Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Настоящее счастье — это то, что чувствует человек, когда делает то, что должен.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»
Все больше евреев становились врачами, адвокатами, экономистами и администраторами. Нееврейские лидеры консервативных групп в Америке кляли евреев за ослабление американской морали.

Движение вверх

В двадцатые годы евреи продолжали подниматься на высшие позиции в разных сферах американской жизни. Опираясь на их довоенный прием, евреи переходили в высшие слои профессиональной американской жизни. Несмотря на дискриминацию, процентные нормы, недостаток начального капитала, евреи наводняли американские колледжи, университеты и профессиональные школы. Этому помогала древняя еврейская любовь к учению, выраженная присловьем «Тору учи и будь ученым», которое теперь переиначили в поговорку «Иди в колледж, получай профессию». Например, в Сити колледже в Нью-Йорке, который давал бесплатное образование, в основном учились евреи. В колледж старались идти все, он был ступенькой в дальнейшем продвижении. В двадцатых годах большинство американских евреев были торговцами, антрепренерами или рабочими. Но они мечтали о том, что их дети получат высшее образование, это стало целью еврейских родителей в Америке18. Все больше евреев становились врачами, адвокатами, экономистами и администраторами, несмотря на все усилия нееврейского общества ограничить их численность. Беньямин Кардозо и Луис Брандес стали членами Верховного Суда, первый из них оказал определяющее влияние на юридическую мысль Америки. Многие ведущие академики, писатели и известные люди были евреи, например Давид Сарнов19, Вильям Пэли20, Джордж Гершвин21, Ирвинг Берлин22 и Джером Керн23 вывели евреев на передний край американской жизни.

Запланированная ассимиляция

Общим знаменателем для всех евреев был отход от иудаизма и еврейской общины. Они старались избавиться от своего еврейства, многие вступали в смешанные браки, и все отказывались идентифицировать себя с какими-либо еврейскими группами или вопросами. Тем не менее, нееврейские лидеры консервативных групп в Америке кляли евреев в целом за ослабление американской морали. Они обвиняли их в том, что они закваска* которая привела к брожению двадцатых годов, к новой дикой Америке послевоенного бума, странным и упадочным нравам этой эпохи. И снова в результате пробудился антисемитизм, когда старой, установленной системе ценностей стали угрожать новые времена, в которые продолжалась эрозия англосаксонского протестантского влияния в Америке.

Популярные Мэдисон Грант24 и генеральный прокурор США Митчелл Палмер25 выступали против еврейского засилья в стране. «Красная угроза» стала звучать по всей Америке в начале 20-х, и поскольку многие американские евреи были иммигрантами из России, а некоторые даже лидерами большевистской революции, то евреев считали идентичными социалистам, большевикам и подпольщикам. В 1921 году была ведена иммигрантская квота, а в 1924 акт, который еще сильнее ограничивал иммиграцию евреев в США. Эти законы были изданы главным образом из-за опасения, что Америка в ближайшем будущем «иудаизируется». Поэтому в двадцатых годах еврейская Америка оказалась в плену противоречий: она оставалась страной огромных возможностей и неконтролируемой ассимиляции, но и унижения, дискриминации и неуверенности. Оторванный от корней, невротичный еврей так ярко изображаемый еврейской американской литературой, был продуктом этих противоречий.

В двадцатые годы в США распространяется консервативный иудаизм. Казалось, у него есть решение религиозных проблем американского еврейства: ортодоксия представлялась глупой, а реформа — слишком радикальной. Число, богатство и влияние консервативных конгрегаций Америки постоянно росло после Первой мировой войны. Еврейская теологическая семинария была признана светским еврейством и нееврейским миром как ведущая школа еврейской учености. Там было много ярких ученых, которые при этом соблюдали традиции в повседневной жизни. Она агрессивно представляла себя как американская школа интенсивного еврейского учения.


18 Эта ситуация слегка изменилась в восьмидесятых годах.

19 1891-1971. Основатель радио, а впоследствии телевидения NBC.

20 Родился в 1901 году, начал с изготовления сигар, основал CBS и до девяностых годов являлся председателем этой компании.

21 1898-1937. Музыкальный гений двадцатых годов, создатель «американской» музыки.

22 1888-1989. Урожденный Исраэль Белин, он стал великим американским композитором. В отличие от Берлина, который в какой-то момент крестился, другие, хоть и не соблюдали, но общины не покидали.

23 1885-1945. Знаменитый бродвейский композитор.

24 Автор скучной антисемитской работы «Уход великой расы», впервые опубликованной в 1915 году. Выступал за чистоту расы, клял евреев за новую американскую культуру, первую мировую войну и иное социальное зло.

25 Среди других нелепостей, Палмер провозглашал, что русскую революцию устроили богатые евреи-финансисты Нью-Йорка!

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе