Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Обидеть — никогда не сложно. Всегда сложно — не обидеть»Еврейская мудрость
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?

В последнее время в России и других странах бывшего СССР усилиями еврейских спонсоров воссоздается еврейская жизнь. Перчатка, брошенная новой действительностью, поднята. Еврейская аристократия вспомнила о принадлежности к древнему народу: ремонтируются синагоги, строятся еврейские центры, возрождаются общины.

Одним из основных моментов воссоздания «новой» еврейской жизни стало назначение раввина. Всем известно, что у евреев должен быть раввин, но, к сожалению, немногие в России, Украине, Белоруссии или Прибалтике знают, каким он должен быть. Каков круг обязанностей у раввина, какое образование позволяет занимать эту должность и, наконец, какими профессиональными навыками он обязан обладать? Попробуем рассмотреть эту часто обсуждаемую непростую тему и ответить на заданные вопросы.

На протяжении всей еврейской истории любая религиозная община, то есть община, состоящая из досконально соблюдающих традицию евреев, нанимала раввина. Так происходит и в наши дни. Работа раввина в такой общине, в основном, заключается в консультировании людей. Он дает различные рекомендации и отвечает на насущные вопросы, касающиеся соблюдения законов Торы, с которыми каждый день сталкиваются соблюдающие евреи. Здесь и тонкости соблюдения C убботы, особые законы молитвы, непростые моменты, связанные с кашерностью пищи, бизнесом и многое другое.

Кроме этого, раввин контролирует работу целого ряда религиозных общинных институтов: миквы, цехов по производству кашерного мяса, вина и молочных продуктов, образовательных учреждений для детей и так далее. Раввин является «главным инспектором» и следит, чтобы деятельность всех учреждений соответствовала духу и букве еврейского закона. В его компетенцию входят также вопросы, связанные с заключением брака и оформлением развода.

Такая деятельность требует глубоких талмудических знаний, доскональной ориентации в большом количестве литературы и прохождения стажа у опытных, давно работающих раввинов, поэтому религиозные общины стараются найти себе как можно более образованного и профессионально подготовленного специалиста.

Нужное для профессии раввина образование получают в ешивах и колелях. В наше время еврейский юноша, который занимается изучением Торы с 5 лет, заканчивает ешиву-гдола (высшее учебное заведение) с моментом женитьбы. Обычно в 23—24 года. В большинстве случаев практически все эти годы молодой человек занимается только Торой. Изучение общеобразовательных предметов в традиционном образовании сведено к минимуму. Заметим, такого юношу никогда не нанимают на должность раввина.

Молодые люди, которые хотят стать раввинами, после женитьбы поступают в специальные учебные заведения — колели, где обучаются еще многие годы. Колель — это своеобразная аспирантура по глубокому изучению традиции. Минимальный срок учебы в колеле — 5—7 лет. Посчитаем, сколько же лет учится юноша, желающий получить профессию раввина:8 лет в Талмуд Тора, то есть начальной школе, 3 года в ешива-ктана, то есть учебном заведении для мальчиков среднего возраста, 7 лет в ешива-гдола и еще 7 лет в колеле. Получается, что к 30-ти годам молодой человек учил Тору 25 лет. Такое образование позволяет ему начать раввинскую карьеру.

Однако, как правило, крупные религиозные общины ищут раввинов, имеющих гораздо больший стаж в изучении Торы. Иногда приглашаются на эту должность и молодые люди, если они обладают выдающимися способностями.

Малознакомый с традицией человек часто недоумевает: «Из чего состоит учебный материал, который требует многолетнего изучения?» При более близком знакомстве с иудаизмом этот вопрос покажется наивным. Чтобы получить ответ на него, достаточно открыть любой том Талмуда или многочисленные книги комментаторов.

Уровень образования и обладание знаниями — не единственные требования, предъявляемые к раввину. От него ждут также особенных моральных качеств, ведь этот человек представляет перед членами общины Тору.

Именно вопросами, связанными с Торой, и ограничена деятельность раввина. Проблемы финансирования общины, различные материально-технические вопросы и контакты с властями берут на себя члены комитета общины, ее лидеры.

Бывают ситуации, когда религиозная община только зарождается. В ней мало соблюдающих людей. Часто предполагается, что в такой общине раввин может быть менее образованным. Главное, чтобы это был симпатичный парень. Реальность же требует обратного.

Если община не состоит из соблюдающих людей, получивших талмудическое образование, то раввину приходится самому выполнять много различных функций: он молится за кантора и читает свиток Торы; работает шойхетом (резником) и делает обрезание; проводит уроки Торы. Он должен, так же как и его коллега, занимающий должность раввина в религиозном районе Израиля, обладать самыми широкими знаниями и иметь раввинское образование, если общинные учреждения предполагается содержать в кашерном виде.

Чтобы поднять на ноги такую новую общину, раввин должен уделять массу времени обучению молодежи. Расхожее мнение, предполагающее, что для возрождения еврейства нужно просто организовать евреям общественную жизнь, ошибочно. Недостаточно собирать евреев на праздники, концерты и кинопоказы, мало знакомить их друг с другом. При таком подходе синагога остается столовой для пенсионеров и клубом по интересам.

Этот факт демонстрируют европейские страны, в которых свобода еврейской общественной деятельности существовала всегда. Там уже стоят пустующие синагоги, и даже светские еврейские клубы и общинные центры практически не притягивают к себе евреев, так как они не нужны светскому человеку, не знакомому с духовными ценностями своего народа.

У таких евреев другие интересы. Они хотят продвинуться в обществе, сделать карьеру и заработать деньги. Для этих целей им совершенно не нужно встречаться со своими собратьями по нации. Рабиновичи и Хаймовичи преуспевают в банках, газетах и театрах, а после работы отдыхают и развлекаются так же, как и их нееврейские коллеги.

А в синагоги приходят евреи, знающие законы Торы и соблюдающие их. Они делают это, исходя из глубокого убеждения в смысле еврейской традиции, полученного в семье или же приобретенного в зрелом возрасте личным активным поиском.

Именно поэтому в общине, где нет традиционных еврейских семей, что характерно для стран бывшего СССР, раввин должен, прежде всего, уметь представить молодым интересующимся людям всю глубину и красоту Торы. Евреи, имеющие различное образование, приходят к нему. Во время занятий у них возникает много глубоких вопросов, которые ученики задают исходя из своего жизненного опыта. Раввин должен иметь профессиональные знания и специальные навыки, чтобы достойно справиться с этой очень непростой задачей. Мы желаем ему успеха!

из журнала «Мир Торы»


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.