Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
После рассечения моря миру открылось Б-жественное руководство. Народ Израиля исполнил хвалебную песню.

Приведём и разъясним (с помощью одного из выдающихся представителей т.н. «последних» мудрецов) отрывок Мидраша, связанный с «Песней на море» (шират hа-ям שירת הים).

«Тогда воспоёт (яшир ישיר) Моше и сыны Исраэля Песнь эту для Б-га, и сказали, говоря: воспою для Б-га, ибо величием возвеличился, коня и всадника его опрокинул в море».

В Мидраше (Шмот, гл. 23) приводится: «Тогда воспоёт Моше». Это связано со стихом (Теhилим, 93): «Установился Трон Твой с тех пор (нахон кисаха ме-аз נכון כסאך מאז), от века Ты». Сказал р. Берахья от имени р. Аваhу: «Несмотря на то, что “от века Ты”, не укоренился Трон Твой и не стал известен Ты в мире Своём, пока не сказали сыновья Твои “Песнь”. Поэтому сказано: “Установился Трон Твой с тех пор”.

Этот отрывок Мидраша подробно объясняет р. Йеуда-Арье-Лейб Алтер, называемый (по своей главной книге) “Сфас Эмес"[1], живший более ста лет назад третий Ребе из династии руководителей гурских хасидов[2] — одной из самых многочисленных и влиятельных ветвей польского хасидизма.

“Во время Творения скрылось в мире Его Руководство (“hашгахато”, [השגחתו] т.е., постоянное слежение Творца за миром), благословен Он, (т.е., не было общеизвестных “открытых чудес”, явных вторжений Творца в ход истории). А во время спасения из Египта — открылось (во время наказания Египта и, в особенности, при Рассечении Моря). И поэтому сказано в Мидраше: “Укоренился Трон Твой”, то есть, укоренилось знание о Руководстве Вс-вышнего, благословен Он, творениями Его.

И поэтому ещё (в первых словах Десяти Заповедей) сказано: “Я — Б-г, который вывел тебя из Египта”, а не “Который создал тебя”. Ибо именно при Исходе из Египта открылась (утвердилась) вера в Него, благословен Он. И ещё таким образом можно ответить на известный вопрос Рамбана, заданный в связи с первым комментарием Раши к Торе (там ставится проблема: может показаться, что в Торе, т.е. в Законе, дарованном еврейскому народу, не следовало описывать миротворение и всю историю до Исхода, ведь перечисление заповедей, данных евреям, начинается с заповеди освящения новой луны в гл. “Бо”; почему же Тора начинается с творения мира? И Рамбан удивился этому вопросу Раши: ведь информация о творении мира — исключительно важная основа мировоззрения! Тут “Сфас Эмес” кратко указывает на возможное объяснение первого комментария Раши: может показаться, что следовало начинать Тору не с начала мира, а с Исхода, именно потому, что сам факт миротворения открылся, стал известен как раз в момент Исхода — когда Участие Создателя в жизни мира стало очевидным).

Также можно ответить и на известный вопрос о формулировке первых слов Песни: “Тогда воспоёт Моше”: каков смысл будущего времени глагола, почему не сказано “воспел”?

Во всяком творении есть точка (некуда נקודה), с чьей помощью способна проявиться Слава Его (нитбарер кводо נתברר כבודו), благословен Он. Как написано (Мишлей, 16): “Всё содеянное Б-гом — ради Него”, и ещё сказано (Йешаяу, 43): “Ради Славы Моей сотворил Я его” (каждое творение имеет элемент, в котором явно видно Участие Создателя в рождении и жизни этого творения, нечто, в чём отражена Слава Творца, т.е., в каждом есть нечто “для Него”). И в этом смысл “Главы Песни”(Перек hа-Шира — приводится, в частности, в молитвенниках: перечисление “песен”, которыми восхваляют Творца разные творения), что у каждого из созданных есть песня и восхваление для Б-га. И так объясняется фраза “тогда воспоёт Моше и сыны Исраэля Песнь эту” (“hа-Шира hа-зот” [השירה הזאת] т.е., артикли “” указывают, что песня — определённая, известная): та Песнь известная, которая возносится от всех творений.

И сыны Исраэля сделали так, чтобы все создания пели (т.е., при Исходе открылось всему миру постоянное Участие Творца в жизни его творений), и благодаря этому творения открыли в себе ту точку истинную, с чьей помощью они существуют, оживляемые Б-гом, “Который обновляет каждодневно Деяние Первозданное” (как, в частности, сказано в молитве Шахарит перед чтением Шма; и поэтому первая фраза Песни — в будущем времени: отныне — после Рассечения моря, когда “открылось” Б-жественное Руководство миром, — творения будут воспевать Творца).

И всё это (т.е., проявление Б-жественной Славы во всех творениях) зависит от деяний человека. Ибо когда он совершает деяние, прикрепившись к Б-гу посредством самой этой мысли (мысли, что во всяком деянии есть живительная Сила от Б-га), тогда, благодаря его осознанию это проявляется в самом деянии (именно сосредотачиваясь на том, что в данном действии есть жизненная энергия, дарованная свыше, человек даёт этой Б-жественной Силе проявиться), и благодаря этому убирается сокрытие (падает завеса, не позволяющая видеть явные проявления Участия Создателя), и открывается сокровенное (“hа-пнимиут”, [הפנימיות] т.е., букв.: “внутреннее”).

А объяснение самого слова “песня (шира שירה)” таково: сделать всё тянущимся по линии и по ряду (“бе-кав у-ве-шура” [בקו ובשורה], используется близость слов “шира” (песня) и “шура” (ряд)) к Источнику, Корню его, который — в живительной Силе Его, благословен Он (т.е., Песня по определению — способ привлечения, притягивания Творения к Его Источнику).

А господин мой, отец отца моего, наставник мой и учитель мой, благословенна память о праведнике (имеется в виду прославленный дед “Сфас Эмеса” раби Ицхак-Меир, основатель гурского хасидизма, автор “Хидушей hа-Рим”) прокомментировал то, что царь Хизкияу не произнёс Песню восхваления Вс-вышнего после чудесного избавления.

Речь идёт об отрывке Талмуда, трактат Санhедрин (лист 94). Там разъясняется стих из 9-ой гл. пророка Йешаяу: “Для умножения власти и для мира нет конца на троне Давида и в царстве его, чтобы установить его и поддержать его законом и справедливостью”. В первом слове стиха — редчайшее написание: в начале слова вместо обычной буквы “мэм” (מ) находится буква “мэм-софит” (ם), всегда только завершающая слово, и это удивительное первое слово стиха — “марбе” [םרבה], т.е., «умножение”. О каком «умножении власти” со столь странным написанием идёт речь? Говорит Талмуд: «Сказал р. Танхум: “Прокомментировал Бар Капара в Ципори: из-за чего всякий “мэм” в середине слова открыт, а этот закрыт? Хотел Святой, благословен Он, сделать царя Хизкияу Машиахом, а Санхерива (ассирийского царя, осадившего Йерушалаим) — “Гогом и Магогом”. Сказала Мера Суда (мидат hа-дин מדת הדין) перед Святым, благословен Он: “Властелин мира! И что Давид, царь Исраэля, который произнёс столько песен и восхвалений перед Тобой, — не сделал Ты его Машиахом! А [царя] Хизкияу, которому Ты сделал все чудеса эти (когда погибла армия, осаждавшая Йерушалаим), и он не произнёс песню перед Тобой, сделаешь Ты Машиахом?!” Поэтому замкнулся (“мэм”, буква связанная со словом “Малхут”, т.е., “царство”, превратилась из “открытой” в “закрытую”)).

Царь Хизкияу не произнёс Песню и не стал Машиахом, поскольку ему, выдающемуся мудрецу и праведнику, было настолько ясно, что всё в мире происходит при Участии Вс-вышнего, что он не был восхищён чудом (понимая, что и обыкновенные природные явления тоже происходят только благодаря живительной Силе, даруемой Творцом…). Поэтому тяжело было ему произнести Песню, ведь Сокрытие для царя Хизкияу было равноценно Сокровенному” (то есть, открытые и тайные проявления Власти Создателя для царя Хизкияу были равнозначны; ему же следовало временно покинуть свой высочайший уровень, и, посмотрев на происшедшее глазами простых людей, восхититься открытым Участием Б-га в истории, ивоспеть его).


[1] Тут мы не смогли не изменить собственному обычаю приводить еврейские слова в сефардском произношении, которое для многих является более знакомым: сефардское произношение названия этой знаменитой хасидской книги звучит черезчур непривычно.

[2] Городок на Висле, ставший родиной этого направления, по-польски называется Гора Калвария, на идиш — Гер или Гур.

Из «Книги для изучения Торы»


Безграничной властью над всем миром обладает Творец. Он наделил некоторой властью и человека: над животным и растительным миром, над подчиненными и над своим дурным началом. Кроме того, Тора предписывает евреям назначить судей и поставить царя Читать дальше

Недельная глава Корах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»

Руководители народа

Рав Александр Айзенштадт

Одна из основных тем Торы — это руководители еврейского народа. Самый первый из них — Моше, прозванный «отцом пророков». Моше являлся мудрецом и праведником. В идеале таковыми должны были бы быть все последующие руководители еврейского народа.

История еврейского народа 16. Йеуда Аристобул и Янай

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Темные страницы в истории.

История еврейского народа 48. Положение евреев Эрец Исраэль в эпоху амораев

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Развитие христианства в Римской империи. Священники подстрекали народ против евреев, императоры же, в целом, старались защитить евреев, которые продолжали оставаться римскими гражданами.