Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ешива или университет?

Темы: Смысл жизни, Реувен Куклин, Изучение Торы, Раби Шимон бар Йохай

Отложить Отложено

Мы с другом все время ведем дискуссию о том, что должен делать Еврей в этом мире. Друг говорит, что Еврей должен изучать только Тору и развиваться духовно, как делал Бар Йохай (ушел в пещеру), не обращать внимания на материальное, но мое мнение таково, что нужно совмещать материальное и духовное, например, учиться в университете — получать образование и параллельно изучать Тору — соблюдать заповеди, молиться и следить за собой. Скажите, пожалуйста, кто из нас прав. И что написано в Торе по этому поводу. Заранее благодарен, Лев

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Лев!

Вы спрашиваете, в чём задача человека в этом мире. Царь Соломон определил задачу человека, говоря (Мишлей 3:6): «Во всех путях твоих познавай (волю) Его, и Он выпрямит стези твои». Из этих слов мы учим, что задача человека в этом мире — выполнять волю Б-га. У каждого еврея — свой путь, который он должен пройти для того, чтобы выполнить волю Творца.

Нет сомнения, что одна из самых важных заповедей, соблюдение которой помогает выполнить волю Творца, — изучение Торы. Говорят мудрецы (Шаббат 31а), что один из первых вопросов, которые задают еврею после его смерти, — оставлял ли он ежедневно для себя постоянное время для изучения Торы. Тора даёт нам силы победить йецер а-ра. Говорит Талмуд (Кидушин 30б): «Творец создал йецер а-ра, и Он создал Тору для лечения от него».

Однако невозможно однозначно сказать, какой путь еврей должен выбрать, тот, который предложили Вы, либо путь, который считает верным Ваш друг. Некоторым подходит путь рабби Шимона бар Йохая, который сидел в пещере и изучал Тору, а некоторым — путь Рабби Ишмаэля, утверждающего (Брахот 35а), что еврей должен совмещать изучение Торы с делами материального мира. Более того, говорится в Талмуде (там же), что большинству евреев подходит именно путь рабби Ишмаэля.

Каждый еврей, выбирая для себя оптимальный путь в служении Б-гу, должен принять во внимание свой склад, свой темперамент, свои склонности, свой духовный уровень. То, что подходит одному, не всегда подходит другому.

Мне как-то пришлось говорить с человеком, который был в своё время начальником полиции города Реховот. Он рассказал мне, что когда он сделал тшуву, обратился к раву Шаху с вопросом, должен ли он оставить свою работу в полиции и начать целый день изучать Тору. Глава полиции был уверен, что рав Шах скажет ему: оставить свою работу, ведь сам рав Шах целый день изучал Тору. Однако рав Шах сказал ему, что он обязан продолжать работу в полиции, поскольку это его путь в служении Б-гу.

Я думаю, излишне добавлять, что, выбирая место работы и учёбы, важно учитывать, как выбранная профессия повлияет на его духовный рост, в каком окружении он окажется (и это важнейшие критерии, которыми еврей должен руководствоваться во всей своей жизни).

В своём комментарии к Мишлей Виленский Гаон говорит (объясняя стих, который я привёл вначале), что, если еврей намеревается выполнить волю Б-га на основных путях своей жизни, то Всевышний направит его правильными путями во всех областях жизни.

Желаю вам, чтобы Всевышний направил вас правильными путями, и у Вас было много счастья в жизни.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Отнимает ли Рав свободу выбора?

Материалы по теме


Битуль хамец — это «аннулирование», «отмена» квасного (хамеца), которое находится во владении человека. Талмуд сообщает нам, что по закону Торы, если человек «аннулирует» хамец, находящийся у него во владении, он, по Торе, не нарушает запрета «да не будет видно у тебя квасного», даже если этот хамец остается у него в доме на Песах. По постановлению мудрецов нельзя оставлять дома никакого хамеца, даже если его «аннулировать». Его надо убрать Читать дальше