Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Присутствие Всевышнего нисходит на человека только в радости от исполнения мицвы»Вавилонский Талмуд, Шабат 30 б

Зачем придерживаться ортодоксальных религиозных правил и ограничений?

6 сентября 2015 года, темы: Ассимиляция, Антисемитизм, Заповеди, История, Рав Эльяким Залкинд, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Меня давно мучил вопрос, зачем придерживаться ортодоксальных религиозных правил и ограничений, ведь зачастую именно они становятся помехой для ведения нормальной жизни в современном глобализированном обществе. Даже при обращении к истории становится понятно, что часто евреи могли приживаться и достигать успеха, принимая чужую культуру (и даже чужую религию), что, вроде бы, противоречит тому, что сказано в Торе. С уважением, Олег.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Олег,

По правде говоря, Ваш вопрос очень странен. Ведь так же можно спросить, зачем быть честным и порядочным человеком. Ведь тот, кто «при необходимости» умеет выгодно обмануть, а иногда и предать свои принципы, или, что еще проще, их не имеет, зачастую лучше устраивается в жизни. А если он иногда умеет и украсть, то живет, как правило, богаче. И т.д.

Но критерием нашего поведения является не более устроенное существование, а следование Истине. Ведь Творец мира дал нам именно эти законы, чтобы мы жили по ним, а мы приняли их к исполнению и, вот, исполняем. Что же может здесь мучать? А то, что иногда это, как Вы говорите, не совсем вписывается в «глобализированное» общество, так что? Если общество не знает законов, на которых зиждется мироздание и которые открыл нам Сотворивший его, — как говорится, это не наша проблема, а проблема общества. Ведь в мировой истории было много обществ, которые уже исчезли, зачахли или заблудились и сняли маску благополучия и гуманности, — мы же продолжаем жить по нашим законам, как хочет того Властелин мира и как мы Ему обещали.

Таким образом, всё зависит от точки отсчета, от ответа на вопрос: кто я? чего ищу? для чего я здесь? Если в основе всего — выгодное устроение, удобство, успех в этом мире, — действительно, заповеди и устои могут казаться «помехой». Но если человек ищет истину, смысл, не исчезающий с погребением, ищет настоящий Источник и Замысел и находит их, если осознает, что он — что-то большее, чем тело и «культура», — тогда что ему до встречающихся порой «неудобств», кажущихся другим помехой. Однако человек, принимающий решение о том, кто он, должен знать: если он выбирает лишь этот мир, — большего не получит. Если же выбирает истину, свой глубинный Источник и суть, — найдет их. Во всём «мера за меру».

Но, кроме всего этого, само представление о конфликте между полноценным соблюдением нашей Традиции и жизнью в современном мире сильно преувеличено. Ведь ортодоксальные евреи во всех развитых странах — представители многочисленных сфер деятельности и профессий: учителя, врачи, ученые, разработчики, программисты, бизнесмены, адвокаты, художники, музыканты, писатели и т.д., а также раввины, знатоки, преподаватели Торы и изучающие Тору.

С тем, что Вы говорите об «уроках» истории, также трудно согласиться. Напротив, на протяжении всей истории еврейского народа, живущего среди других народов более 3500 лет, со времени прибытия семьи праотца Яакова в Египет и до нашего времени мы видим одно и то же: если евреи сохраняли свою веру, — были уважаемы, и, даже если приходили времена гонений, — спасались. Но если пытались ассимилироваться — в конце концов оказывались ненавистными, их преследовали, убивали. В Египте благодарность египтян к евреям сменилась преследованиями и порабощением — после отмены обрезания; во времена Пророков евреи подвергались притеснениям окрестных народов каждый раз, когда склонялись к идолопоклонству; в Персии — см. события, предшествовавшие Пуриму. То же было и в изгнании. В Испании инквизиция выслеживала и подвергала жестоким казням тех, кто отказался от своей веры. И т.д., вплоть до Катастрофы европейского еврейства, семена которой были посеяны идеологией реформы, движением «приобщения» к культуре «просвещенных» народов. (Катастрофа миновала восточные страны, в которых подавляющее большинство евреев оставались верными своей Традиции).

Тора, Традиция — источник нашей жизненности и силы, и если, не дай Б-г, евреи оставляли этот источник, становились как дерево, лишенное корня, земли и воды. Когда же мы верны Всевышнему, Он спасает нас и, даже проводя через испытания, хранит и приводит к истинной цели.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше