Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнь и деятельность выдающегося раввина, основателя движения «Тора вэ-дэрех эрец».

Рав Шимшон-Рафаэль Гирш — раввин и писатель, выдающийся противник реформизма и ассимиляции в Германии и поборник ортодоксального иудаизма — родился в 1808 году в Гамбурге в родовитой семье. Родители готовили сына к торговой деятельности, но под влиянием своего учителя р. И. Бернайса он предпочёл другой путь. После семи лет изучения Талмуда под руководством р. Яакова Эттингера в Мангейме р. Гирш поступил в боннский университет, где тогда же учился и его будущий идейный противник А. Гейгер.

В 1830 году р. Гирш был избран главным раввином княжества Ольденбургского. Через шесть лет вышла книга р. Гирша «Девятнадцать писем об Иудаизме» («Neunzehn Briefe ü ber Judenthum»), направленная против ассимиляционных и реформистских течений в немецком еврействе. Книга была подписана «Бен Узиэль». Рав Гирш скорбел о том, что в борьбе за эмансипацию многие из его современников избрали путь отречения от себя, стараясь приблизить традиционный иудаизм к христианству, и в результате этого многие евреи отошли от иудаизма.

Ради получения гражданских прав, писал р. Гирш, нельзя пожертвовать ни одним религиозным предписанием, т. к. гражданские права являются не самоцелью, а лишь средством для осуществления великой миссии еврейского народа. Поэтому вопрос о гражданских правах необходимо отделять от вопроса о религиозной реформе: евреи должны принимать участие в политической жизни страны проживания, но при этом необходимо помнить, что с падением Иерусалима политическая жизнь евреев кончилась. Впрочем, она никогда не играла главной роли в еврейской истории, т. к. не политическое единство сплачивало евреев в народ, а религиозное учение, Тора. Евреи являются нацией не в этнографическом, а в духовном смысле.

Книга рава Гирша произвела сенсацию. Искренность и благородство, выражавшиеся в ней, подкупали даже идейных противников. Дополнением к «Письмам» стал второй труд р. Гирша «Choreb, oder Versuche ü ber Israel's Pflichten in der Zerstreuung» («Хорев, или Опыты об обязанностях Израиля в рассеянии», 1838), руководство по основам иудаизма для юношества. Борьбе с реформистами посвящены и другие произведения р. Гирша («Первые известия из переписки Нафтали», «Вторые известия и т. д. »).

После раввинских съездов 1843-1845 годов, на которых реформисты играли первенствующую роль, р. Гирш выступил с воззванием, где с особенной силой порицались попытки реформистов уничтожить в еврейской религии всё еврейское.

В 1841 году р. Гирш занял пост главного раввина в Эмдене, в 1846 году переселился в Никольсбург. В качестве главного раввина Моравии и Австрийской Силезии рав Гирш был членом австрийского рейхстага, заседавшего в 1848-9 годах в Кремзире. В 1851 году р. Гирш занял во Франкфурте пост раввина ортодоксальной группы, отделившейся от общины реформистов.

Р. Гирш уделял много времени религиозному воспитанию юношества. В основанной по его инициативе Реальной школе вместе со светскими дисциплинами преподавались и религиозные. Р. Гирш содействовал принятию так называемого «Закона о выходе», согласно которому евреи получали право выходить из общины, оставаясь в лоне еврейства (практически этот закон был необходим, чтобы позволить еврею уйти из общины, если она стала реформистской). Продвигая этот закон, рав Гирш вёл продолжительные переговоры с инициатором этого закона Ласкером и написал два произведения: «Принцип свободы совести» (1874) и «Выход из общины» (1876).

В 1852 году р. Гирш основал ежемесячный журнал «Йешурун». Он поместил там ряд своих статей и несколько произведений: «Религия в союзе с прогрессом» (1854, анонимно), «Перевод и толкование Пятикнижия» (1867-78, пять томов), «Перевод и толкование Псалмов» (1882).

Рав Гирш вдохнул новую жизнь в общину Франкфурта, его энергия, идеи, большой талант воспитателя оказали огромное влияние на возрождение еврейства Германии. Так было основано движение «Тора вэ-дерех эрец». Выросло новое поколение высокообразованных специалистов — врачей, юристов, инженеров.

Умер рав Шимшон-Рафаэль Гирш в 1888 году во Франкфурте-на-Майне.

Книги рава, написанные на немецком языке, переведены на иврит, английский и другие языки и постоянно переиздаются. Комментарий рава Гирша на Пятикнижие переведён и на русский язык.


Люди отличаются друг от друга своим душевным складом. Один человек склонен гневаться и всегда сердит; а другой человек всегда спокоен и не сердится никогда, или сердится один раз за много лет. Читать дальше

Пути праведников. Стыд

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».

Пути праведников. Любовь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Когда человек направляет свою любовь к добру, она выше всех иных свойств

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

«Совершенная мера» 1. Общее описание путей преодоления плохих качеств

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать.