Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему евреи не воевали на море Суф

Отложить Отложено

Представьте себе картину. Вы ведете машину. На обочине шоссе, далеко от автобусной остановки, на самом полюсе мировой жары, одиноко стоит человек, – и по всему видно, что давно стоит. Про себя вы не скажете, что всегда берете тремпистов. Но на этот раз в сердце проснулась жалость – и вы его подбираете.

Ехать ему до дому километров десять – по прямой, тут же на шоссе, дорога у вас займет пару минут. Но, пока вы его подбирали, мимо проехал тяжелый грузовик, а за ним вытянулся длинный караван машин. Ваша пристроилась сзади. И потянулась черепашья езда – кого хочешь из себя выведет.

Вы не лихач, но пару раз высунулись влево, посмотреть, что там на встречке. А там никого. Если быстро выскочить, дать газу и обогнать всю эту мышиную процессию во главе с малоподвижным, как трофейная лошадь, грузовиком, то можно нагнать свое упущенное время, а заодно вернуть себе нормальное расположение духа. Эх, была ни была! Вы выскакиваете налево, разгоняетесь – а вдруг с ужасом видите, что вам навстречу из-за бугра наползает автобус. Еще газу, еще!

Ух, перед самым автобусом мы выруливаете обратно в правый ряд, переводите дух – и быстро приходите в себя.

Пассажир сидит с белым лицом, молчит и не сводит глаз с дороги.

Вот вы и на месте, где ему сходить. Но он не сходит.

Медленно достает из своего планшета какие-то бумаги, объявляет, что он инспектор полиции – и начинает выписывать штраф.

Дома, куда вы добираетесь через полчаса, вас все еще лихорадит от переизбытка чувств. Не из-за напряжения в происшествии на шоссе, а из-за штрафа.

"Нет, ты только подумай, – говорите вы жене (или мужу, если вы жена, а он ваш муж, такое бывает), – какова неблагодарность. Я его подобрал и подвез, а он мне штраф! Нет, я понимаю, что нарушил кучу запретов – и сплошную линию пересек, и ехал в запрещенном ряду, и скорость развил запредельную. Так что, штраф, вполне допускаю, мне положен. Но ведь я ему сделал хорошее дело! Не умеешь сказать спасибо – не садись с чужие машины. Из-за одной благодарности ему надо было отпустить меня. Ну, разве что пальцем бы пригрозил: давай, в следующий раз так не поступай, – это я бы еще понял".

И жена согласна качает головой. Хотя вдруг говорит: "А ты на его месте?"

"Что на его месте?"

"Ничего бы не выписал?"

Кто его знает, выписал бы или нет, – думаете вы. Скорее всего, не выписал. Ведь надо быть благодарным! Хотя, чего тут перед собой притворяться, случай мог (ндБ) закончиться весьма печально. И для меня, и для него, и для пассажиров в автобусе. Не знаю, чеслово, не знаю, что и сказать. Думаю, что не выписал бы, – и был бы неправ. А ты как, милая, считаешь?

Но это только мысли такие, их не озвучивают. Их думают.

** **

А вот вам вторая история про благодарность.

Тоже с нарушением правил движения. На этот раз вы (точно мужчина!) превысили скорость. Погода отличная, на сердце радость по случаю завершения рабочего дня и по случаю абсолютно пустого шоссе. Что бывает нечасто – особенно перед подъемом в районе Латруна, в шесть-тридцать вечера в четверг.

Итак, у вас 160 на спидометре. Для счастья не хватает инспектора дорожной полиции в кустах.

Ой, накликали. Вот, кажется, и он!

Медленно подъезжаете, он выходит к дороге (не из кустов, поскольку стоял открыто, но радости в этом никакой, по крайней мере у вас.)

И тут! Не может быть! Вы видите, что это Хаим Коэн! Ваш знакомый по субботнему миньяну. Так вот, оказывается, кем он работает. В полиции. Сейчас договоримся.

Однако договориться не получается. Он здоровается, но на все уговоры не реагирует никак. Принимается писать свой документ прямо у вас на капоте. Вы в сердцах поднимаете боковое стекло – показывая ему, что отныне между вами нет никаких дружеских отношений.

А он пишет и пишет. Никак, поэму катает, думаете вы.

Наконец, подходит, протягивает листок. Вы опускаете стекло ровно на столько, чтобы листочек пролез внутрь, и тут же его снова поднимаете. На листке, действительно, целая поэма – от руки.

Хаим не спеша идет к своему полицейскому мотоциклу. Ага, он оказывается, еще и мотоциклист.

И уезжает, а вы провожаете его равнодушную спину, пока она не исчезнет из виду.

И приступаете к чтению поэмы.

"Уважаемый, Эфраим! Несколько лет назад у меня была дочь. Ей был 6 лет, когда ее сшиб водитель, превысивший скорость. Его посадили на полгода – всего лишь! Через полгода он вышел на свободу. Чтобы свободно обнимать своих дочерей, их у него три. А у меня была только одна дочь. Но чтобы снова обнять ее, мне и ее матери придется ждать конца жизни – чтобы после смерти обнять ее на небесах. Тысячи раз я пытался простить в сердце того человека. Тысячи раз думал, что мне это удалось. Но знаю, что надо снова и снова предпринять ту же попытку. Прямо сейчас. Помолись за меня – и будь осторожен на дорогах. У меня остался только один сын. Успеха. Хаим".

** **

Не будем задавать вопроса – как мы поступили бы на месте этого Хаима. Он не выписал штраф. И, возможно, нарушил инструкцию полицейского.

Но с другой стороны, в чем цель штрафов? Понятно, что в том, чтобы пресечь нарушения, сделать так, чтобы нарушитель больше так не поступал бы, верно? Вот наш Эфраим после такого письма и не будет так поступать. Надеемся, что не будет.

А почему? Не в силу ли благодарности за не выписанный штраф?

(Оба примера взяты из книги חובת האדם בעולמו ח''ב.)

** **

Чувство признательности в чей-то адрес – за хороший поступок или за хорошее обращение – возникает у человека часто. Вернее, у одних часто, у других чуть реже. Но это чувство явно влияет на наши действия в той или иной ситуации.

Качество благодарности неоднократно играло свою роль и в еврейской истории. Например, в эпизоде с расступившимся морем.

Мидраш рассказывает, что евреи вышли из Египта вооруженными (חמושים). Тогда почему, упершись в море, куда их загнала египетская Колесница, они не воевали с египтянами? Но плакали и надеялись на чудо. Почему?

Очевидно, что не было у них сил воевать – поэтому Всевышний и развел для них море надвое.

Этот вопрос задает Хатам-Сойфер. Добавляя, что вот же, сразу после перехода через море воевали евреи с Амалеком. И победили. – Значит, могли и воевать, и побеждать.

Отвечает комментатор: причиной было отсутствие не физических сил – а душевных.

Ибо египтяне их приютили, дали им национальное убежище на очень длинный срок. И уже из одного этого евреи не могли не быть им благодарными.

** **

А вот еще пример благодарности.

Рамбан спрашивает: зачем Йосефу надо было оставлять свою одежду в руках жены Потифара? Выхватил бы ее и убежал, не давая падшей женщине, преступнице, возможности предъявить вещественное доказательство якобы его вины.

Причина – опять-таки в чувстве признательности, которую он испытывал к своим хозяевам. Нет, он не собирался лизать хозяйскую руку, как побитый раб. Но и совсем не отметить тот очевидный факт, что он нашел в египетском доме убежище и достаток на нескольких спокойных лет, Йосеф тоже не мог.

** **

Понятно, что по поводу этих двух толкований – про евреев на берегу моря и про Йосефа в доме Потифара – у нас не могут не появиться вопросы. Например: уж не хочет ли Хатам-Сойфер (вместе с теми мидрашами, которые он привлекает) сказать, что евреям надо было воевать против египтян, спешащих за ними на тачанках? Это что, было бы нарушением воли Всевышнего?

И неужели Йосефу надо было на самом деле выхватывать, применяя силу, из рук обезумевшей женщины свою одежду? И как тогда развивались бы события? Она бы безутешно поплакала – Йосеф не был бы посажен в тюрьму – не появился бы перед фараоном – не спас бы весь тогдашний мир от голода – не приютил бы своих братьев и отца в низовьях Нила – а мы бы не рассказывали на Седере про чудо Исхода – ибо не было бы никакого Седера (ндБ). Ужас.

А евреи (разрешите снова вернуться к тому эпизоду) одолели ли бы конных египтян в честном бою. И спокойно бы ушли. Не по морю, а чинно по бережку. И опять – нечего было бы рассказывать нам своим четырем сыновьям на Седере.

Или не победили бы. А погнали бы их, побитых и сломленных, обратно в рабство. Интересно, как далеко нас может завести фантазия, как только мы откажемся признать, что чувство благодарности – один из активных сюжетообразущих факторов истории?

** **

Шестого февраля планирую дать урок в прямом эфире на Толдот-ту. Тема – "Благодарность". (Не впервые, кстати, см. тут и тут, и снова тут и тут. Но ведь и тема одна из самых важных, не так ли?) Приглашаю. Для присутствия на уроке достаточно в понедельник перейти на предлагаемую страницу.

 

Теги: Тора, Мусар, Видео-урок, Недельный раздел