникам, следует ставить Моше и Аарона перед Йосефом.

Существует обычай, войдя в сукку, прежде всего пригласить к столу почетных гостей, а лишь затем занять свое место. При этом произносят «Приглашение ушпизин»:

«Я приглашаю на свою трапезу небесных гостей — Авраама, Ицхака, Яакова и т.д. и прошу… (далее произносят имя того, кто сегодня первым входит в сукку), чтобы рядом с тобой и со мной расселись небесные гости».

Затем называют по порядку имена остальных шести ушпизин, входящих в сукку вслед за главным гостем сегодняшнего дня.

У сефардских евреев принято вносить в сукку красивое кресло, застилать его нарядным покрывалом, сверху класть священные книги. Это кресло называется «кисе (кресло) ушипизин».

Порядок «ушпизин» [↑]

Мы уже упоминали, что существуют два мнения относительно порядка прихода ушпизин.

Некоторые принимают хронологический порядок, согласно которому Йосеф предшествует Моше и Аарону, другие следуют за Ари аКадош (Святым Ари), знатоком Скрытого Учения (Каббалы), и ставят Моше и Аарона впереди Йосефа.

Цадик раби Хаим из Цанза, принимавший мнение Ари аКадош, отмечал, что по системе Ари, Моше приходит во главе ушпизин в тот же день недели, на который в прошлом году выпало седьмое число месяца Адара, а седьмое Адара — дата смерти Моше, да почиет он в мире.

Ушпизин в Суккот приходят в определенном порядкеГрузинская община евреев — Ушпизин в Суккот

То же относится и к Аарону — его приход во главе прочих гостей, согласно этому обычаю, совпадает с днем, на который приходится Рош Ходеш (Новомесячье) месяца Ав в наступившем году, а это, как известно, день смерти Аарона.

Это заставляет вспомнить слова наших мудрецов, учивших, что «праведники значительнее в смерти своей, чем в жизни» и день кончины праведника важнее всех дней его жизни, ибо делает его еще значительнее.

Поэтому очередь праведника первым войти в сукку приходится на день, когда его душа покинула этот мир.

«Ушпизин» — пастыри Израиля [↑]

Сыны Израиля радуются, принимая у себя в гостях праотцев, а те, в свою очередь счастливы видеть своих сыновей — паству, спешащую за пастырями. Ибо нет большей радости для отца, чем видеть сына, который идет его путем.

Что рассказывает Тора об Аврааме? Вс-вышний сказал ему: «Ступай из своей страны, своей родины, из дома отца твоего, в землю, которую Я дам тебе», — и он так и поступил. Так и сыны Израиля — они покидают свои жилища и отправляются в шалаши, послушные воле Вс-вышнего.

Что сказано об Ицхаке? «И был голод в стране… и пошел Ицхак к Авимелеху, царю плиштим (филистимлян), в Герар… и поселился Ицхак в Гераре». Так гонимые сыны Израиля скитаются по чужим странам, но не ропщут на Вс-вышнего; а когда им удается обрести покой в своих домах, они, повинуясь заповеди, покидают их и перебираются в сукку.

О Яакове говорится: «Встань и иди в Падан Арам».

Удостоившись первородства и отцовского благословения, Яаков не стал наслаждаться приобретенными им сокровищами, а отправился к Лавану и двадцать лет служил у него как простой раб.

Такова была воля Вс-вышнего, и Яаков не жаловался на несправедливость. Так и Израиль — сыновья его, собрав урожай, радуются не земному благословению, а заповедям, которые дал им Вс-вышний.

О Йосефе сказано: «Сковали его ноги цепями, душу его заключили в железо». Но он и на чужбине сохранил свою веру. Так и Израиль — сыновья его хранят верность своему Отцу и собираются под сенью Его сукки.

Что говорится о Моше и Аароне? «Ты вручил, как стадо, народ Свой Моше и Аарону… и двинулся народ Его, подобно овцам, и повел Он их, как стадо, пустыней».

Сыны Израиля никогда не сворачивали с пути Моше и Аарона, и даже если бы какой-нибудь глупец предложил им все богатства мира с тем, чтобы они оставили Вс-вышнего, они высмеяли бы его, ибо они находят подлинное убежище только в Его сени.

О Давиде сказано: «Псалом Давида, когда он находился в Иудейской пустыне. Б-г, Б-г мой Ты, Тебя ищу, жаждет Тебя душа моя, стремится к Тебе плоть моя в земле пустынной, усталой, безводной».

Даже в пустыне страдал Давид не от отсутствия хлеба и воды, а от тоски по Вс-вышнему. Так и сыны Израиля — они ищут лишь Его близости, ничто не радует их так, как возможность оставить все блага мира и вернуться под сень Пресвятого, благословен Он.

«Ушпизин» — пастыри всего мира [↑]

Испытание за испытанием преодолевали наши праотцы, и только ценой тяжкого труда, испытав множество мук, достигали они своей цели.

Авраам отправился из Ур Касдим в Харан, оттуда в Эрец Кнаан, затем он вернулся в Харан и вторично пришел в Эрец Кнаан, спустился в Египет и т.д.

Ицхак жил в земле плиштим, Яаков бежал в степи Арама и вместе с сыновьями спустился в Египет, Йосеф был продан в рабство на чужбину.

Моше скрывался в Мидьяне, затем он и его брат Аарон сорок лет водили народ по пустыне, но так и не удостоились войти в Эрец Исраэль.

Давид спасался от преследований в пустыне, бежал в Гат и Моав и не знал отдыха от многочисленных войн.

Почему Царь мира, дарующий жизнь и милость Свою всем сотворенным им существам, не одарил покоем Своих любимых слуг? Почему Он вынудил их скитаться с места на место?

Вс-вышний хотел, чтобы они распространяли Его свет по всему миру, приносили благословение, излучали добро. Авраам распространял в мире милосердие, Ицхак — преданность, верность и стойкость, Яаков — красоту и добро, Йосеф — святость, Моше и Аарон наполняли весь мир величием и славой. Они превратили мертвую скалу в источник живой воды, из которого пили все поколения, — источник Торы и служения Вс-вышнему. Царь Давид положил начало Небесному царству, которое установится с приходом Машиаха на всей земле.

Ни один из этих ушпизин никогда ничего не просил для себя.

Вс-вышний установил правило: тот, кто не стремится к личной выгоде, удостаивается всего — ему принадлежит весь мир.

Поэтому Вс-вышний сделал Авраама «отцом множества народов».

Поэтому Он обещал Ицхаку: «Благословятся потомством твоим народы земли».

Поэтому Он обещал Яакову: «Будут трудиться на тебя народы, и преклонятся пред тобою племена».

Йосефа Он поставил «хозяином над всей землей, питающим народ».

Моше «устанавливал границы народам».

Аарон был «как добрый елей…»

Давиду Вс-вышний сказал: «Проси у Меня, и Я отдам народы тебе в наследие».

И теперь потомки праотцев радуются перед лицом Вс-вышнего празднику Суккот и говорят: «Владыка мира! Не в домах и не в урожае заключено достояние наше — Ты один наше сокровище и спасение!»

И поскольку радость их чиста, они становятся источником благословения и для себя, и для всего мира. Как награда за их заслуги изливается на весь мир благословение и благодать.

Когда они приходят, чтобы принести Вс-вышнему добровольные жертвы, они приносят их не только за себя. Вначале они приносят в жертву семьдесят быков, чтобы искупить грехи семидесяти народов мира, чтобы они тоже удостоились благословения.

Лишь когда евреи заканчивают приносить жертвы, искупающие грехи народов мира, наступает их собственный праздник: «И в восьмой день будет у вас священное собрание [Шмини Ацерет], — только у Меня и у вас — и тогда вы принесите в жертву… одного быка…»

Сначала позаботьтесь о других народах и только затем — о себе.

Вс-вышний сделал наших гостей ушпизин пастырями, с тем, чтобы они пасли весь принадлежащий Ему мир с любовью и милосердием.

За что сыны Израиля получили такую награду? За то, что они не гонятся за земными удовольствиями, а умножают истинную радость, соблюдают заповеди, верны Вс-вышнему и живут в сукке, под Его кровом.

«Ушпизин» из плоти и крови [↑]

Поскольку праздничная сукка — резиденция Шхины (Б-жественного присутствия) и пристанище небесных гостей-ушпизин, в нее следует пригласить и земных гостей, ушпизин из плоти и крови — бедняков, которые разделят праздничную трапезу с хозяевами сукки.

Ушпизин — фильм про СуккотНебесные ушпизин восседают рядом с земными — гостями из плоти и крови

Для Шхины нет большей радости, чем трапеза, в которой участвуют земные гости. Если хозяин сукки не может пригласить бедняков к себе, пусть он пойдет к ним и щедрой рукой снабдит их всем необходимым для праздника, сделает это приветливо и сердечно. Когда они будут есть его дары, это засчитается ему так, словно они ели за его столом, в его сукке.

В течение всего года видит бедняк соседей, обрабатывающих свои поля и занимающихся другими делами, приносящими благословенные плоды. Но у него самого нет ничего, и глаза его обращены к богачам, чья помощь ему необходима.

И вот пришла пора сбора урожая. Большинство домов наполняется благословенными плодами, а дом бедняка пуст. Казалось бы, ему нечему радоваться? Но Вс-вышний сказал: «В шалашах живите семь дней».

Собрав дары земли, покиньте свои дома; все вы будете гостями в Моей сукке — и богач, и вельможа, и бедняк. Три стенки, накрытые схахом — листьями и ветвями — это сукка для всех сынов Израиля, богатых и бедных.

Каждый еврей должен обратится к Вс-вышнему со словами: «Хотя Ты одарил меня урожаем, я радуюсь не ему, а только Тебе одному, и живу не в своем доме, а в Твоей сукке».

Поэтому каждый, кто признает, что Он — единственный источник благословения, в радостный час должен порадовать и сыновей Вс-вышнего — бедняков, как сказано: «Ибо так говорит Обитающий в вечности,.. Чье Имя свято: жилище Свое поставлю Я в высшей святости, и [там] со Мною — униженный и угнетенный…»

Как же доставить им радость? Следует разделить с ними плоды своего благословения или пригласить их за свой стол, посадить во главе стола и подать им первым лучшие блюда. Ибо небесные ушпизин восседают рядом с земными ушпизин, гостями из плоти и крови.

Отдай бедному принадлежащее ему [↑]

Человек, угощающий бедняка в своей сукке, возвращает гостю то, что ему принадлежит, а вовсе не наделяет его подарками.

Дело в том, что пригласивший в свою сукку небесных ушпизин хорошо знает, что с его стола от них не убудет. Но даже если бы он знал, что они примут участие в трапезе наравне со всеми — разве не пригласил бы он их к себе? Разумеется, пригласил бы! С каким воодушевлением хлопотал бы он, сколько денег истратил, лишь бы небесные ушпизин остались довольны угощением!

Но высокие гости не едят с нашего стола. Поэтому они просят: все, что ты приготовил бы для нас, отдай беднякам, и мы будем считать, что ты угостил нас самих.

У сефардских евреев принято, посылая бедным припасы на праздник, добавлять: «Это — доля ушпизин».

В наших книгах сказано: «Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям. Человек, который удостоится ежедневно принимать у себя семерых бедняков — вместе с семерыми ушпизин — поистине будет он увенчан благословением!»

Все лучшее — Вс-вышнему [↑]

Рамбам — раби Моше бен Маймон — писал в книге Яд Хазака (Мишне Тора): «Все, что отделяется во Имя Вс-вышнего, должно отделяться из самого лучшего, что есть у человека. Если он построил синагогу — пусть она будет красивее его собственного дома. Угощать голодных следует лучшим, что есть на столе. Одевать нагого — в самые лучшие одежды. Тот, кто посвящает что-нибудь Вс-вышнему, должен выделить для этого лучшую часть своего достояния. Ибо сказано: “Все лучшее — Вс-вышнему”.»

Вот что написано в книге Толаат Яаков: «Когда человек угощает за своим столом бедняка — стол его уподобляется жертвеннику, на котором он приносит Б-гу мирную жертву. Поэтому надо ставить на стол самые лучшие блюда, ибо кровь и тук жертв принадлежат Вс-вышнему. Самая лучшая участь для трапезы — это когда в ней участвуют нуждающиеся».

Выводить материалы