Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
После рассечения моря миру открылось Б-жественное руководство. Народ Израиля исполнил хвалебную песню.

Приведём и разъясним (с помощью одного из выдающихся представителей т.н. «последних» мудрецов) отрывок Мидраша, связанный с «Песней на море» (шират hа-ям שירת הים).

«Тогда воспоёт (яшир ישיר) Моше и сыны Исраэля Песнь эту для Б-га, и сказали, говоря: воспою для Б-га, ибо величием возвеличился, коня и всадника его опрокинул в море».

В Мидраше (Шмот, гл. 23) приводится: «Тогда воспоёт Моше». Это связано со стихом (Теhилим, 93): «Установился Трон Твой с тех пор (нахон кисаха ме-аз נכון כסאך מאז), от века Ты». Сказал р. Берахья от имени р. Аваhу: «Несмотря на то, что “от века Ты”, не укоренился Трон Твой и не стал известен Ты в мире Своём, пока не сказали сыновья Твои “Песнь”. Поэтому сказано: “Установился Трон Твой с тех пор”.

Этот отрывок Мидраша подробно объясняет р. Йеуда-Арье-Лейб Алтер, называемый (по своей главной книге) “Сфас Эмес"[1], живший более ста лет назад третий Ребе из династии руководителей гурских хасидов[2] — одной из самых многочисленных и влиятельных ветвей польского хасидизма.

“Во время Творения скрылось в мире Его Руководство (“hашгахато”, [השגחתו] т.е., постоянное слежение Творца за миром), благословен Он, (т.е., не было общеизвестных “открытых чудес”, явных вторжений Творца в ход истории). А во время спасения из Египта — открылось (во время наказания Египта и, в особенности, при Рассечении Моря). И поэтому сказано в Мидраше: “Укоренился Трон Твой”, то есть, укоренилось знание о Руководстве Вс-вышнего, благословен Он, творениями Его.

И поэтому ещё (в первых словах Десяти Заповедей) сказано: “Я — Б-г, который вывел тебя из Египта”, а не “Который создал тебя”. Ибо именно при Исходе из Египта открылась (утвердилась) вера в Него, благословен Он. И ещё таким образом можно ответить на известный вопрос Рамбана, заданный в связи с первым комментарием Раши к Торе (там ставится проблема: может показаться, что в Торе, т.е. в Законе, дарованном еврейскому народу, не следовало описывать миротворение и всю историю до Исхода, ведь перечисление заповедей, данных евреям, начинается с заповеди освящения новой луны в гл. “Бо”; почему же Тора начинается с творения мира? И Рамбан удивился этому вопросу Раши: ведь информация о творении мира — исключительно важная основа мировоззрения! Тут “Сфас Эмес” кратко указывает на возможное объяснение первого комментария Раши: может показаться, что следовало начинать Тору не с начала мира, а с Исхода, именно потому, что сам факт миротворения открылся, стал известен как раз в момент Исхода — когда Участие Создателя в жизни мира стало очевидным).

Также можно ответить и на известный вопрос о формулировке первых слов Песни: “Тогда воспоёт Моше”: каков смысл будущего времени глагола, почему не сказано “воспел”?

Во всяком творении есть точка (некуда נקודה), с чьей помощью способна проявиться Слава Его (нитбарер кводо נתברר כבודו), благословен Он. Как написано (Мишлей, 16): “Всё содеянное Б-гом — ради Него”, и ещё сказано (Йешаяу, 43): “Ради Славы Моей сотворил Я его” (каждое творение имеет элемент, в котором явно видно Участие Создателя в рождении и жизни этого творения, нечто, в чём отражена Слава Творца, т.е., в каждом есть нечто “для Него”). И в этом смысл “Главы Песни”(Перек hа-Шира — приводится, в частности, в молитвенниках: перечисление “песен”, которыми восхваляют Творца разные творения), что у каждого из созданных есть песня и восхваление для Б-га. И так объясняется фраза “тогда воспоёт Моше и сыны Исраэля Песнь эту” (“hа-Шира hа-зот” [השירה הזאת] т.е., артикли “” указывают, что песня — определённая, известная): та Песнь известная, которая возносится от всех творений.

И сыны Исраэля сделали так, чтобы все создания пели (т.е., при Исходе открылось всему миру постоянное Участие Творца в жизни его творений), и благодаря этому творения открыли в себе ту точку истинную, с чьей помощью они существуют, оживляемые Б-гом, “Который обновляет каждодневно Деяние Первозданное” (как, в частности, сказано в молитве Шахарит перед чтением Шма; и поэтому первая фраза Песни — в будущем времени: отныне — после Рассечения моря, когда “открылось” Б-жественное Руководство миром, — творения будут воспевать Творца).

И всё это (т.е., проявление Б-жественной Славы во всех творениях) зависит от деяний человека. Ибо когда он совершает деяние, прикрепившись к Б-гу посредством самой этой мысли (мысли, что во всяком деянии есть живительная Сила от Б-га), тогда, благодаря его осознанию это проявляется в самом деянии (именно сосредотачиваясь на том, что в данном действии есть жизненная энергия, дарованная свыше, человек даёт этой Б-жественной Силе проявиться), и благодаря этому убирается сокрытие (падает завеса, не позволяющая видеть явные проявления Участия Создателя), и открывается сокровенное (“hа-пнимиут”, [הפנימיות] т.е., букв.: “внутреннее”).

А объяснение самого слова “песня (шира שירה)” таково: сделать всё тянущимся по линии и по ряду (“бе-кав у-ве-шура” [בקו ובשורה], используется близость слов “шира” (песня) и “шура” (ряд)) к Источнику, Корню его, который — в живительной Силе Его, благословен Он (т.е., Песня по определению — способ привлечения, притягивания Творения к Его Источнику).

А господин мой, отец отца моего, наставник мой и учитель мой, благословенна память о праведнике (имеется в виду прославленный дед “Сфас Эмеса” раби Ицхак-Меир, основатель гурского хасидизма, автор “Хидушей hа-Рим”) прокомментировал то, что царь Хизкияу не произнёс Песню восхваления Вс-вышнего после чудесного избавления.

Речь идёт об отрывке Талмуда, трактат Санhедрин (лист 94). Там разъясняется стих из 9-ой гл. пророка Йешаяу: “Для умножения власти и для мира нет конца на троне Давида и в царстве его, чтобы установить его и поддержать его законом и справедливостью”. В первом слове стиха — редчайшее написание: в начале слова вместо обычной буквы “мэм” (מ) находится буква “мэм-софит” (ם), всегда только завершающая слово, и это удивительное первое слово стиха — “марбе” [םרבה], т.е., «умножение”. О каком «умножении власти” со столь странным написанием идёт речь? Говорит Талмуд: «Сказал р. Танхум: “Прокомментировал Бар Капара в Ципори: из-за чего всякий “мэм” в середине слова открыт, а этот закрыт? Хотел Святой, благословен Он, сделать царя Хизкияу Машиахом, а Санхерива (ассирийского царя, осадившего Йерушалаим) — “Гогом и Магогом”. Сказала Мера Суда (мидат hа-дин מדת הדין) перед Святым, благословен Он: “Властелин мира! И что Давид, царь Исраэля, который произнёс столько песен и восхвалений перед Тобой, — не сделал Ты его Машиахом! А [царя] Хизкияу, которому Ты сделал все чудеса эти (когда погибла армия, осаждавшая Йерушалаим), и он не произнёс песню перед Тобой, сделаешь Ты Машиахом?!” Поэтому замкнулся (“мэм”, буква связанная со словом “Малхут”, т.е., “царство”, превратилась из “открытой” в “закрытую”)).

Царь Хизкияу не произнёс Песню и не стал Машиахом, поскольку ему, выдающемуся мудрецу и праведнику, было настолько ясно, что всё в мире происходит при Участии Вс-вышнего, что он не был восхищён чудом (понимая, что и обыкновенные природные явления тоже происходят только благодаря живительной Силе, даруемой Творцом…). Поэтому тяжело было ему произнести Песню, ведь Сокрытие для царя Хизкияу было равноценно Сокровенному” (то есть, открытые и тайные проявления Власти Создателя для царя Хизкияу были равнозначны; ему же следовало временно покинуть свой высочайший уровень, и, посмотрев на происшедшее глазами простых людей, восхититься открытым Участием Б-га в истории, ивоспеть его).


[1] Тут мы не смогли не изменить собственному обычаю приводить еврейские слова в сефардском произношении, которое для многих является более знакомым: сефардское произношение названия этой знаменитой хасидской книги звучит черезчур непривычно.

[2] Городок на Висле, ставший родиной этого направления, по-польски называется Гора Калвария, на идиш — Гер или Гур.

Из «Книги для изучения Торы»


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!