Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И Вс-вышний прислушивается к жалобе бедняка, как сказано: «…и крик бедных услышит Он». Поэтому следует остерегаться вызвать их жалобы, ведь с ними заключен Б-гом союз, как сказано: «И будет, когда он закричит ко Мне, услышу Я, ибо Я милосерден».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Горько, но факт: светские евреи вне Израиля через одно или два поколения окончательно ассимилируются и просто исчезнут.

На прошлой неделе израильская пресса подняла шум по поводу того, что сын премьер-министра Израиля Нетаниягу, Яир, встречается с нееврейской девушкой. Мировые средства массовой информации радостно рассказывали, что якобы весь Израиль в отчаянии заламывает руки.

Казалось бы, какое имеет значение, с кем встречается Яир Нетаниягу, когда сотни тысяч, если не миллионы евреев по всему миру вступают в романтические отношения с нееврейскими партнерами? Согласно опросам, проведенным исследовательским центром Пью, более 80% брачных союзов, заключенных светскими евреями, — смешанные браки!

Так почему кого-то должно волновать, с кем встречается Яир Нетаниягу? (Кстати, пресс-служба премьер-министра заявила, что девушка из Норвегии, из-за которой разразился скандал, всего лишь однокурсница Яира).

Евреи — маленький и очень древний народ. На протяжении всей нашей истории в каждом поколении находились и находятся те, кто хочет нас уничтожить. Вопреки этому еврейский народ жив и продолжает жить. Более того, сегодня Израиль — единственное из развитых государств, которому не угрожает демографическая катастрофа. Это само по себе самое продолжительное в человеческой истории чудо.

Те, кто верит в Творца мира, знают, что секрет выживания еврейского народа в том, что Всевышний избрал евреев в качестве инструмента, с помощью которого Он раскрывает Свою мудрость и Свои законы всему человечеству. В разных странах и в разные исторические эпохи величайшие мудрецы и простые ремесленники жертвовали жизнью, чтобы не отказаться от своей миссии.

Когда еврей женится на нееврейке, он навсегда размыкает непрерывную тысячелетнюю цепь, выкованную его предками. Его дети по еврейским законам уже не будут частью нашего народа. А когда еврейская девушка выходит замуж за нееврея, ее потомки через одно-два поколения перестают быть евреями. По статистике три четверти детей, рожденных в смешанных браках, вступают в браки с неевреями. Согласно последним социологическим исследованиям, в середине 90-х только 14% смешанных пар определяют себя как еврейскую семью, а 60% отмечают христианские праздники.

Горько, но факт: светские евреи вне Израиля через одно или два поколения окончательно ассимилируются и просто исчезнут. Семьи, корни которых восходят к глубокой древности, будут окончательно потеряны.

И все же смешанные браки — скорее следствие, чем причина фундаментальных изменений, происходящих в неортодоксальном еврейском мире. Большинство современных евреев утратило связь с Традицией, с тем, что всегда выделяло евреев из среды других народов. Современные евреи не верят в свою избранность, в свою уникальную историческую миссию.

В этой ситуации «духовным» критерием выбора спутника жизни становится общность политических взглядов или эстетических вкусов. Трагедия современных евреев в том, что еврейство занимает лишь незначительное место в их жизни и самоопределении.

В отличие от своих светских собратьев «ортодоксы» понимают, что, вступая в смешанный брак, еврей совершает окончательный и непоправимый шаг, который исключает для него и его будущих детей возможность вновь открыть для себя еврейский образ жизни. И оплакивают то, что не вернуть.

Евреи никогда не «брали числом». Сама Тора говорит, что среди других народов мы будем народом маленьким. Но, тем не менее, потеря каждого еврея — это трагедия.

У горы Синай мы получили не только коллективную миссию. Каждая еврейская душа приходит в этот мир со своим особым заданием. Каждого из нас Всевышний наделяет потенциалом, уникальной комбинацией талантов и качеств, необходимых для выполнения этого задания. Потеря такого потенциала отражается на способности всего еврейского народа в целом совершать духовную работу, необходимую для исправления мира.

Многие неевреи усматривают в желании сохранить «национальную чистоту» брака проявление расизма. Однако это совершенно не соответствует действительности. Мы — не закрытый элитный клуб, но народ, открытый всему миру. Евреем может стать любой человек, искренне готовый принять на себя исполнение всех законов, которые Всевышний даровал нам у горы Синай.

В отличие от других монотеистических религий, иудаизм не говорит, что нужно непременно быть «членом клуба», чтобы удостоиться награды в грядущем мире. Тот факт, что Тора была дана только еврейскому народу, ни у кого не отнимает возможности служить Всевышнему и вести достойный образ жизни.

Те, для кого историческая миссия еврейского народа — не пустой звук, стремятся передать еврейские ценности следующему поколению. А это в полной мере возможно только тогда, когда оба родителя евреи.

Только на фундаменте общих духовных ценностей и устремлений можно построить по-настоящему крепкую семью.

Джонатан Розенблум, с сайта Aish.com


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.