Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышнему «трудно»?

Темы: Достаток, Вера и упование, Рав Овадья Климовский, Качества Творца, Материальные блага, Рассечение моря, Нахшон

Отложить Отложено

Здравствуйте Рабби! Есть такая фраза в Торе где-то "Тяжело достаётся пропитание наше Творцу, как рассечение красного моря". Есть такое или я ошибся? Из слов "счастье" и "участь" тоже видно, что Творец даёт какую-то часть нам, а не бесконечность, то есть получается, что Творец ограничен, и если ему чего-то тяжело сделать, значит, это уже философия нехватки. Это значит, что в мире всего всем не хватает, и если Творцу что-то тяжело, значит, надо экономить и т.п. Есть ещё такая притча про Рабби Шимона: Один из учеников Рабби Шимона бар Йохая поехал однажды за границу. Там он занимался торговлей, преуспел и заработал много денег. Когда он вернулся в Израиль, то прослыл богатым человеком. Некоторые из учеников Рабби Шимона, узнав об этом, позавидовали его удачливости. И тоже пожелали поехать за границу, чтобы вернуться богачами. Они думали, что тогда сумеют сидеть и учить Тору целыми днями, не имея забот о пропитании. Рабби Шимон, почувствовав настроение своих учеников, собрал их и привёл в одну из долин Мирона. Там он сказал: "Долина, долина, наполнись золотыми монетами". Сразу же долина начала наполняться тысячами золотых монет. Рабби Шимон обратился к ученикам и сказал: "Если вы желаете золота, зачем вам уезжать за границу и тяжело работать? Вы можете взять здесь столько золота, что хватит вам на всю жизнь. Кто хочет – пусть берёт. Но помните", - продолжил он, – Все, что вы берёте сейчас, уменьшает вашу долю в Будущем мире. Ведь известно, что вознаграждение за изучение Торы не в этом мире, а в Будущем". Тогда ученики поняли свою ошибку и больше не помышляли оставлять землю Израиля ради богатства чужбины. Проясните этот вопрос пожалуйста!

Levi Michael

Holon , Israel

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Михаэль!

Ваш вопрос состоит из трех частей и затрагивает одну из основ еврейского мировоззрения. Попробуем коснуться этой темы вкратце.

1. В Талмуде (трактат Псахим, 118а) написано: «Трудно (достается человеку) пропитание, так же как (трудно было) совершить рассечение Красного моря». В скобках – слова, которые не написаны, но так, на первый взгляд, следует понимать высказывание Гмары. На самом же деле, как следует из объяснений, первая половина сентенции тоже говорит о Всевышнем. Разумеется, говоря об Абсолютном и Всемогущем Творце, мы не можем допустить, что ему «трудно» что-либо сделать. Тем более, прокормить человека, ведь животные все получают пропитания вдоволь, как говорил еще рабби Шимон бен Элазар (Кидушин 82б): «Никогда еще я не видел ни лани, высушивающей фрукты, ни льва-грузчика, ни лиса-лавочника, и тем не менее, все они получают пропитание». Рабби Шимон объясняет, что человек сам виноват в том, что его парнаса не так легка, как у животных. Действительно, уже в начале книги Берешит Адам получил проклятие: «в поте лица будешь добывать свой хлеб».

Так почему же тогда Гмара говорит о какой-то «трудности»? Раши, известнейший комментатор Торы и Талмуда, разъясняет – и рассечение вод Красного моря, и обеспечение человеку парнасы – и то, и другое требует слишком явного Высшего вмешательства в законы природы, то есть чуда. И все равно не ясно, почему же именно эти две вещи сравнивает Талмуд?

Объясняет рабби Хаим Шмулевич, глава ешивы «Мир», известный гаон и бааль мусар (то есть, знаток этического учения, применяющий принципы этого учения в жизни): Вс-вышний устроил мир так, что чем больше человек полагается на Б-га, тем больше есть возможность помочь этому человеку. Не потому, что Всевышний «не может» помочь просто так, а потому что в этом смысл человеческой жизни – приблизиться к Б-гу, понять, что именно от Него зависит все. Для этого Творец свое вмешательство в естественный ход дел (который тоже, естественно, осуществляется Им) обусловил упованием на Него. Получается, что чем больше у человека уровень битахона (упования на Б-га), чем больше он доверяет Создателю, тем большее чудо Он готов совершить для этого человека.

Когда евреи, преследуемые египтянами, оказались в ловушке у моря, то от отчаяния они перешли к упованию на Творца, когда им было сказано: «Стойте и наблюдайте, как Вс-вышний спасет вас!» Моше убедил их, что Всемогущий спасет их. Первым вошел в воду Нахшон бен Аминадав, а за ним – остальные. Ведь некуда больше было идти, а спасение было обещано. Когда вода дошла первым рядам до горла, море расступилось.

Так же, как и в той истории, обстоит дело с парнасой. Всевышний хочет, чтобы мы полагались на Него, а не на собственные силы. Это очень трудно – для человека! Получается, что трудно как будто Всевышнему дать нам парнасу. На самом деле, как было объяснено: чем больше будет наш битахон – тем меньше нам надо будет трудиться для пропитания, тем больше «возможностей»  дать нам парнасу (пропитание) с Небес.

2. Про счастье и участь, признаться, непонятно, что Вы имели в виду. Безусловно, как ограниченные создания, мы может принять только часть благ, имеющихся у Творца, но в грядущем бесконечном мире, быть может, те, кто удостоятся, будут получать все новые и новые райские наслаждения. Бесконечно…

3. В приведенной Вами истории про учеников рабби Шимона все представляется довольно ясным. Единственное, что требует разъяснения, так это, почему существует два подхода – одни мудрецы Торы предпочитают ничего не брать в этом мире, а другие живут в достатке. Дело в том, что не только то, что получено чудом, как в случае с рабби Шимоном, а все, что мы берем от этого, материального мира, дается нам не просто так, а чтобы мы использовали это во благо. Если мы потратим то, что получили, впустую, нам будет не хватать чего-то в грядущем мире. Как говорили баалей мусар: «Этот мир – очень дорогая гостиница». Стоит брать только то, что мы используем на служение Вс-вышнему, тогда это «окупит» себя, награда в будущем мире возместит нам то, что мы использовали в этом. Есть мудрецы, которые знают, что их путь служения таков, что им необходимы материальные блага. С ними «аводат Ашем» будет удачнее – стоит их брать. А другие чувствуют, что для них это – лишнее. Служить Творцу у них получается и без особых материальных благ. Наоборот, иногда это мешает.

Рассказывают, что Хафец Хаим (рабби Исраэль Меир Каанэ, один из самых известных мудрецов и праведников, живших около 100 лет назад), видя обои на стенах у людей, говаривал: «Я вижу квартиры, обклеенные листами Талмуда…». То есть, жаль потраченного людьми времени на приобретение достатка, они бы могли выучить за это время еще несколько листов Гмары, и обеспечить себе Вечное блаженство, а они разменяли это на материальное, преходящее. Возразили ему: «А вот же, у рабби Хаима Гродзенского (один из великих законоучителей, современников Хафец Хаима) есть занавески на окнах!» Это считалось признаком роскоши. Ответил рабби Исраэль – «Рав Гродзенский – другое дело, он – лидер поколения. Ему нужна приятная обстановка, (чтобы он мог спокойно размышлять)».

Читайте:   О Творце

Материалы по теме

Молитва о нахождении достойного жилища

Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»

Как Б-г распределяет материальные блага?

Рав Реувен Куклин

Кто богат?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Недельная глава Насо

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

176 стихов


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше