Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Смешанный брак

Смешанным браком называют брак между представителями разных национальностей. Иудаизм категорически запрещает смешанные браки. В конечном итоге они ведут к отрыву евреев от Традиции и к ассимиляции. Дети в смешанных браках неизбежно испытывают проблемы самоидентификации. Рост смешанных браков в Европе, США и России является одной из причин уменьшения численности евреев в этих странах.

Оглавление

Хумаш и Пророки — о смешанных браках [↑]

Запрет смешанных браков является одной из основ иудаизма. Ограждение израильского племени от смешения с ханаанским населением предшествовало даже Синайскому Откровению. Первый из еврейских праотцев, Авраам, пришедший в Землю Израиля из Месопотамии, побудил Ицхака найти себе жену на родине и среди родственников. Праотцу Яакову родители также запретили взять в жены ханаанскую или хититскую девушку; они направили его на поиски будущей жены в Месопотамию.

В более позднюю эпоху, когда евреи готовились войти в Землю Израиля, запрещение родниться с ханаанскими племенами как мужчинам, так и женщинам, повторялось неоднократно. Например, в Шмот (34:16): «И возьмешь из его дочерей (в жены) твоим сыновьям, и совращаться будут его дочери за божествами своими и совращать твоих сыновей за божествами своими».

О том же говорят и Пророки (например, в книгах Йошуа, 23:12; Мелахим I, 11: 2). Корень запрета смешанных браков в ту эпоху был в том, что, женившись на язычниках, евреи рисковали и сами заразиться язычеством.

Смешанные браки в эпоху Эзры и Нехемьи [↑]

В эпоху Эзры и Нехемии вопрос смешанных браков был особенно актуальным. На смену первому поколению переселенцев из Вавилона пришло новое поколение, лишенное вождей, которые был могли указать евреям верный путь. Лучшие и почтеннейшие еврейские семьи вели языческий образ жизни, подавая низшим слоям населения пример, заключая браки с египтянами, моавитянами и аммонитянами (см. Эзра, 9:2): «Так как брали они дочерей их в жены для себя и для сынов своих, и смешали семя священное с народами других земель; и рука главных и старших была первой в этом беззаконии».

Рожденные от этих браков дети не исполняли заповедей, указанных Торой, и оказывали дурное влияние на детей, растущих в еврейских семьях. Народ Израиля стоял на грани исчезновения.

Эзра аСофер решился на трудный шаг, потребовав, чтобы мужчины, взявшие нееврейских жен, расторгли свои браки. Но прошло какое-то время, и изгнанные жены понемногу стали возвращаться обратно.

Через тринадцать лет после возвращения Эзры в Иерусалим у него появился влиятельный сторонник — Нехемия бен Хахалия, который, прибыв в Святую Землю, помогал Эзре ставить евреев Иудеи на путь Торы, и в том числе, разъяснять, что нельзя родниться с окружающими народностями,

Эзра и Нехемия в своих мерах по пресечению смешанного брака сделали следующий шаг: фактически распространили запрет на все окружавшие евреев народы (Эзра 9-10; Нехемья 10:30, 13:23-27) и установили, что дети язычника, рожденные от матери еврейки, считаются, тем не менее, евреями, а дети отца-еврея, рожденные от матери-язычницы, — язычниками.

Талмуд о смешанных браках [↑]

В Талмуде также неоднократно упоминается запрет смешанных браков (Авода Зара 36б). Брак с неевреем не имеет законной силы (Кидушин, 68б; Йевамот, 45а). Жена в смешанном браке не имеет по алахе права на материальное обеспечение, поскольку такое право вытекает лишь из законно действительного брака. Дети, родившиеся у мужа евреи и жены нееврейки, не являются евреями.

Эпоха Просвещения и гражданские браки [↑]

Со времен Талмуда и до эпохи Просвещения вопрос о смешанных браках решался просто: вступить в такой брак было технически невозможно. Франция стала первым государством в Европе, изъявшим бракосочетание из ведения духовенства. В XIX веке во многих государствах был введен институт гражданского брака, и евреи приобрели возможность вступать в брак с неевреями, встав на путь ассимиляции и рассеяния.

С тех пор и по сей день еврейские религиозные организации всего мира ведут борьбу за каждую еврейскую душу, убеждая евреев не выбирать тупиковый путь, а создавать еврейские семьи.

Байт Нээман [↑]

В иудаизме брак преследует многие цели. Прежде всего он должен свидетельствовать о создании Байт Нээман Беисраэль — дома, достойного Б-жественного благословения, стать союзом, возвышающим каждую из сторон, позволяющим найти в гармонии счастье. Семейный очаг называют Храмом в миниатюре, как из-за внутренне присущей ему святости, так и потому, что муж и жена совместно могут лучше служить Б-гу, например, выполнять такие заповеди, как соблюдение шабата и кашрута, в основе которых лежит семейный уклад. Еврейская семья — основа еврейского народа — позволяет воспитать детей в традициях иудаизма.

Однако все это реально, только если оба супруга — евреи. Как можно назвать семейный очаг миниатюрным Храмом, если один из членов семьи не принадлежит к избранному народу? Как может такой союз укреплять общину Израиля, если один из его участников нееврей? Как могут быть переданы детям традиции, если нечего передавать?

Каждый смешанный брак — это вероятность того, что его еврейская сторона постепенно перестанет соблюдать Тору. Дети, выросшие в такой семье, скорее всего станут неевреями или не будут евреями, преданными своему народу. Если жена нееврейка, то дети по закону — тоже неевреи. Если нееврей муж, то велика вероятность, что дети будут подражать его образу жизни. Вступив в смешанный брак, он разорвал нить, которая связывала его с бесчисленными поколениями предков, преданных еврейству.

Рамбам называет смешанные браки бегством от иудаизма и перечисляет их в ряду тяжелейших грехов, так как вступая в такой союз, человек восстает против Б-га, отказываясь сохранять свою Б-жественную уникальность.

Кроме того, смешанные браки могут создать множество личных проблем. Если муж и жена имеют разные религиозные корни, традиции, окружение, то и цели их в браке различны, и рано или поздно эта несовместимость даст о себе знать.

Смешанный брак с большей вероятностью создает эмоциональные проблемы у детей, которые появятся на свет. Даже если семья сохранится, у ребенка обязательно возникнет вопрос: кто он, каковы его корни и какой религии ему придерживаться.

Сказано в Дварим 7:3-4: «И не роднись с ними: дочери твоей не давай его сыну и его дочери не бери для сына твоего». Так Творец, Который точно знает природу всех душ (ведь Он их создал), сообщил нам, что души евреев и неевреев не подходят для брачного союза. А поскольку такие души несовместимы, то их союз приносит только боль и страдание обеим сторонам.

Путь к исчезновению [↑]

К сожалению, в последнее столетие появились либеральные организации, причисляющие себя к иудаизму (реформистский, консервативный, реконтруктивистский, гуманистический и прочие «иудаизмы»), которые выражают готовность признать легитимность смешанных браков. Даже правительство Израиля, которое в прошлом отнеслось к смешанному браку одного из израильских дипломатов за рубежом как к принципиальной проблеме, сегодня не видит в этом ничего предосудительного, и такие браки в наши дни стали распространённым явлением в дипломатических кругах.

В США, согласно опросам, более 80% брачных союзов, заключенных светскими евреями, — смешанные браки. И в Европе сегодня действует сила, более разрушительная чем антисемитизм. Европейское еврейство медленно, но верно исчезает с лица земли, и одна из причин тому — смешанные браки.

Согласно данным Еврейского университета в Иерусалиме, в начале 2002 года в Западной Европе проживало немногим более 1 миллиона евреев. Почти 80 процентов европейского еврейства приходилось на Францию и Великобританию, которые издавна считаются центрами самых многочисленных и процветающих еврейских общин. Численность как французского, так и британского еврейства неуклонно падает и, согласно научным прогнозам, в течение ближайших 75 лет, по сравнению с теперешней ситуацией, уменьшится вдвое.

В небольших еврейских общинах, разбросанных по всей Европе, тревожные тенденции проявляются еще ярче. Например, в Ирландии за одно десятилетие евреи потеряли половину своей общей численности. Возможно, через некоторое время в Европе просто не останется евреев, и некого будет защищать от антисемитских нападок.

В период существования СССР браки между русскими и евреями стояли на втором месте среди межнациональных браков Советского Союза и составляли 11% от общего числа смешанных браков. По статистике начала 21-го века, русско-еврейские смешанные браки не вошли в число наиболее распространенных, но дело здесь, скорее, не в положительной тенденции, а в отмене «пятой графы» и массовой эмиграции.

Смешанные браки во всем мире представляют собой проблему для еврейского народа. Они заметно увеличивают процент несчастных семей и порождают сбитую с толку молодежь. Они также приводят к сокращению еврейского населения в целом. Но самое главное — вступающие в браки с неевреями демонстрируют отказ от особой святости еврейского народа и бегство от его Б-жественной миссии.

Выводить материалы