Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Горько, но факт: светские евреи вне Израиля через одно или два поколения окончательно ассимилируются и просто исчезнут.

На прошлой неделе израильская пресса подняла шум по поводу того, что сын премьер-министра Израиля Нетаниягу, Яир, встречается с нееврейской девушкой. Мировые средства массовой информации радостно рассказывали, что якобы весь Израиль в отчаянии заламывает руки.

Казалось бы, какое имеет значение, с кем встречается Яир Нетаниягу, когда сотни тысяч, если не миллионы евреев по всему миру вступают в романтические отношения с нееврейскими партнерами? Согласно опросам, проведенным исследовательским центром Пью, более 80% брачных союзов, заключенных светскими евреями, — смешанные браки!

Так почему кого-то должно волновать, с кем встречается Яир Нетаниягу? (Кстати, пресс-служба премьер-министра заявила, что девушка из Норвегии, из-за которой разразился скандал, всего лишь однокурсница Яира).

Евреи — маленький и очень древний народ. На протяжении всей нашей истории в каждом поколении находились и находятся те, кто хочет нас уничтожить. Вопреки этому еврейский народ жив и продолжает жить. Более того, сегодня Израиль — единственное из развитых государств, которому не угрожает демографическая катастрофа. Это само по себе самое продолжительное в человеческой истории чудо.

Те, кто верит в Творца мира, знают, что секрет выживания еврейского народа в том, что Всевышний избрал евреев в качестве инструмента, с помощью которого Он раскрывает Свою мудрость и Свои законы всему человечеству. В разных странах и в разные исторические эпохи величайшие мудрецы и простые ремесленники жертвовали жизнью, чтобы не отказаться от своей миссии.

Когда еврей женится на нееврейке, он навсегда размыкает непрерывную тысячелетнюю цепь, выкованную его предками. Его дети по еврейским законам уже не будут частью нашего народа. А когда еврейская девушка выходит замуж за нееврея, ее потомки через одно-два поколения перестают быть евреями. По статистике три четверти детей, рожденных в смешанных браках, вступают в браки с неевреями. Согласно последним социологическим исследованиям, в середине 90-х только 14% смешанных пар определяют себя как еврейскую семью, а 60% отмечают христианские праздники.

Горько, но факт: светские евреи вне Израиля через одно или два поколения окончательно ассимилируются и просто исчезнут. Семьи, корни которых восходят к глубокой древности, будут окончательно потеряны.

И все же смешанные браки — скорее следствие, чем причина фундаментальных изменений, происходящих в неортодоксальном еврейском мире. Большинство современных евреев утратило связь с Традицией, с тем, что всегда выделяло евреев из среды других народов. Современные евреи не верят в свою избранность, в свою уникальную историческую миссию.

В этой ситуации «духовным» критерием выбора спутника жизни становится общность политических взглядов или эстетических вкусов. Трагедия современных евреев в том, что еврейство занимает лишь незначительное место в их жизни и самоопределении.

В отличие от своих светских собратьев «ортодоксы» понимают, что, вступая в смешанный брак, еврей совершает окончательный и непоправимый шаг, который исключает для него и его будущих детей возможность вновь открыть для себя еврейский образ жизни. И оплакивают то, что не вернуть.

Евреи никогда не «брали числом». Сама Тора говорит, что среди других народов мы будем народом маленьким. Но, тем не менее, потеря каждого еврея — это трагедия.

У горы Синай мы получили не только коллективную миссию. Каждая еврейская душа приходит в этот мир со своим особым заданием. Каждого из нас Всевышний наделяет потенциалом, уникальной комбинацией талантов и качеств, необходимых для выполнения этого задания. Потеря такого потенциала отражается на способности всего еврейского народа в целом совершать духовную работу, необходимую для исправления мира.

Многие неевреи усматривают в желании сохранить «национальную чистоту» брака проявление расизма. Однако это совершенно не соответствует действительности. Мы — не закрытый элитный клуб, но народ, открытый всему миру. Евреем может стать любой человек, искренне готовый принять на себя исполнение всех законов, которые Всевышний даровал нам у горы Синай.

В отличие от других монотеистических религий, иудаизм не говорит, что нужно непременно быть «членом клуба», чтобы удостоиться награды в грядущем мире. Тот факт, что Тора была дана только еврейскому народу, ни у кого не отнимает возможности служить Всевышнему и вести достойный образ жизни.

Те, для кого историческая миссия еврейского народа — не пустой звук, стремятся передать еврейские ценности следующему поколению. А это в полной мере возможно только тогда, когда оба родителя евреи.

Только на фундаменте общих духовных ценностей и устремлений можно построить по-настоящему крепкую семью.

Джонатан Розенблум, с сайта Aish.com


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени