Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сколько каждый человек должен дать милостыни? В первый год — десятую часть основного капитала»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Жизнь и деятельность выдающегося раввина, основателя движения «Тора вэ-дэрех эрец».

Рав Шимшон-Рафаэль Гирш — раввин и писатель, выдающийся противник реформизма и ассимиляции в Германии и поборник ортодоксального иудаизма — родился в 1808 году в Гамбурге в родовитой семье. Родители готовили сына к торговой деятельности, но под влиянием своего учителя р. И. Бернайса он предпочёл другой путь. После семи лет изучения Талмуда под руководством р. Яакова Эттингера в Мангейме р. Гирш поступил в боннский университет, где тогда же учился и его будущий идейный противник А. Гейгер.

В 1830 году р. Гирш был избран главным раввином княжества Ольденбургского. Через шесть лет вышла книга р. Гирша «Девятнадцать писем об Иудаизме» («Neunzehn Briefe ü ber Judenthum»), направленная против ассимиляционных и реформистских течений в немецком еврействе. Книга была подписана «Бен Узиэль». Рав Гирш скорбел о том, что в борьбе за эмансипацию многие из его современников избрали путь отречения от себя, стараясь приблизить традиционный иудаизм к христианству, и в результате этого многие евреи отошли от иудаизма.

Ради получения гражданских прав, писал р. Гирш, нельзя пожертвовать ни одним религиозным предписанием, т. к. гражданские права являются не самоцелью, а лишь средством для осуществления великой миссии еврейского народа. Поэтому вопрос о гражданских правах необходимо отделять от вопроса о религиозной реформе: евреи должны принимать участие в политической жизни страны проживания, но при этом необходимо помнить, что с падением Иерусалима политическая жизнь евреев кончилась. Впрочем, она никогда не играла главной роли в еврейской истории, т. к. не политическое единство сплачивало евреев в народ, а религиозное учение, Тора. Евреи являются нацией не в этнографическом, а в духовном смысле.

Книга рава Гирша произвела сенсацию. Искренность и благородство, выражавшиеся в ней, подкупали даже идейных противников. Дополнением к «Письмам» стал второй труд р. Гирша «Choreb, oder Versuche ü ber Israel's Pflichten in der Zerstreuung» («Хорев, или Опыты об обязанностях Израиля в рассеянии», 1838), руководство по основам иудаизма для юношества. Борьбе с реформистами посвящены и другие произведения р. Гирша («Первые известия из переписки Нафтали», «Вторые известия и т. д. »).

После раввинских съездов 1843-1845 годов, на которых реформисты играли первенствующую роль, р. Гирш выступил с воззванием, где с особенной силой порицались попытки реформистов уничтожить в еврейской религии всё еврейское.

В 1841 году р. Гирш занял пост главного раввина в Эмдене, в 1846 году переселился в Никольсбург. В качестве главного раввина Моравии и Австрийской Силезии рав Гирш был членом австрийского рейхстага, заседавшего в 1848-9 годах в Кремзире. В 1851 году р. Гирш занял во Франкфурте пост раввина ортодоксальной группы, отделившейся от общины реформистов.

Р. Гирш уделял много времени религиозному воспитанию юношества. В основанной по его инициативе Реальной школе вместе со светскими дисциплинами преподавались и религиозные. Р. Гирш содействовал принятию так называемого «Закона о выходе», согласно которому евреи получали право выходить из общины, оставаясь в лоне еврейства (практически этот закон был необходим, чтобы позволить еврею уйти из общины, если она стала реформистской). Продвигая этот закон, рав Гирш вёл продолжительные переговоры с инициатором этого закона Ласкером и написал два произведения: «Принцип свободы совести» (1874) и «Выход из общины» (1876).

В 1852 году р. Гирш основал ежемесячный журнал «Йешурун». Он поместил там ряд своих статей и несколько произведений: «Религия в союзе с прогрессом» (1854, анонимно), «Перевод и толкование Пятикнижия» (1867-78, пять томов), «Перевод и толкование Псалмов» (1882).

Рав Гирш вдохнул новую жизнь в общину Франкфурта, его энергия, идеи, большой талант воспитателя оказали огромное влияние на возрождение еврейства Германии. Так было основано движение «Тора вэ-дерех эрец». Выросло новое поколение высокообразованных специалистов — врачей, юристов, инженеров.

Умер рав Шимшон-Рафаэль Гирш в 1888 году во Франкфурте-на-Майне.

Книги рава, написанные на немецком языке, переведены на иврит, английский и другие языки и постоянно переиздаются. Комментарий рава Гирша на Пятикнижие переведён и на русский язык.


Супружество — наш шанс приблизиться к совершенству. Но для этого муж и жена должны непрерывно поддерживать психологический баланс в семье. Читать дальше

Сильнейшая потребность мужчины

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Положительная обратная связь со стороны женщины особенно важна, когда муж приложил усилия и сделал для нее что-то, а также когда он возвращается домой

Что стоит за общением между супругами

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Мужья разговаривают, чтобы передать информацию, жены же используют вербальные функции для укрепления внутрисемейной связи. О необходимости слушать других.

Потребности мужские и потребности женские

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Каждый, кто хоть немного знаком с психологией мужчин и женщин, знает, что они весьма отличаются друг от друга. Но, вместе с тем, несмотря на все различия, Всевышний хочет, чтобы мы жили вместе в любви и согласии.

Потребности жены, связывающие ее с мужем

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Муж, который постоянно повторяет жене, что она для него важнее всех, вносит важный вклад в ее ощущение уверенности в их связи.

Чтобы моей жене было хорошо

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Когда супруга замечает, что муж посвящает своем время ей, чтобы облегчить ей жизнь, она начинает чувствовать эмоциональную связь и близость к нему

Комплимент как потребность

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Теплые слова важнее материального благополучия. Комплименты помогают сформировать положительный образ человека.

Почему трудно говорить комплименты?

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот, кто не получает комплиментов, зачастую неадекватно реагирует на всякие мелочи, или требует от супруга делать для него или для семьи нереальные вещи

Унизительные комплименты

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Можно выразить комплимент и похвалу, сравнивая супруга с какой-то известной и уважаемой личностью, или сравнивая его поступок с чьим-то положительным деянием