Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
>В начале девятисотых стал популярным консервативный иудаизм. Его истоки связаны со школами Аскалы Восточной Европы, но сформировался он как типичный продукт американского общества и условий.

Группа основателей, включая Саббато Мораиса, основала в Нью-Йорке в 1886 году Еврейскую теологическую семинарию. Они надеялись, что раввины, которые получат там образование и звание — все с образованием и знанием английского языка — окажут положительное влияние на иммигрантов и их детей. И были убеждены в том, что традиционная еврейская жизнь европейского образца не укоренится в Америке, поэтому необходима перемена.

Эта школа получила поддержку таких лидеров, как Александр Когут,1 Маркус Ястров2 и Беньямин Сцольд3все они не соблюдали традиции, но находились в оппозиции к реформизму. В первое десятилетие эта школа испытывала очень большие финансовые трудности, но к 1902 году она была реорганизована на солидной финансовой основе.

Возглавить семинарию пригласили из Кембриджского университета профессора Соломона Шехтера4, который превратил ее в престижную организацию5 с одной из крупнейших в мире библиотек по иудаике. Он популяризировал теорию «исторической школы», согласно которой иудаизм — творение человека, а не Всевышнего, меняющееся согласно воле и нуждам евреев в различных обстоятельствах. Так он порвал с традиционной еврейской верой в то, что Тора и галаха даны Свыше, и поставил консервативный иудаизм на скользкий путь сохранения еврейских идеалов, традиций и действий, отрицая при этом их Божественное происхождение.


1 1842-1894. Когут, получив звание в Раввинской школе Бреслау, стал раввином конгрегации Ахават хесед в Нью-Йорке. Автор Арух ашалем, известного лексикона к Талмуду.

2 1829-1903. Ястров был раввином в реформистской общине, хотя не был реформистом. Автор замечательного арамейско-английского словаря Талмуда. Не соблюдал традиции.

3 1829-1902. Сцольд учился в ешиве Прессбурга, потом выехал в Бреслау, затем стал раввином конгрегации Охев шалом в Балтиморе, где вводил новшества в ритуал.

4 1847-1915. Шехтер был истинным основателем и создателем системы образования в семинарии, которая до сих пор называется Семинария Шехтера. Талмудический ученый восточноевропейской выучки, он был последователем Аскалы и находился под большим влиянием европейских ценностей и верований девятнадцатого века. Международную славу приобрел благодаря открытию в 1890 году и изучению древних еврейских документов в Каирской генизе (месте многовекового захоронения священных текстов).

5 Среди приглашенных им в семинарию ученых были Луис Гинзбург, Исраэль Давидсон


Что такое вера? И если Иудаизм — это вера, то надо просто верить — сказать себе, что я верю и всё, или — это что-то сверхъестественное, чего нам не понять? Читать дальше

Верю, потому что разумно!

Рав Моше Пантелят

Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?

Иудаизм о вере

Рав Эльхонон-Буним Вассерман

Рав Эльхонон Вассерман об отношении иудаизма к вере и безверию

Мир верующего

Рав Шломо Вольбе

События Шестидневной войны заставили многих светских евреев задуматься и начать интересоваться своими корнями, искать ответы на сложные вопросы в еврейской традиции. В государстве Израиль впервые началось массовое движение тшувы. Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой собрание газетных статей и лекций рава Шломо Вольбе, благословенна память о праведнике, адресованных офицерам, жителям кибуцев и ученикам первых ешив для «баалей тшува»1. Сборник был опубликован анонимно, как и все остальные труды рава Вольбе, кроме «Алей Шур». Первоначально книга называлась «Бейн шешет ла-асор» — «Между шестью и десятью». Это первый перевод книги на русский язык, сделанный специально для журнала «Мир Торы»

Первая заповедь

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Что на самом деле произошло у горы Синай?

Основные принципы еврейской веры

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Израиль и человечество 3. Цикличность: зависимость от Всевышнего и собственная значимость

Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»

Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.

Средство достижения успеха

Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к тебе»

Что скрыто под маской?

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?