Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги «В конце дней»

И не бывать зaдуманному вами, тому, о чем вы говорите: «Будем, как другие народы, служить дереву и камню» — «Жив я , — говорит Г-сподь, — рукою твердой, и десницей простертой, и яростью изливающейся воцарюсь над вами. И выведу вас из народов, и соберу вас из стран, в которых рассеяны вы…» (Иехезкель, 20:32—33)

БEЗУCПEШHАЯ ПОПЫТКА МАССОВОЙ АССИМИЛЯЦИИ. ТОРА НЕОДНОКРАТНО ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД, ЧТО ЕСЛИ ОН НАРУШИТ ЗАКОНЫ Б-ГА, БУДЕТ НАКАЗАН ИЗГНАНИЕМ ИЗ ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ:

[Дварим, 11:16,17]: «Берегитесь, дабы не обольстилось ваше сердце, и не совратились вы, и не стали служить другим богам. и возгорится на вас гнев Б-га, и замкнет небо, и не будет дождя, и исчезнете вы скоро с прекрасной земли, которую Г-сподь дает вам.»

[Дварим, 28:58—67]: «Если не будешь соблюдать и исполнять все слова закона этого, напиcанныe в книге этой, и бояться не будешь этого почитаемого и страшного имени Г-спода, Б-га твоего, то обрушит Г-сподь удары ужасные на тебя и на потомство твое, удары мощные и верные, и болезни злые и постоянныe. И обратит на тебя все недуги Египта, которых ты боялся, и они пристанут к тебе. Также всякую болезнь и всякий удар, о которых не писано в книге закона этого, наведет Г-сподь на тебя, пока не будешь истреблен. И останется вас мало, — тогда как множеством были пoдoбны вы звездам небесным, — ибо не слушался ты голоса Г-спода, Б-га твоего. И будет: как радовался Г-сподь вам, творя добро и умножая вас, так возрадует Г-сподь врагов ваших, уничтожая вас и истребляя вас, и отторгнуты будете от земли, в которую вступаете для владения ею. и рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь служить божествам иным, неведомых ни тебе, ни отцам твоим, — дереву и камню. Но и между народами теми не успокоишься ты, и не будет покоя ступне твоей, а даст Г-сподь тебе там сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет жизнь твоя висеть на волоске пред тобою, и в страхе будешь день и ночь, и в жизни твоей не будешь уверен. Утром скажешь: “О, если бы настал вечер!”, а вечером скажешь: “0, если бы настало утро!”, — от страха, которым будет объято сердце твое, и от зрелища, которое узришь перед глазами твоими.»

ЕВРЕИ, ПОТЕРЯВ НАДЕЖДУ НА ИЗБАВЛЕНИЕ ИЗ ГАЛУТА, ПОПЫТАЮТСЯ АССИМИЛИРОВАТЬСЯ, ОДНАКО СТРАНЫ РАССЕЯНИЯ ОСТАНУТСЯ ДЛЯ НИХ БЕЗЖИЗНЕННОЙ ПУСТЫНЕЙ:

в книге «Cифpa» [1] в пояснениях к словам Торы (Ваикра[2], 26:41) «… и уведу их в землю врагов их» сказано, что евреи, будучи изгнаны со своей земли, захотят жить жизнью народов, среди которых они рассеяны, и тогда исполнится сказанное пророком: «И не бьвать задуманному вами…»

Б-г вселит в сердца народов мира ненависть к евреям. Евреи будут гонимы отовсюду, пока Б-г не соберет их и не приведет в Эрец-Исраэль. Мецудат-Давид[3] комментирует слова пророка Иехезкеля «И вьшеду вас из народов… твердой рукой»: «И изолью Свою ярость, внушив в сердца народов ненависть к вам, дабы они изгнали вас из своей среды.»

[Иехезкель, 20:35]: «И приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами — лицом к лицу.» Известный комментатор Танаха Малбим[4] поясняет: «Все страны мира будут для вас пустыней, где не сыскать человеку и самого необходимого. Пустыней будут вам все страны мира! Вы будете отделены там от людей, живущих в городах, и будете скитаться, что овцы, заблудшие и лишенные всего. Вам не разрешат покупать ни дома, ни поля, ни сады… И там я буду судиться с вами лицом к лицу, и там вы поймете, что невзгоды эти были не случайны, а постигли вас по воле Провидения, судившего вас за ваши поступки, — как ощущали отцы ваши в Синайской пустыне руку Б-га в любом наказании, постигшем их.»

В СИНАЙСКОЙ ПУСТЫHE, ПОСЛЕ ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА, ОТЦЫ НАШИ ЯСНО ВИДЕЛИ ПУТИ ПРОВИДЕНИЯ. В СЕГОДНЯШНЕЙ ЖИЗНИ МЫ НЕ ОЩУЩАЕМ ВООЧИЮ ПPИCУTСТBИЯ Б-ГА В ЭТОМ МИРЕ, ПОТОМУ-ТО ТОРА И НАПОМИНАЕТ О COБЬlTИЯX ТЕХ ЛЕТ:

[Дварим, гл. 8]: «И помни весь путь, которым вел тебя Г-сподь, Б-г твой, вот уже сорок лет, по nуcтынe, дабы смирить тебя и испытать тебя, узнать, что в сердце твоем: будешь ли хранить заветы Его или нет? И Он смирял тебя, и томил тебя голодом, и питал тебя манной, которой не знал ты и не ведали отцы твои, дабы понял ты: не хлебом единым жив человек, а всем, что исходит из уст Г-спода, жив человек… и познаешь в сердце твоем: как наказывает отец сына своего, так Г-сподь, Б-г твой, наказывает тебя… Берегись, не забудь Г-спода, Б-га твоего, нарушая заповеди, законы и уставы Его, что заповедую я тебе ныне. Когда будешь есть и насытишься, дома хорошие возведешь и жить будешь в них, и размножится крупный и мелкий скот твой, и умножится у тебя серебро и золото, и всего у тебя будет вдосталь, да не станет надменным сердце твое и не забудь Г-спода, Б-га твоего… Не скажи в сердце своем: “Сила моя и крепость руки моей дали мне это богатство”. Помни Г-спода, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, чтобы исполнить тебе завет Свой, о котором Он клялся отцам твоим…».

ВО3ВРАЩЕНИЕ И3ГНАННИКОВ — «КИБУЦ ГАЛУЙОТ» (ДВА ЭТАПА).

[Рукописи Pамбанa[5], Ч. П, стр. 517]: «… Отсюда видно, что “геула” (избавление) не завершится за один раз. Ведь между указом Кореша[6] и постройкой Второго Храма прошло восемнадцать лет, и между исходом из Египта и восхождением в Эрец-Исраэль тоже прошло сорок лет …И будет в то время много бедствий и войн, а затем придут дни покоя и обещанных великих и страшных чудес.»

ПЕРВЫЙ ЭТАП ВОЗВРАЩЕНИЯ — В СОПРОВОЖДЕНИИ MHOГOЧИCЛEHHЬlX БEДCTBИЙ.

В Талмуде (трактат «Мегила»[7], 6,а) повествуется, как праотец Яаков молился перед Всевышним, дабы Он не дал Германии исполнить свой коварный замысел. «Каков же ее замысел»? — спрашивают там мудрецы, и отвечают: «Если они выйдут, — разрушат весь мир.»

[Иехезкель, 20:35—36]: «И приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами — лицом к лицу. Как судилcя Я с отцами вашими в пустыне страны Египетской, так буду судиться с вами, — слово Г-спода Б-га!»

ПЕРЕД «КИБУЦ ГАЛУЙОТ» ЕВРЕИ НЕ ВОЗВРАТЯТСЯ К СВЯТОМУ ЗАВЕТУ, И ЛИШЬ ПО ПРЕБЫВАНИИ В «ПУСТЬНЕ БЕД» ПОСТИГНУТ, ЧТО НЕ ПОМОЖЕТ ИМ НИКТО, КРОМЕ ВСЕВЫШНЕГО:

[Теиллим[8], 107]: «Благодарите Г-спода, потому что добр Он, потому что навеки милость Его», — скажут избавленные Г-сподом от pуки врага. И из paзных стран собрал Он их — с востока и с запада, с севера и от моря. Заблудились они в пустыне, на дороге пустынной, города населенного не встретили. Голодны были и жаждали, ослабела душа их. И возопили они к Г-споду в бедствии своем — от нужды их Он спас их. и повел Он их дорогой прямой, дабы пришли они в город населенный. Пусть благодарят они Г-спода за милосердие Его и за чудеса Его пред сынами человеческими, ибо насытил Он душу жаждущую, душу голодную наполнил благом. Сидящие во тьме и мраке, окованные страданием и железом — ослушались они слов Б-жьих и решение Всевышнего отвергли; и подавил Он страданием сердца их — споткнулись, и некому помочь. И воззвали они к Г-споду в бедствии своем, и от нужды их Он избавил их. Вышел Он их из тьмы и мрака и узы их расторг. Пусть благодарят они Г-спода за милосердие Его и за чудеса Его пред сынами человеческими, ибо сокрушил Он двери мeдныe и засовы железные разрубил. Превращает Он пустыню в озеро, и землю иссохшую — в источники вод. и поселяет Он там голодных, и строят они город населенный.

В книге пророка Ошеа[9] (2:16—17) сказано: «…и приведу ее в пустыню, и обращусь к сердцу ее. И оттуда дам Я ей виноградники ее, и из долины скорби врата надежды.» — Здесь пророк сравнивает народ Израиля с женщиной, изменившей мужу своему. Поясняет И. Kapa[10]: «Oттуда» из Эрец-Исраэль; «дам я ей виноградники ее» — возвращу Мои обильные урожаи; «из долины скорби» — это земля Израиля, которая сейчас опустошена и скорбит.

[Иехезкель, 20:38]: «И выделю из вас мятежников и отступившихся от Меня: из страны пребывания их выведу, но в землю Израиля не войдут, — и узнаете, что Я Г-сподь.»

[Слова Рамбана, которые приводятся в книге «Браха мешулушет»[11] , стр. 47]: «Возможно: между двумя “кибуц галуйот” пройдет много лет, а это значит: над народом Израиля будут властвовать правители разных народов, дабы очистились преступники Израиля, как очищают в горне серебро, и подобно тому, как это было в Египте.»

[Иехезкель, 11:17—20]: «Поэтому скажи Израилю: “Так сказал Г-сподь Б-г: И созову я вас из народов и соберу вас из стран, в которых были рассеяны вы, и дам вам землю Израиля”. И придут туда и удалят из нее все мерзости и все гнусности ее. И дам я им серце одно, и дух новый вложу я в них; и извлеку из тела их сердце каменное, и дам им сердце из плоти, дабы следовали они Моим заповедям, и уставы Мои соблюдали, и выполняли их; и будут Моим народом…»

[Трактат «Санэдрин», 98,а]: Сказал рабби Ханинa[12]: До той поры сын Давида не придет, доколе не будут сокрушены все надменные в Израиле, как сказано (Цфания[13], 3:11—12): «… ибо тогда удалю высокомернорадостных твоих из среды твоей… и оставлю Я народ бедный и нищий среди тебя, и они будут полагаться на имя Г-сподне». Сказал рабби Симлай[14] со слов рабби Элиэзера, сына рабби Шимонa[15]: «До той поры сын Давида не придет, доколе в Израиле не сгинут все надзиратели и судьи, как сказано (Иешаяу, 1:25—26): И снова возложу руку Мою на тебя, и очищу тебя, словно щелочью, от всех примесей твоих… И вновь поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как вначале.» — Поясняет Маарша[16]: «Здесь говорится о судьях-злодеях, — тех, что извращают справедливость» (т.е. судят по законам стран их исхода).

МЕЖДУ ДВУМЯ ЭТАПАМИ.

[Иpмияу[17], 31:6—7]: «…радостно пойте Яакову, ликуйте пред всеми народами; провозглашайте, славьте и говорите: “Спаси, Г-споди, народ Твой, остаток Израиля!” — Вот, я приведу их из страны северной и соберу их от краев земли… великое множество возвратится сюда.»

[Иешаяу, 54:7]: «На малое мгновение оставил я тебя, но с великим милосердием соберу тебя.»

[Мидраш «Танхума»[18], гл. Ноах]: Сказал рабби Шимон Бен-Гамлиэль[19]: «Существует предание: Иерусалим не будет отстроен до тех пор, пока не соберутся изгнанники.»

[Трактат «Брахот»[20], 49, а]: «Когда Г-сподь отстроит Иерусалим? — Когда соберет изгнанников Израиля.»

В ПЕРИОД ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗГНАННИКОВ СУДИМЫ БУДУТ ПРЕСТУПНИКИ:

[Иешаяу, 1:28]: «И отступники, и грешники сокрушены будут, исчезнут оставившие Г-спода.» — Поясняет Раши: «Отступники» — не верящие, что Тора дана Всевышним через Моше.

ПОСЛЕ СУДА НАД ПРЕСТУПНИКAMИ ВОЗВЫСЯТСЯ В ТРУБНОМ ГЛАСЕ ШОФАРЫ/21 ПРАВЕДНИКОВ, И ПРИДЕТ МАШИАХ:

[Трактат «Мегила», 17,б]: «По сокрушению преступников возвысятся роги праведников, как сказано (Теиллим, 75:11): И все роги нечестивых срублю и возвысятся роги праведников» — включая и родившихся неевреями, которые впоследствии добровольно приняли еврейство, с тем, чтобы праведно исполнять ее законы… и где же поднимутся их роги? в Иерусалиме, как сказано (Теиллим, 122:6): «Просите мира Иерусалиму, — спокойны будут любящие тебя» ( «все праведники, любящие Иерусалим» Маарша) …И когда Иерусалим будет отстроен, придет сын Давида, как сказано (Oшеа, 3:5): «Потом возвратятся сыны Израиля и будут искать Г-спода, Б-га своего, и Давида, царя своего…»

[Рамбам[22], «Законы царей», гл. 11, зак. 1]: «Царь Машиах встанет и возвратит царству Давида былую власть, отстроит Храм и соберет изгнанников Израиля.»

ПОСЛЕДНИЙ «КИБУЦ ГАЛУЙОТ», ПОСЛЕ РАЗГРОМА ГОГА НАРОДЫ САМИ ПРИВЕДУТ ПОСЛЕДНИХ ИЗГНАННИКОВ В ДАР ЦИОНУ:

Пророк Иехезкель, обращаясь к Гогу — правителю державы, которой предопределено в конце дней воевать против Израиля, говорит, что перед тем еврейский народ будет собран на своей земле (Иехезкель, 38:8—9): «После многих дней вспомянут будешь — в конце лет придешь ты в страну вернувшихся от меча, собранную из народов многих на горы Израиля, что опустошенными стояли всегда[23]; но народ Израиля выведен был из народов и поселились в уверенности все они и поднимешься, — словно бедствие великое придешь ты. Как туча, покрывающая землю, будешь ты и все отряды твои, народы многие с тобой.» А далее сказано ( 38:22—23): «И буду судиться с ним мором и кровью; и ливень проливной, и град камней, огонь и серу пролью на него, и на отряды его, и на многие народы, которые с ним. и я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают, что Я — Г-сподь.»

[Цфания, 3:8]: «Потому: ждите Меня, — слово Г-спода, — до того дня, когда встану я для разорения народов, ибо приговор Мой — собрать народы, собрать царства, дабы излить на них гнев Мой, пыл ярости Моей, ибо огнем гнева Моего будет пожрана вся страна.» — Поясняет Радак[24]: «Здесь говорится о дне прихода Гога в Иерусалим.»

[Там же, 3:9]: «Ибо тогда я изменю язык народов и сделаю его чистым, дабы все призывали имя Г-спода, дабы служили Ему единодушно.» И вслед за этим написано: «Живущие по ту сторону рек Куша — Атарай и Бат-Пуцай — принесут дар Мне.» — Поясняет Радак: «Куш» — это Индия; «Атарай Бат-Пуцай — имена народов.»

[Иешаяу, 18:5]: «… Но еще до наступления жатвы, когда закончится цветение и созревающим плодом станет цветок, ветви срежет Он садовыми ножницами, побеги обрубит, отсечет.» (Поясняет Раши: «Обрубит, отсечет» — уничтожит командующих и помощников Гога, армию его и армию его приспешников.) и далее написано: «Тогда принесен будет дар Г-споду… на место имени Г-спода.., — на гору Цион…» — Поясняет Радак: «То — народы мира принесут Г-споду подарок — народ Израиля, как сказано: … и приведут всех братьев ваших от всех народов в дар Г-споду…»

[Иешаяу, 66:18—20]: » А знаю я деяния их и мысли их; наступит время собрать народы и языки, и придут они и увидят славу Мою… И приведут всех братьев ваших от всех народов в дар Г-споду…»

[Пояснения Радака на стих из «Теиллим» (126:3) «Не расчитывайте на сановников, на сына человеческого, не он спасает»]: «Избавление евреев претворится через правителей народов, ибо Всевышний пробудит в их сердцах желание отпустить евреев на свою родину, как сказано: И приведут всех братьев ваших от всех народов в дар Г-споду.»


1. Сифра — книга комментариев к третьей книге Торы — «Ваикра.». Составлена Равом (с . прим. 16 к гл. 1) .

2. Ваикра («Левит» , в рус. пер.) — третья книга Торы, в которой в основном описываются законы жертвоприношений и правила ритуальной чистоты.

З. Мецудат-Давид комметарии к Танаху, составленные в 17 веке в Праге рабби Давидом Альтшулером и его сыном Иехизль-Гилелем.

4. Малбим (1809—1879) — аббревиатура имени рабби Меира-Лейбуша Бар-Иехизль-Михла, автора прекрасного комментария к Танаху, сочетающего глубокий анализ текста с обширными познаниями во многих областях науки.

5. Рамбан (1194—1270) — аббревиатура имени Рабби Моше Бар-Нахмана, величайшего комментатора Торы и Талмуда. Большую часть своей жизни провел в испанском городе Жерона. После открытого диспута с христианами, в котором Рамбан «имел нeoсторожность» победить, ему пришлось покинуть Испанию, спасаясь от гнева христианских фанатиков. После долгих скитаний в 1267 г. прибыл в Эрец-Исразль. В письме к оставшейся в Испании семье Рамбан писал: «Трудно передать, что я переживаю при виде этой разрушенной и пустующей земли. Чем больше святость места, тем более оно пострадало: Иудея разрушена больше Галилеи, а Иерусалим более всего. Но даже разрушенный, он прекрасен. В городе живут около двух тысяч человек, из них триста христиан, а евреев всего две семьи, и на субботы с трудом собирается миньян (десять мужчин, необходимых для проведения общественной молитвы) .» В связи с этим интересен комментарий Рамбана к предостережению Торы (Ваикра, 26:32—33) «И опустошу я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами.., и будет земля ваша пуста, а города ваши будут руинами»: «Это — благое предвестие для нас. Здесь говорится, что во времена изгнаний наша Страна не будет принимать врагов наших. А доказательство тому: нет в мире земли, кроме Эрец-Исраэль, которая раньше столь благоухала и процветала, а теперь так разрушена и пустует. Ведь с тех пор, как мы покинули ее, многие народы хотели утвердиться на ней, но не удалось им, так как не принимает она никого.» Скончался Рамбан в г. Акко и был похоронен в Хевроне около пещеры Махпела.

6. Кореш — он же Кир, персидский царь, разрещивший евреям вернуться из вавилонского изгнания на родину и отстроить Храм в Иерусалиме. Работы были начаты, но прерваны из-за интриг соседних народов, и только через восемнадцать лет постройка Второго Храма была завершена.

7. Мегила — трактат Талмуда, посвященный преимущественно уяснению законов и обычаев праздника Пурим, а также пояснению различных coбытий в истории еврейского народа.

8. Теиллим — книга псалмов царя Давида, содержащая спавословия и молитвы, охватывающие все стороны жизни еврейского наpoда в целом и каждoro еврея в отдельности.

9. Oшеа — жил в конце 7-ro — начале 6-ro вв. до н.э. во времена иудейских царей Узияу, Йотама, Ахаза и Хизкияу.

10. И.Кара — один из выдающихся комментаторов Торы, живший в конце 11-го — начале 12-го вв. во Франции (г. Труа) .

11. Браха мешулешет — «Тройное благословение».

12. Рабби Ханина — амора, живший в середине 3-го века.

13. Цфания — пророк, живший в 5-ом веке до н.з. во времена Иудейского царя Иошияу.

14. Рабби Симлай — амора, живший в Эрец-Исраэль в начале 3-го века.

15. Рабби Элиэзер, сын рабби Шимона Бар-Иохая — тана, живший во второй половине 2-го века.

16. Маарша (1555—1631) — аббревиатура имени Рабби Шмуэль-Элиэзера Айдельса, знаменитого комментатора Талмуда, жившего в Польше.

17. Ирмияу — пророк, живший в период разрушения Первого Храма. Писание рассказывает, что разрушению Храма предшествовали многочисленные нарушения евреями законов Торы, и Ирмияу от имени Б-га предупреждал народ о неминуемом бедствни, чем приобрел себе немало врагов. Когда вавилонский царь Невухаднэцар, покорив всю Иудею, держал Иерусалим в осаде в течении трех лет, голод в городе усилился настолько, что исполнилось самое страшное пророчество Ирмияу, записанное им в книге «Эйха» («Плач Ирмияу») еще задолго до осады Иерусалима: «… Разве бывалo, чтобы женщины ели плод чрева своего, — детей, возлелеянных ими… Язык младенца от жaжды прилипает к небу его, дети просят хлеба, но никто не отломит им куска. Те, что некогда ели лакомства, покинуты на улицах, а те, что выросли в багряницах, обнимают кучи мусора… Руки милосердных женщин варили детей своих; были те для них пищей во время гибели дочери народа моего!»

Во время осады Ирмияу продолжал пророчествовать о падении Иерусалима и упрекал его жителей, не желавших смириться перед Б-гом даже в условиях таких страшных мучений. Это послужило для врагов пророка причиной обвинить его в измене, и те бросили старца в яму. Однако царь Иудеи — Цидкияу, узнав об этом, тут же освободил пророка.

После разрушения Иерусалима и изгнания евреев из Эрец-Исраэль, Ирмияу был вынужден переселиться в Египет и находился там до захвата страны Нила вавилонянами. Невухаднэцар, взяв Египет, приказал привести пророка в Вавилон, где Ирмняу и оставался до конца своих дней.

18. Мидраш «Танхума» — сборник преданий устной Торы, комментирующих письменную Тору. Составлен в Эрец-Исраэль в 4-ом веке рабби Танхумой Бар-Аба.

19. Рабби Шимон Бен-Гамлиэль — тана, живший во второй половине 2-го века.

20. Брахот — трактат Талмуда о 3аконах молитв и благословений.

21. Шoфapы — poги, в которые будут трубить, возвещая о победе.

22. Рамбам (1135—1204) — аббревиатура имени Рабби Моше Бен-Маймона, великого еврейского ученого, мыслителя и медика, жившего в Eгиптe. Его книги о еврейских законах и еврейской мысли являются основным связывающим звеном между Талмудом и еврейскими мудрецами последующих поколений.

23. Я слышал от раввина Ицхака Зильбера, что из этого стиха можно заключить: Гог придет в Эрец-Исраэль после свершения четырех фактов:

1. Население страны будет состоять в основном из людей, спасшихся от смерти;

2. Они будут собраны из многих народов;

3. Будут собраны именно на территорни Эрец-Исраэль, а не где нибудь в другом месте;

4. До того страна была пустынной.

24. Радак (1160 — 1235) — аббревиатура имени Рабби Давида Кимхи, знаменитого комментатора Танаха, жившего в Нарбоне (юж. Франция) .


Десять лет жизни посвятил Рамбам написанию этого знаменитого труда, в котором он предпринял попытку составить полный кодекс законов по всем вопросам, связанным с выполнением заповедей. Читать дальше