Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Отнимает ли рав свободу выбора?

Темы: Раввин, Свобода выбора, Рав Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Мы с мужем уже несколько лет как соблюдаем. У нас нет Рава, и как-то не чувствуем его недостаток. Не хочется терять свободу выбора и своё мнение. Можно ли так и дальше продолжить?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Можно, но только не в еврейской жизни. Без Рава неизбежно, обложившись книгами и старыми привычками, создадите свою религию. И хотя приятно чувствовать себя «основателем», всё же, надеюсь, это не то, к чему вы стремитесь.

Обратимся к самой постановке вопроса и разберём вымышленный пример. Предположим, что Абраша решил заехать посмотреть на новый огромный торговый центр, который с размахом отгрохали на окраине соседнего города. Зная дорогу приблизительно, он промахнулся на третьем повороте и окончательно запутался. Но Абраша не растерялся. Поискав глазами вокруг, он заметил полицейского и обратился к нему с вопросом, как проехать к магазинам. Получив ответ, Абраша точно последовал его указаниям и быстро добрался до цели.

Скажем ли в такой ситуации, что полицейский отнял у Абраши свободу выбора и не дал ему двигаться в другом направлении? Всё, что полицейский говорит, — Абраша, как попугайчик, исполняет? Абраша не имеет своего мнения? По-видимому, нет! Решение проверить, что конкретно продают в новом магазине, Абраша принял в исключительно свободном полёте собственного желания сам, а вот для того, чтобы добиться желаемой цели, ему пришлось обратиться за помощью.

Конечно же, при этом, Абраша мог проявить «самостоятельность мышления» и, спросив как проехать, повернуть в другую сторону, но… это дорога в никуда.

Не уподобляя ситуации, а только общую схему, можно то же сказать и об отношении к Раву. Обращение к Раву исходит из нашего свободного выбора искать правильный путь в еврейской жизни. Мы хотим знать Волю Творца и как лучше всего её исполнить! Для этого нужен верный проводник. Искать Его — наш выбор.

Вступив в еврейский мир, мы возвратились к себе домой. Но дом — другой. Это огромный незнакомый мир, где тяжело полагаться на опыт и привычки прошлой жизни. Ведь даже изучая Тору, мы не всегда можем понять, как перевести её на повседневный язык быта, как разбить на мелкие составляющие жизни. Нужен проводник, который поможет не наделать ошибок. Нужен тот, кто пропитан Торой, кто в ней глубоко разбирается, кто знает, что еврейское, а что нет, что из Торы, а что установили мудрецы, что обязательно, а что желательно, что местная традиция, а что устрожение. Нужно знать мнение Торы по всем вопросам жизни.

Нет никакого шанса, что Баал Тшува сам правильно разберётся во всех тонкостях сложной еврейской жизни. Сказано в Пиркей Авот (1, 16): «Сделай себе Рава и устранись от сомнения…». Когда нет Рава, все знания под сомнением, все представления приблизительны. Поэтому для тех, кто действительно ищет еврейской жизни, Рав необходим!

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)