Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кого и как выбирать раввином? Где его искать?

Темы: Раввин, Тшува, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

«Сделай себе рава»… Как? Кого? Вот уже примерно 6 лет, как наша семья вернулась к религии. Когда это только начиналось, мы ходили на лекции, ездили на семинары, слушали лекции в интернете. Я не знаю, является ли наш путь типичным для баалей-тшува, но у нас не было кого-то, ведущего нас по этому пути. По рассказам других баалей-тшува я знаю, что у них идет очень тесное общение со «своим равом» — с ним советуются по всем жизненным вопросам и он помогает процессу духовного роста своих подопечных. В нашей жизни такого, к сожалению нет. Сказано — сделай себе рава. Мой вопрос: как? Ведь не придешь же к уважаемому раввину и не скажешь: радуйся, мол, теперь я буду мучить тебя своими проблемами?

Вопрос

Я все время слышу, что у религиозного еврея должен быть рав. Извините за такой вопрос, но можете ли вы объяснить, кого выбирают раввином? Где и как его искать? Можно ли его менять? Как он станет моим равом?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Равом не рождаются, им становятся после упорной учебы и работы над собой в течение всей жизни. Так рав приобретает глубокое знание Торы, и, самое главное, то, что желает Творец, становится его желанием, и, как следствие, он становится носителем еврейской духовности. Только такой рав для нас пример для подражания и эталон поведения. Этого уровня достигают, как правило, несколько человек в каждом поколении. Мы их называем Гдолей а-Дор — Великие в поколении.

За ними следуют их ученики. Главы и преподаватели йешив, машгихим, раввины городов и районов. Именно их имеем в виду, когда говорим о раввинах.

За ними — их ученики, те, кто много лет посвящает свою жизнь исключительно изучению Торы. Принято их называть аврех. Как правило, аврех обладает достаточными знаниями, чтобы ориентироваться во всех областях еврейской жизни. Авреха, как правило, тоже называют рав.

Заодно в наше время равом называют любого уважаемого религиозного еврея с бородой и в шляпе…

Кого мы будем искать для себя в качестве раввина?

Конечно же, лучше всего, чтобы им был Гдоль а-Дор. Но, увы, только в теории. Так как на практике вряд ли это у нас получится. «Великие в поколении» находятся на перекрестке проблем всего еврейского мира, и вряд ли можно реально рассчитывать к ним приблизиться, ну, разве что, если задать вопрос, на который никто другой в нашем поколении ответить не может.

Если удостоитесь быть близким к главам йешив, где Вы учились, или всеми признанным раввинам — лучше быть не может. Но и этого трудно добиться, ведь они окружены тысячами учеников и их время крайне ограничено. Реальный же вариант таков.

Кого выбирать, и где его искать?

  • Для тех, кто живет в религиозном районе.

Надо найти в своем районе немолодого авреха, зарекомендовавшего себя как талмид-хахам. Он не так загружен, поэтому у него можно прояснить многие вопросы более основательным образом. В идеале было бы хорошо, чтобы у Вашей жены также была возможность общаться с его женой и вы всей семьей могли бы иногда проводить у них субботы и праздники. Так Вы получите первое впечатление о еврейской жизни. Параллельно надо постоянно учиться и на уроках прояснять те вопросы, которые у Вас появятся.

Но любой ли аврех Вам подходит? Главным условием является его ират шамаим — б-гобоязненность. Это качество оградит Вашего учителя от искушения дать совет в той области, в которой он не разбирается. При этом надо знать, что у нерусскоязычного авреха не всегда есть понимание нашей специфики, поэтому по части вопросов лучше, все-таки, обратиться к русскоязычному раву или к раввину, который работает с баалей-тшува.

  • Для тех, кто живет в нерелигиозном районе или за пределами Израиля.

В такой ситуации вопрос о выборе порой не стоит и надо «выбрать» раввином того, кто есть. Естественно, не надо этого делать слепо… В любом случае, рав у Вас должен быть, даже если он проживает в другом городе.

Как он конкретно станет моим равом?

Есть несколько возможностей.

  1. Обратиться к тем людям, через которых Вы пришли к еврейской жизни, или к соседям, знакомым, и попросить их найти Вам по месту жительства авреха. Он заранее будет знать о цели Вашего визита, и это не создаст никаких неудобств.
  2. Если там, где Вы живете, есть синагога, то можно обращаться к раввину синагоги или попросить его найти вам подходящего авреха.
  3. Наверняка Вы ходите на какой-то урок Торы. Если Вы будете участвовать в учебе постоянно, то постепенно у Вас сложатся более близкие отношения с равом-преподавателем, и со временем Вы сможете обратиться к нему и с остальными вопросами.

Как рава не выбрать…

К примеру, посетив рава, Абраша вышел с чувством разочарования… Не тот! Не совсем разбирается… Так происходило несколько раз, пока после очередного визита Абраша наконец-то остался доволен: вот этот рав грамотный, понимающий… дал правильный ответ, как я и хотел…

Недавно мне довелось слышать горькую, но точную шутку. Говорят, что уже появились компьютерные программы, где можно ввести вопрос по Галахе и… самому выбрать ответ, заодно компьютер выдаст имя подходящего раввина…

Так рава не ищут! Не подбирают рава под свои сложившиеся взгляды и личные желания. А наоборот, подстраивают себя под рава.

Можно ли его менять?

Да, можно, но для этого должна быть существенная причина, как то: его болезнь или занятость, Ваш переезд или изменения в жизни и т.д.

Предупреждение:

Тех, кто склонен идеализировать своих наставников, следует предупредить, что речь не идет о людях со сверхъестественным даром провидения. Рав, к которому Вы будете обращаться, — не пророк и не чародей. Его ответ и совет наиболее близки к мнению Торы. И это то, что мы и должны в нем искать.

Материалы по теме

Каким должен быть раввин?

Рав Александр Айзенштадт

В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?

Рав Авраам Бинский на диннере Толдот Йешурун

Неизвестный автор

Получает памятный подарок от Рава Бенциона Зильбера, Раввина Толдот Йешурун.

Можно ли верить раввинам?

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Кроме запретов, данных Торой, существует немало ограничений, установленных раввинами. Относиться к ним следует столь же внимательно и ревностно.

р. Шломке из Звиля

Неизвестный автор

Раби Шломо бар Мордехай Гольдман (5630-5705 /1870-1945/ гг.) — выдающийся хасидский наставник и бааль мофет (чудотворец).  В 5686 /1926/ году р. Шломке получил разрешение на выезд из Советской России и отправился на Землю Израиля. На корабле он потребовал от сопровождавшего его внука, чтобы тот не открывал никому на Святой Земле, что он — Ребе из Звиля. «Я выбрасываю свое раввинство в море! — сказал р. Шломке». Он обосновался в Йерушалаиме и жил в крайней бедности, днями и ночами занимаясь в учебном зале ешивы  Хаей олам , расположенной в Старом городе. Соседи и учащиеся ешивы даже не знали его имени и называли его просто «еврей из Звиля». Через некоторое время руководитель иерусалимской общины р. Йосеф-Хаим Зонненфельд (см.) получил письмо из Европы, в котором сообщалось, что в святой город отбыл знаменитый Ребе из Звиля. Р. Зонненфельд начал поиски, но они не увенчались успехом. Лишь три года спустя некий паломник из Звиля, заглянувший в ешиву  Хаей олам , опознал в нищем старике, склонившемся над книгами, своего прославленного Ребе — и от неожиданности во весь голос известил об этом всех окружающих (там же с.82—83;  Гдолей адорот ). Р. Шломке больше не мог скрываться — люди потянулись к нему за советом и благословением, и вскоре его бедный дом в квартале  Бейт Исраэль  стал одним из центров святого города. В эти годы р. Шломке всецело посвятил себя нуждам сирот и бездомных детей. В его доме также находили приют юноши, приезжающие в Йерушалаим, чтобы изучать Тору, — бывали дни, когда за его обеденным столом собиралось три, а то и четыре десятка юных гостей ( Гдолей адорот ). Каждый день он молился у Стены плача. Однажды, возвращаясь после молитвы, он увидел над одной из арок молодого араба, готовящегося встретить евреев градом камней. Р. Шломке посмотрел на араба пристальным и тяжелым взглядом, — и тот, потеряв сознание, безжизненно рухнул вниз (Р. Б. Гефнер,  Оламо шель хасид  т.2,с.112). Но гораздо чаще Ребе из Звиля оказывал исцеляющее воздействие. Однажды он пригласил к себе на выпечку мацы еврея, у которого одна из рук была парализована. Как только больной, следуя приказу р. Шломке, приступил к работе, его рука, впервые за долгие годы, ожила ( Гдолей адорот ). В 5700 /1940/ году один из иерусалимских знатоков Торы, р. Залман Гальперин, получил тревожную телеграмму, в которой сообщалось, что его внук, живущий в Канаде, попал в дорожную аварию и его состояние очень тяжелое. Р. Гальперин поспешил к Ребе из Звиля и показал ему телеграмму. Приблизив телеграмму к глазам, р. Шломке стал читать ее вслух — однако вместо слов «Мальчик в тяжелом состоянии», он прочел: «Мальчик здоров», а вместо слов «Врачи опасаются за его жизнь» — «Врачи говорят, что его состояние не вызывает никаких опасений». Несколько позднее р. Залман Гальперин сумел связаться с Канадой: ему сообщили, что ребенок начал стремительно поправляться. Р. Гальперин спросил, когда именно врачи обнаружили первые признаки улучшения. Оказалось, что в пересчете на время Земли Израиля, улучшение началось именно в ту минуту, когда он беседовал с Ребе из Звиля ( Везэ шаар ашамаим  с.512—513). В начале 5700-х /1940-х/ годов к нему обратилась жена знаменитого иерусалимского  магида  р. Шалома Швадрона — врачи подписали приговор их пятилетней дочери, у которой был поврежден спинной мозг, категорически заявив, что девочка никогда уже не сможет ходить. «Ты должна сорок дней подряд молиться у Стены плача за ее выздоровление», — сказал Ребе из Звиля. Женщина растерялась — ведь в те дни из-за постоянных нападений арабов путь к Стене плача был смертельно опасен. Поняв причину ее смятения, р. Шломке сказал: «Я буду молиться вместо тебя!». Ровно через сорок дней девочка поднялась с кровати и со счастливой улыбкой пошла навстречу отцу и матери. По мнению ряда исследователей, именно этот случай стал источником широко распространившегося обычая молиться у Стены плача в течение сорока дней подряд (там же с.518—519). В годы второй мировой войны, когда германские войска под командованием генерала Ромеля приближались к Земле Израиля, Ребе из Звиля страстно молился за избавление еврейского народа от полного уничтожения. По свидетельству очевидца, во время молитвы он был подобен «пылающему факелу», свет которого сливался со светом  Шехины . Своим близким он уверенно говорил, что Землей Израиля фашисты не овладеют ( Гдолей адорот ). С разрешения Швут Ами


Какой будет новая жизнь евреев на земле, в которую ведет их Всевышний? Что требует Он от тех, кто входит в Землю Израиля? Эти и многие другие темы раскрываются в нашей недельной главе. Читать дальше