Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Иегошуа бен Леви: всякий, кто привык давать цдаку, удостоится мудрых и богатых сыновей.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Тема

Реформизм — реформистский Иудаизм

Что такое прогрессивный Иудаизм, он же либеральный или реформистский (реформизм)?

Реформистский иудаизм, или реформизм (другие названия: прогрессивный Иудаизм, либеральный Иудаизм) — движение, которое выступает за «обновление» в духе современного времени принципов Алахи — Еврейского закона. Реформистский (прогрессивный) Иудаизм появился в Германии в начале XIX в. и вырос из идей Аскалы — еврейского просвещения, которые заложил Мозес (Моисей) Мендельсон. Большинство еврейских общин не приняли идей реформизма, и в среде ортодоксальных евреев реформизм не считается иудаизмом как таковым: он отрицает одну из основ иудаизма — традицию Устной Торы и основанные на ней принципы Алахи (в том числе, кодекс законов «Шульхан Арух», который соблюдается всеми религиозными евреями во всем мире). Практически, реформизм означал ассимиляцию: большой процент реформистов и их последователей, в итоге, отошли от соблюдения кашрута, Субботы и ассимилировались.

Возможно, поэтому, в середине XIX в. в Европе и США возникает т. н. «Консервативный иудаизм» — он выступает за чуть более строгое соблюдение еврейских законов и постепенное внесение некоторых реформ. Однако, консервативный иудаизм во многом стоит на той же платформе, что и реформистский, и близок ему по духу.

Реформизм и консервативный иудаизм распространены сегодня, главным образом, в США, однако, ни тот, ни другой так и не приняты традиционными общинами. Отход от еврейской традиции и проблема смешанных браков до сих являются главными причинами ассимиляции реформистских и консервативных евреев.

Реформистский Иудаизм — что это?

Ответ ортодоксального русскоязычного раввина Ашера Кушнира на вопрос об отношении Иудаизма к Реформизму мы предлагаем читателям нашего сайта:

Вопрос: Можете ли вы объяснить вашу неприязнь и сопротивление реформистскому, прогрессивному течению. Неужели только у вас есть «монополия на истину»?

Александр П., Хайфа.

Молитва в реформистской синагоге. Женщины и мужчины вместе

Ответ: У нас нет неприязни, но сопротивление — есть. «Реформист» — такой же еврей, как и все остальные, а вот идеология его — неприемлема. Попробуем это объяснить.

Представьте себе зал суда. На скамейке подсудимый: прогрессивно настроенный фальшивомонетчик. Услышав строгий приговор, он вскочил, попросил слова и с чувством полной уверенности в своей правоте произнес: «Неужели только у вас есть монополия на печатание денег?!» Развеселившийся судья решил ему серьезно ответить: «Да, в этом государстве монополия всецело у государства. Но если Вам так хочется, создайте свое государство и там печатайте… Кстати, будьте при этом последовательны — отмените монопольное право на выпуск валюты и понаблюдайте, как долго Ваше государство будет способно функционировать!»

Эта выдуманная сцена во многом объясняет отношение к «рефоматорам» и им подобным. В еврейском народе были и есть различные течения, но все они объединены вокруг одного, неизменного, общепринятого свода законов, называемого «Шулхан Арух». Это наша «государственная валюта»…

Не вдаваясь в подробности можно сказать, что тот, кто принимает его и 13 принципов иудаизма, сформулированных Рамбамом, находится в еврейском консенсусе. Там, внутри, могут быть разногласия (литаим, хасидим, мизрахи…), могут исполняться все законы, а могут и не все, но при этом все евреи четко представляют, что идеал есть, но пока они еще далеки от этого.

Светские евреи тоже понимают, что иудаизм — это Шулхан Арух. Они не против этого, не хотят изменить его, им просто все равно.

А вот идеологи реформизма, как и многие другие за всю еврейскую историю, вне общей группы, вне консенсуса, так они хотят изменить «государственную валюту» — Шулхан Арух и подогнать его под свои желания и потребности.

Кстати, если им так хочется изменить свод законов — можно, но только «фирменное» название «иудаизм» уже занято! Им надо поискать другое название своей секте. Можно предложить другие правила передвижению коня и пешки в шахматах, но это уже будет другая игра! Другими словами, не существует ортодоксального иудаизма или прогрессивного иудаизма. Это либо иудаизм — либо не иудаизм!

А для сомневающихся, приведем логическое доказательство ложности реформистских взглядов. Они утверждают, что большинство законов устарело и их надо подкорректировать, все, что тяжело исполнять — объявить несовременным, а то, что нравится у христиан — добавить… Есть в этом логическое противоречие: если вы признаете, что Тора и мицвот пришли к евреям от Творца, то кто дал право человеку менять их, а если Тора составлена человеком, то нет никакой надобности ее менять, она просто никого не обязывает .

Посмотреть все статьи рава Ашера Кушнира

Посмотреть все вопросы к раввину.

Выводить материалы

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Еврейская история 14. Ответ реформизму. Раби Шимшон Рефаэль Гирш

Рав Элазар Нездатный,
из цикла «Еврейская история»

Фикция под маской иудаизма, или Кого поддерживает Высший суд справедливости

Шауль Резник

Очередное решение, разрушающее монополию государственного раввината, демонстрирует некомпетентность израильских юристов и политиков

Бамбуковая колыбель 14. Гиюр по Галахе

Доктор Авраам Шварцбаум,
из цикла «Бамбуковая колыбель»

Приобрести книгу « Бамбуковая колыбель » в нашем онлайн магазине Приемные родители китаянки понимают, что другого выхода, кроме как пройти ортодоксальную церемонию гиюра, у них нет