Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем придерживаться ортодоксальных религиозных правил и ограничений?

Темы: Ассимиляция, Антисемитизм, Заповеди, История, Рав Эльяким Залкинд, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Меня давно мучил вопрос, зачем придерживаться ортодоксальных религиозных правил и ограничений, ведь зачастую именно они становятся помехой для ведения нормальной жизни в современном глобализированном обществе. Даже при обращении к истории становится понятно, что часто евреи могли приживаться и достигать успеха, принимая чужую культуру (и даже чужую религию), что, вроде бы, противоречит тому, что сказано в Торе. С уважением, Олег.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Олег,

По правде говоря, Ваш вопрос очень странен. Ведь так же можно спросить, зачем быть честным и порядочным человеком. Ведь тот, кто «при необходимости» умеет выгодно обмануть, а иногда и предать свои принципы, или, что еще проще, их не имеет, зачастую лучше устраивается в жизни. А если он иногда умеет и украсть, то живет, как правило, богаче. И т.д.

Но критерием нашего поведения является не более устроенное существование, а следование Истине. Ведь Творец мира дал нам именно эти законы, чтобы мы жили по ним, а мы приняли их к исполнению и, вот, исполняем. Что же может здесь мучать? А то, что иногда это, как Вы говорите, не совсем вписывается в «глобализированное» общество, так что? Если общество не знает законов, на которых зиждется мироздание и которые открыл нам Сотворивший его, — как говорится, это не наша проблема, а проблема общества. Ведь в мировой истории было много обществ, которые уже исчезли, зачахли или заблудились и сняли маску благополучия и гуманности, — мы же продолжаем жить по нашим законам, как хочет того Властелин мира и как мы Ему обещали.

Таким образом, всё зависит от точки отсчета, от ответа на вопрос: кто я? чего ищу? для чего я здесь? Если в основе всего — выгодное устроение, удобство, успех в этом мире, — действительно, заповеди и устои могут казаться «помехой». Но если человек ищет истину, смысл, не исчезающий с погребением, ищет настоящий Источник и Замысел и находит их, если осознает, что он — что-то большее, чем тело и «культура», — тогда что ему до встречающихся порой «неудобств», кажущихся другим помехой. Однако человек, принимающий решение о том, кто он, должен знать: если он выбирает лишь этот мир, — большего не получит. Если же выбирает истину, свой глубинный Источник и суть, — найдет их. Во всём «мера за меру».

Но, кроме всего этого, само представление о конфликте между полноценным соблюдением нашей Традиции и жизнью в современном мире сильно преувеличено. Ведь ортодоксальные евреи во всех развитых странах — представители многочисленных сфер деятельности и профессий: учителя, врачи, ученые, разработчики, программисты, бизнесмены, адвокаты, художники, музыканты, писатели и т.д., а также раввины, знатоки, преподаватели Торы и изучающие Тору.

С тем, что Вы говорите об «уроках» истории, также трудно согласиться. Напротив, на протяжении всей истории еврейского народа, живущего среди других народов более 3500 лет, со времени прибытия семьи праотца Яакова в Египет и до нашего времени мы видим одно и то же: если евреи сохраняли свою веру, — были уважаемы, и, даже если приходили времена гонений, — спасались. Но если пытались ассимилироваться — в конце концов оказывались ненавистными, их преследовали, убивали. В Египте благодарность египтян к евреям сменилась преследованиями и порабощением — после отмены обрезания; во времена Пророков евреи подвергались притеснениям окрестных народов каждый раз, когда склонялись к идолопоклонству; в Персии — см. события, предшествовавшие Пуриму. То же было и в изгнании. В Испании инквизиция выслеживала и подвергала жестоким казням тех, кто отказался от своей веры. И т.д., вплоть до Катастрофы европейского еврейства, семена которой были посеяны идеологией реформы, движением «приобщения» к культуре «просвещенных» народов. (Катастрофа миновала восточные страны, в которых подавляющее большинство евреев оставались верными своей Традиции).

Тора, Традиция — источник нашей жизненности и силы, и если, не дай Б-г, евреи оставляли этот источник, становились как дерево, лишенное корня, земли и воды. Когда же мы верны Всевышнему, Он спасает нас и, даже проводя через испытания, хранит и приводит к истинной цели.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».