Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Проси других делать замечания тебе, запрети себе делать замечания другим»Еврейская мудрость
Тема

Смешанный брак

Смешанным браком называют брак между представителями разных национальностей. Иудаизм категорически запрещает смешанные браки. В конечном итоге они ведут к отрыву евреев от Традиции и к ассимиляции. Дети в смешанных браках неизбежно испытывают проблемы самоидентификации. Рост смешанных браков в Европе, США и России является одной из причин уменьшения численности евреев в этих странах.

Оглавление

Хумаш и Пророки — о смешанных браках [↑]

Запрет смешанных браков является одной из основ иудаизма. Ограждение израильского племени от смешения с ханаанским населением предшествовало даже Синайскому Откровению. Первый из еврейских праотцев, Авраам, пришедший в Землю Израиля из Месопотамии, побудил Ицхака найти себе жену на родине и среди родственников. Праотцу Яакову родители также запретили взять в жены ханаанскую или хититскую девушку; они направили его на поиски будущей жены в Месопотамию.

В более позднюю эпоху, когда евреи готовились войти в Землю Израиля, запрещение родниться с ханаанскими племенами как мужчинам, так и женщинам, повторялось неоднократно. Например, в Шмот (34:16): «И возьмешь из его дочерей (в жены) твоим сыновьям, и совращаться будут его дочери за божествами своими и совращать твоих сыновей за божествами своими».

О том же говорят и Пророки (например, в книгах Йошуа, 23:12; Мелахим I, 11: 2). Корень запрета смешанных браков в ту эпоху был в том, что, женившись на язычниках, евреи рисковали и сами заразиться язычеством.

Смешанные браки в эпоху Эзры и Нехемьи [↑]

В эпоху Эзры и Нехемии вопрос смешанных браков был особенно актуальным. На смену первому поколению переселенцев из Вавилона пришло новое поколение, лишенное вождей, которые был могли указать евреям верный путь. Лучшие и почтеннейшие еврейские семьи вели языческий образ жизни, подавая низшим слоям населения пример, заключая браки с египтянами, моавитянами и аммонитянами (см. Эзра, 9:2): «Так как брали они дочерей их в жены для себя и для сынов своих, и смешали семя священное с народами других земель; и рука главных и старших была первой в этом беззаконии».

Рожденные от этих браков дети не исполняли заповедей, указанных Торой, и оказывали дурное влияние на детей, растущих в еврейских семьях. Народ Израиля стоял на грани исчезновения.

Эзра аСофер решился на трудный шаг, потребовав, чтобы мужчины, взявшие нееврейских жен, расторгли свои браки. Но прошло какое-то время, и изгнанные жены понемногу стали возвращаться обратно.

Через тринадцать лет после возвращения Эзры в Иерусалим у него появился влиятельный сторонник — Нехемия бен Хахалия, который, прибыв в Святую Землю, помогал Эзре ставить евреев Иудеи на путь Торы, и в том числе, разъяснять, что нельзя родниться с окружающими народностями,

Эзра и Нехемия в своих мерах по пресечению смешанного брака сделали следующий шаг: фактически распространили запрет на все окружавшие евреев народы (Эзра 9-10; Нехемья 10:30, 13:23-27) и установили, что дети язычника, рожденные от матери еврейки, считаются, тем не менее, евреями, а дети отца-еврея, рожденные от матери-язычницы, — язычниками.

Талмуд о смешанных браках [↑]

В Талмуде также неоднократно упоминается запрет смешанных браков (Авода Зара 36б). Брак с неевреем не имеет законной силы (Кидушин, 68б; Йевамот, 45а). Жена в смешанном браке не имеет по алахе права на материальное обеспечение, поскольку такое право вытекает лишь из законно действительного брака. Дети, родившиеся у мужа евреи и жены нееврейки, не являются евреями.

Эпоха Просвещения и гражданские браки [↑]

Со времен Талмуда и до эпохи Просвещения вопрос о смешанных браках решался просто: вступить в такой брак было технически невозможно. Франция стала первым государством в Европе, изъявшим бракосочетание из ведения духовенства. В XIX веке во многих государствах был введен институт гражданского брака, и евреи приобрели возможность вступать в брак с неевреями, встав на путь ассимиляции и рассеяния.

С тех пор и по сей день еврейские религиозные организации всего мира ведут борьбу за каждую еврейскую душу, убеждая евреев не выбирать тупиковый путь, а создавать еврейские семьи.

Байт Нээман [↑]

В иудаизме брак преследует многие цели. Прежде всего он должен свидетельствовать о создании Байт Нээман Беисраэль — дома, достойного Б-жественного благословения, стать союзом, возвышающим каждую из сторон, позволяющим найти в гармонии счастье. Семейный очаг называют Храмом в миниатюре, как из-за внутренне присущей ему святости, так и потому, что муж и жена совместно могут лучше служить Б-гу, например, выполнять такие заповеди, как соблюдение шабата и кашрута, в основе которых лежит семейный уклад. Еврейская семья — основа еврейского народа — позволяет воспитать детей в традициях иудаизма.

Однако все это реально, только если оба супруга — евреи. Как можно назвать семейный очаг миниатюрным Храмом, если один из членов семьи не принадлежит к избранному народу? Как может такой союз укреплять общину Израиля, если один из его участников нееврей? Как могут быть переданы детям традиции, если нечего передавать?

Каждый смешанный брак — это вероятность того, что его еврейская сторона постепенно перестанет соблюдать Тору. Дети, выросшие в такой семье, скорее всего станут неевреями или не будут евреями, преданными своему народу. Если жена нееврейка, то дети по закону — тоже неевреи. Если нееврей муж, то велика вероятность, что дети будут подражать его образу жизни. Вступив в смешанный брак, он разорвал нить, которая связывала его с бесчисленными поколениями предков, преданных еврейству.

Рамбам называет смешанные браки бегством от иудаизма и перечисляет их в ряду тяжелейших грехов, так как вступая в такой союз, человек восстает против Б-га, отказываясь сохранять свою Б-жественную уникальность.

Кроме того, смешанные браки могут создать множество личных проблем. Если муж и жена имеют разные религиозные корни, традиции, окружение, то и цели их в браке различны, и рано или поздно эта несовместимость даст о себе знать.

Смешанный брак с большей вероятностью создает эмоциональные проблемы у детей, которые появятся на свет. Даже если семья сохранится, у ребенка обязательно возникнет вопрос: кто он, каковы его корни и какой религии ему придерживаться.

Сказано в Дварим 7:3-4: «И не роднись с ними: дочери твоей не давай его сыну и его дочери не бери для сына твоего». Так Творец, Который точно знает природу всех душ (ведь Он их создал), сообщил нам, что души евреев и неевреев не подходят для брачного союза. А поскольку такие души несовместимы, то их союз приносит только боль и страдание обеим сторонам.

Путь к исчезновению [↑]

К сожалению, в последнее столетие появились либеральные организации, причисляющие себя к иудаизму (реформистский, консервативный, реконтруктивистский, гуманистический и прочие «иудаизмы»), которые выражают готовность признать легитимность смешанных браков. Даже правительство Израиля, которое в прошлом отнеслось к смешанному браку одного из израильских дипломатов за рубежом как к принципиальной проблеме, сегодня не видит в этом ничего предосудительного, и такие браки в наши дни стали распространённым явлением в дипломатических кругах.

В США, согласно опросам, более 80% брачных союзов, заключенных светскими евреями, — смешанные браки. И в Европе сегодня действует сила, более разрушительная чем антисемитизм. Европейское еврейство медленно, но верно исчезает с лица земли, и одна из причин тому — смешанные браки.

Согласно данным Еврейского университета в Иерусалиме, в начале 2002 года в Западной Европе проживало немногим более 1 миллиона евреев. Почти 80 процентов европейского еврейства приходилось на Францию и Великобританию, которые издавна считаются центрами самых многочисленных и процветающих еврейских общин. Численность как французского, так и британского еврейства неуклонно падает и, согласно научным прогнозам, в течение ближайших 75 лет, по сравнению с теперешней ситуацией, уменьшится вдвое.

В небольших еврейских общинах, разбросанных по всей Европе, тревожные тенденции проявляются еще ярче. Например, в Ирландии за одно десятилетие евреи потеряли половину своей общей численности. Возможно, через некоторое время в Европе просто не останется евреев, и некого будет защищать от антисемитских нападок.

В период существования СССР браки между русскими и евреями стояли на втором месте среди межнациональных браков Советского Союза и составляли 11% от общего числа смешанных браков. По статистике начала 21-го века, русско-еврейские смешанные браки не вошли в число наиболее распространенных, но дело здесь, скорее, не в положительной тенденции, а в отмене «пятой графы» и массовой эмиграции.

Смешанные браки во всем мире представляют собой проблему для еврейского народа. Они заметно увеличивают процент несчастных семей и порождают сбитую с толку молодежь. Они также приводят к сокращению еврейского населения в целом. Но самое главное — вступающие в браки с неевреями демонстрируют отказ от особой святости еврейского народа и бегство от его Б-жественной миссии.

Выводить материалы