Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Обидеть — никогда не сложно. Всегда сложно — не обидеть»Еврейская мудрость
Воспоминания о мудреце Торы, который учился по 18 часов в сутки и при этом досконально разбирался в происходящем за стенами бейт-мидраша.

«Таких тяжелых утрат, как эта, у еврейского народа больше никогда не будет»

Рав Моше Шапира, да продлятся его годы, о смерти рава Эльяшива

«Я не раввин. Раввин — это рав Эльяшив»

Рав Ицхак Зильбер, благословенна память о праведнике

Глава поколения, наш учитель гаон рав Йосеф Шалом Эльяшив, благословенна память о праведнике, умер 18 июля 2012 года в иерусалимской больнице «Шаарей Цедек» в возрасте 102 лет. Он родился в г.Шяуляй Ковенской губернии (Литва) в 1910 году, в семье рава Авраама Левинсона и Хаи-Муси, дочери рабейну Шломо Эльяшива — автора книги «Лешем»1, одного из величайших ашкеназских мекубалим2 XIX — начала XX вв. Можно сказать, что отец и Бааль а-Лешем оказали определяющее влияние на нашего учителя и его Тору. Дед учителя со стороны отца был равом города Гомеля, и во время I Мировой Войны семья перебралась туда, а в 1922 поднялась в Землю Израиля. Он поселился в Йерушалаиме, в районе Меа Шеарим. Из-за проблем с документами рав сменил фамилию Левинсон на девичью фамилию матери.

Защитник алахи

Большую часть своей жизни рав Эльяшив сидел за стендером и учился. Изучение Торы было главным его занятием, которому он отдавал все свои силы.

Говорят, что он учился по 18 часов в сутки. Он стал даяном3, и совершенно не разделяя взгляды религиозных сионистов4, на протяжении многих лет принимал участие во всех заседаниях «Большого раввинского суда» («Бейт дин а-гадоль») — структуры в составе государственного Главного Раввината Израиля, но без колебаний покинул свой пост, когда решил, что это необходимо в интересах защиты алахи5. Потому что его цель там состояла только в защите алахи.

Последние 30 лет рава Эльяшива называли «посек а-дор» (законоучитель поколения), потому что он был высшей и последней инстанцией во всех вопросах, связанных с алахой. Он принимал решенияо применимости тех или иных законов в связи с изменяющейся действительностью, появлением различных вещей и технологий, включая «шабатний лифт», клонирование и т.д. И поскольку в алахе есть определенный консенсус (в отличие от ашкафы, где авторитетных мнений и расхождений гораздо больше), то он был вообще самым авторитетным человеком в ортодоксальном мире: к его мнению прислушивались не только литаим, но и многие хасидим, и даже «вязаные кипы».

Нужно понимать, что гениальность и праведность рава были настолько исключительными, что принесли ему известность и признание, хотя он учился у своего отца и не являлся выходцем из традиционного мира литовских ешив, причем вел себя всегда очень скромно, никак не выпячивая себя и свои знания. Всю жизнь он считал, что главная задача мудреца Торы — заниматься алахой и быть способным определять алаху. Практика соблюдения имела для него наивысший приоритет, более высокий, чем теоретические изыскания талмудистов.

Я был связан с равом Эльяшивым последние 20 лет, поскольку у него дома решались многочисленныевопросы, имеющие отношение к евреям России и постсоветских республик — Белоруссии, Украины, Молдовы, Казахстана, Азербайджана, Прибалтики. Он определял, как мы будем подтверждать еврейство, как нам вести себя в отношении людей, когда их еврейство не доказано, и так далее.

Это он окончательно определил алахическую рамку «светских кидушин» у советских евреев, решал вопрос с мамзерим. Мы проводили у него многие часы. Сегодня, когда к нам приезжает новый, незнакомый парень, и утверждает, что он еврей, мы четко понимаем, что с ним делать. Рав Эльяшив определил практику русских «гиюров». Я помню, как приходил к нему когда-то с очень важным вопросом о паспортных русских именах в ктубе и гете: писать ли их, если у людей есть еврейские имена? Ведь для кашерности документа это важный вопрос. Он сразу же ответил очень аргументировано, и все объяснил.

Я бывал у многих важных поским и много раз слышал, как в ответ на сложный вопрос они просили дать им время подумать. Как-то раз я находился у рава Эльяшива, и пришел человек со сложными во-просами по разделке внутренних органов животных без «затрефовывания». И он отвечал на все эти вопросы сходу, с глубоким знанием предмета — так, как будто это его главная тема, как будто он сам ежедневно режет и разделывает коров, проверяет их. Чтобы понять, насколько это поразительно, нужно знать, что эти вопросы относятся к очень сложной, отдельно стоящей области в нашем законе. Некоторые из многочисленных вопросов, которые я ему задавал, попадают на рассмотрение бейт дина раз в 50 лет. Его ответы пугали своей четкостью, ясностью и глубиной, а также той скоростью, с которой он их давал. Словно все книги наших учителей были открыты перед ним. Он мог за секунду просчитать, как то или иное обстоятельство повлияет на закон, связывал вместе целый ряд тем.

Рав и Россия

Когда я заходил к раву, он говорил: «О, Москва пришла!» С большой симпатией относился к людям из России и к тем, кто работает с российскими евреями. Однажды в Москву приехал с визитом рош ешива «Коль Тора» рав Шалом Поварский, а когда по возвращении в Эрец Исраэль он пришел навестить рава Эльяшива, тот спросил у него, побывал ли он в «Торат Хаим», и правда ли то, что рассказывают онашей ешиве? Рав Поварский все подтвердил, и рав Эльяшив был очень этому рад.

В августе 91-ого года я привел нашего выпускника Бенциона Меламеда6 к нему за благословением. Было раннее утро, рав Эльяшив учился в пустой синагоге при закрытых дверях, чтобы никто не мешал. Мы зашли и тихонько сели в сторонке, не хотели его беспокоить. Вдруг через 20 минут он как-будто очнулся от глубокого сна: — Что случилось, что вы здесь делаете?

Я объяснил, кого привел.

— Парень из России? В ешиву «Ор Исраэль»? Это чудесно!

Один из вопросов, решение которых определял для нас рав Эльяшив — что делать с гипотетическими ко-энами и левитами, когда об их происхождении нет точных данных, на которые можно полагаться. Например, как мы смотрим на человека с фамилиейКоэн, у которого нет точной масоры, но есть некая «хазака», т.е. презумпция? Или вот, был у нас ученик по фамилии Кац. Известно, что эта фамилия является аббревиатурой словосочетания «коэн цедек», т.е. праведный коэн. С подтверждением еврейства проблем не было, но бабушки и дедушки у этого Каца были люди светские, традицию они утратили, доказательств коэнского происхождения в семье не обнаружилось. В таких случаях принято полагаться на «хазаку»: большинство евреев — не коэны, значит и этот еврей — не коэн, пока не доказано обратное. И значит, ни привилегий, ни ограничений, связанных с коэнским статусом, у этого человека нет. А тут — фамилия говорит сама за себя, но на доказательство это не тянет. Проблема с этим учеником состояла еще и в том, что ему уже исполнилось 36 или 37 лет, то есть нужно было срочно жениться. Мы обратились к раву Эльяшиву. Он постановил: никаких коэнских привилегий у нашего Каца быть не должно, однако он должен устрожить во всех ограничениях, связанных с кеуной7. В частности, это означало, что ему нельзя жениться на девушке, которая не пригодна для кеуны. Не нужно объяснять, насколько трудно найти соблюдающую еврейскую девушку, которая не только понравилась бы жениху, но и «проходила» бы по этим критериям, да еще и сама готова была бы выйти замуж за 37-летнего бааль тшува. Я сказал: «Рав, он очень хороший человек, но ему будет непросто найти такую невесту». Рав Эльяшив ответил, что такова алаха в этом случае, и невозможно облегчить, и все, что он может сделать — это дать благословение. Что он и сделал. И через пару месяцев наш Кац обручился.

Рав и Европейский Ваад

Много раз я обращался к раву по поручению Конференции Европейских Раввинов («Ваад Рабаней Евро-па»). Его решения влияли на всю нашу деятельность. Мы советовались с равом по всем важным вопросам. Например, мы координировались с ним, когда нужно было выработать позицию и комплекс практических мер в ответ на кампанию за юридический запрет шхиты, развернувшуюся в странах ЕС. На рассмотрение к раву Эльяшиву попадали и другие вопросы и проблемы, входящие в компетенцию Ваада. Расскажу две интересные истории. И так уж получилось, что обе связаны с католической церковью.

В 2007 году умер известный в Европе кардинал, советник Папы Иоанна Павла II-го (его и самого когда-то прочили в Папы). Это был влиятельнейший католик Франции, он занимал пост архиепископа Парижского с 1981 до 2005 гг., пока ему позволяло здоровье. Звали его Жан-Мари Люстиже, но его настоящее имя было Аарон. Он был польским евреем, не получившим в детстве никакого религиозного воспитания. Родители Аарона погибли в Аушвице. Мальчик попал в монастырь и рос там, крестился в 14 лет. Эта часть истории хорошо известна, но почти никому не известно следующее: Люстиже знал, что у него есть родственники — соблюдающие евреи, и в своем завещании он попросил, чтобы эти родственники прочитали «Кадиш»8 на его похоронах. Был вопрос, говорить «Кадиш» или нет. И если да, то где и как его читать? Можно ради этого идти в собор, если в принципе, по общему правилу, еврею нельзя туда заходить? Меня попросили выяснить это у рава Эльяшива. Он сказал, что кардинал — настоящий «тинок ше-нишба»9, поэтому читать «Кадиш» по нему нужно обязательно. Но сделать это нужно не в церкви, а когда тело покойного будут везти на отпевание, т.е. по дороге в церковь. И требуется делать все быстро и тихо, не привлекая к себе внимания и никому ничего не объясняя и не рассказывая. Несколько лет назад в Ватикане придумали проект: на итальянском телевидении всякие известные люди читали главы из «Нового Завета» на протяжении трех дней. Главный раввин Рима Риккардо Ди Сегни был приглашен на ТВ, чтобы целый час просто рассказывать об иудаизме. Зачем его позвали? Предполагаю, для того чтобы помочь церкви поддержать имидж либералов: вот, смотрите, мы не против евреев. Не каждый день появляется возможность обратиться со словами Торы к столь широкой аудитории, среди которой есть много ассимилированных евреев. Кроме того, отказ обернулся бы скандалом. Рав Ди Сегни попросил меня выяснить у рава Эльяшива, как ему следует себя вести в этой ситуации. Рав Эльяшив ответил ему: «Они хотят себя рекламировать, чтобы их больше слушали — это их истинная цель. Если ты примешь приглашение, то станешь соучастником их пропаганды. И хотя ты будешь говорить о правильных, хороших вещах, и есть шанс таким образом привлечь евреев к Торе — это в первую очередь пропаганда католиков. Поэтому участвовать в этом деле нельзя».

Дом рава

Рав Эльяшив не только был крупнейшим алахич-ским авторитетом — он был вынужден стать и политическим деятелем, и на обоих этих поприщах старался делать все, что в его силах, чтобы защитить еврейский образ жизни, ценности Торы. Как-то раз я пришел к нему с личным вопросом. Это было 24 года назад, еще до того, как я начал ездить в Рос-сию. Подхожу к дому и вижу, что обычной очереди посетителей нет, зато у входа толпятся журналисты: везде камеры, снуют репортеры. Оказывается, приехал рав Шах10 — в партии «Агудат Исраэль» происходил раскол, и в этот день в доме рава Эльяшива решался вопрос о создании «литовской» партии «Дегель а-Тора» и вхождении в Кнессет. Впервые «литаим»11 начинали принимать самостоятельное и полноправное участие в официальной политике. На эту сенсацию и набежала пресса. А поскольку посетителей не было, то я проскользнул в дом, и так получилось, что в какой-то момент там находились только рав с супругой и я. Он был чем-то занят, и я решил подождать.

Его жена, ребецн Шейна Хая, подошла ко мне и спросила:

— Вы видели, что тут происходит? Я сказал:

— Конечно! — и начал делать комплименты ее мужу.

— Ребецн, Ваш муж — большой человек, глава поколения. Он принимает решения, которые влияют на дальнейшую жизнь всего религиозного общества. И даже светские пресса и власти это понимают, — сказал я.

Она посмотрела на меня с какой-то смесью грусти и сожаления, и ответила:

— О чем Вы вообще говорите? Для нас это тяжелое бремя, которое нам совершенно не нужно. Мы с мужем не хотели никогда этой известности, почета, не хотели, чтобы к нему стояли очереди, чтобы он участвовал в политике. Мы с ним хотели, чтобы он просто учился, продолжал только учиться и посвящать себя Торе, чтобы он был талмид хахамом. И все. Я не хотела, чтобы он стал даяном. Я спрашивала его: «Зачем тебе это нужно?» Я говорила ему, что нам не нужен такой заработок, за него придется уплатить еще более высокую цену. И теперь он должен заниматься политикой! Скажите, кто был прав?

Без праведной жены такого человека не получится. Ребецн Шейна Хая была дочерью самого рава Арье Левина12. Она взвалила дом на себя. Рав Эльяшив никогда не сидел со своими двенадцатью детьми в качестве няньки, ему никогда не сообщали, если они болели. Я слышал об одной из его дочерей, что она уходила в школу на цыпочках, чтобы не помешать папиной учебе. Личность рава

Рав Эльяшив очень любил музыку. Он ценил хорошие концерты и хороших хазанов. Это была его единственная «слабость». Он всю свою жизнь прожил в скромности и бедности, хотя зарплата, которую он когда-то получал как член «Большого раввинского суда», сопоставима с зарплатой судьи в БАГАЦе13.

Я хочу закончить еще одной историей о раве Элья-шиве. Может быть, и не все читатели «Мира Торы» оценят ее по достоинству, но в харедимном обществе этот рассказ очень важен. Через подобные истории раскрывается истинное величие человека. Однажды, когда рав еще был молод, к нему пришла соседка. Это была одинокая женщина, детей у нее не было, и никаких близких родственников тоже не было. Она попросила, чтобы рав дал ее имя своей дочери. Он согласился. Потом соседка умерла, и выяснилось, что она завещала ему свою квартиру. Узнав об этом, рав объявил квартиру «экдешем»14 и передал ее в ведение комитета, распределяющего цдаку. Там приняли квартиру лишь после того, как подписали с равом бумагу, что он может пользоваться квартирой в любое время. Он никогда этой привилегией не воспользовался. Много лет спустя, когда он уже был сильно болен, его внуки решили использовать квартиру, чтобы иметь возможность постоянно быть рядом с ним, ухаживать и помогать. Но он заставил их отдать в цдаку полную стоимость съема. Наш мир покинул великий еврей, великий посек, лидер. Закончилась эпоха, которую будут помнить как «эпоху рава Эльяшива».

Зеев Вольф Шафранов, Выпускник ешивы «Торат Хаим» Аврех ешивы «Яд Аарон»

Говорят, что когда Творец посылает человеку чудо, человек, как правило, не подозревает об этом и не замечает этого. В мае 2011 года я перебрался из Бней-Брака в Йерушалаим, в одну из ешив для баалей тшува в квартале Меа Шеарим. Рано утром, на следующий же день после переезда, я проснулся от громкого шума на улице. Настроение было испорчено (я очень не люблю, когда меня будят) но делать было нечего: я встал, оделся и отправился искать себе место, чтобы помолиться Шахарит, потому что в ешиве не организовывалась утренняя молитва. Я слышал, что где-то в Меа Шеарим есть штиблах1, похожий на знаменитый «Ицкович» в Бней-Браке. Я решил направиться туда, но не знал, какой его точный адрес. Когда я вышел на улицу Салант, мне повезло встретить прохожего (на часах было начало шестого). Я спросил его, как пройти в штиблах. Он ответил, что я, конечно, могу пойти в штиблах, но он мне предлагает кое-что получше, а именно пойти в «Караван»2 рава Эльяшива — так называли его бейт мидраш и синагогу.

Конечно, я знал, что рав Эльяшив — глава поколения, но воспринимал его больше в контексте фотографий в газете «Ятэд Нееман» и рекламы «Ваад а-рабаним»3. Незадолго до переезда в Меа Шеарим я спросил рава Гавриэля Залушинского4 в Бней-Браке: в комментарии Раши на Хумаш написано, что не похожа молитва праведника сына праведника на молитву праведника сына злодея — так стоит ли искать миньян, в котором молится особый праведник, потомок праведников? Рав Залушинский ответил мне, что стоит.

Я вошел в «Караван», спросил у габая где есть свободное место, и с этим местом я не расставался все 7 с половиной месяцев, которые я прожил в Меа Ше-арим. Когда стрелки часов показали 6.05 все взоры устремились на боковую дверь, в которую вошел рав Йосеф Шалом Эльяшив, поддерживаемый своим внуком Исраэлем. Невозможно передать ощущение того трепета, который охватывал, как мне казалось, всех. На протяжении первого месяца я плакал каждый Шахарит, когда смотрел на рава.

А потом Творец преподнес мне еще один подарок. Иногда после Шахарита люди, молившиеся в «караване», подходили ко мне знакомиться. Одним из таких людей был рав Дов Альберталь — человек тонкий, интеллигентный и «бааль хесед»5. Мое с ним знакомство переросло в прочную дружбу. Лишь сейчас, когда рава уже нет с нами, я узнал, что рав Дов был рядом с равом Эльяшивым более 16 лет и записал тысячи его ответов на алахические вопросы. Недавно рав Дов сказал в интервью, что трепет рава Эльяшива перед Небом был удивительно осязаем, и мне подумалось, что Тора его была настолько сильна, что мысли рава переходили и к другим людям. Однажды это коснулось лично меня. В «Караване» находится книга «Пниней тфила» («Сокровенное молитвы»), которую рав Бенцион а-Коэн Кук составил на основе ответов рава Эльяшива на многочисленные вопросы, касающиеся молитвы. Отвечая на вопрос, чем отличается молитва на могилах праведников, в том числе на горе Мирон6, от молитвы у Котеля, рав Эльяшив говорит, что на могилах праведников как будто спускается Шехина, а на Котеле Шехина действительно нисходит на молящегося. Чудо состояло в том, что у меня как раз накануне знакомства с этой книгой возникла необъяснимая идея постоянно ходить молиться к Котелю. Свидетелем еще одного чуда, связанного с равом Эльяшивым, я стал через несколько месяцев после того, как начал молиться «ватикин» в «Караване». Раву произвели шунтирование. Накануне операции вся площадь перед «Караваном» почернела от огромного числа молящихся о его здоровье. Операция прошла удачно и рав, несмотря на свой более чем столетний возраст, возвратился на молитву в «Караван» уже через 2 дня! Пока раву позволяло здоровье, он вечером перед молитвой «Маарив» давал урок по Гемаре. Урок проходил на идише, а «маме лошн» я, к сожалению, не понимаю, поэтому просто наблюдал. Любопытно было видеть, как участники урока повышали голос, почти что кричали, а потом рав начинал говорить, не поднимая голоса, и страсти постепенно успокаивались. Также мне посчастливилось увидеть, как рав Эльяшив давал благословение посетившим «Караван» в канун Рош а-Шана 5772 года, когда вся площадь перед синагогой была полна людей.

Когда рав стал все чаще и чаще отсутствовать на молитве, некоторые участники этого миньяна (в числе которых повезло оказаться и мне) начали ездить на Масличную гору, чтобы там, на могиле дедушки рава — знаменитого каббаллиста Лешема — молиться о выздоровлении его внука. А в январе 2012 года я женился (естественно, на свадьбе были люди и из «Каравана») и переехал в другой район Йерушалаима.

Через некоторое время после свадьбы рав Дов сказал мне, что рав Эльяшив совсем перестал приходить на молитву, и это почти совпало с моей свадьбой. 18 июля пришло известие, что рав Йосеф Шалом Эльяшив скончался. Боль утраты и слезы были моей первой реакцией. Но когда умирает большой человек, его деяния остаются. А про большого еврейского мудреца, каким был рав Эльяшив, сказано, что он остается в своих книгах, учениках, решениях — в своем наследии.

Я благодарю Вс-вышнего за каждый миг, проведенный в обществе рава Эльяшива, благословенна память о праведнике, и молю Его о том, чтобы я удостоился быть в обществе больших еврейских мудрецов, а также о том, чтобы и я, и мои потомки были и оставались хорошими евреями, верными Торе, до конца всех поколений.


1 полное название этой книги «Лешем, Шво ве-Ахлама» «Гиацинт (по некоторым мнениям яхонт), агат и аметист». 3 из 12 камней, вставленных в «хошен» (нагрудник) первосвященника Иерусалимского Храма и соответствовавших коленам дана, Нафтали и Гада. после смерти раби Шломо Эльяшива стали называть по имени книги — Бааль а-Лешем («Хозяин гиацинта»).

2 Мекубаль — дословно «получивший». раввин, который является знатоком каббалы.

3 «даян» — член бейт дина (раввинского суда).

4 Его заметил первый главный ашкеназский раввин Земли Израиля Авраам Ицхак Кук (он же организовал ему шидух (сватовство) и поставил хупу), а стать даяном рава Эльяшива пригласил первый главный ашкеназский раввин государства Израиль Ицхак Айзик Херцог — «официальные», «сионистские» раввины, с политической идеологией которых традиционный харедимный лагерь не был согласен.

5 рав заседал в составе «Большого раввинского суда» вплоть до 1974 года, когда он с большим скандалом уволился из раввината, отказавшись поддержать алахическое решение Главного ашкеназского раввина Израиля Шломо Горена по т.н. «делу Лангеров». рав Горен издал постановление, разрешающее брату и сестре, которых подозревали в том, что они мамзеры, создавать семьи с евреями. (по Торе брак между мамзером и обычным евреем запрещен). Он отменял задним числом гиюр первого мужа их матери на основании показаний свидетелей, утверждающих, что после обряда он не соблюдал заповеди. (А если отец нееврей, то хупа и кидушин недействительны. Это значит, первого брака, с точки зрения алахи, не было вообще, и дети от второго брака не являются мамзерами). рав Эльяшив не принял аргументацию рава Горена и обвинил последнего в том, что тот пытается манипулировать алахой. Эта история получила широкую огласку и больно ударила по раввинату. Система государственных раввинов стала резко терять свой авторитет и с тех пор так его и не восстановила.

6 рав Бенцион Меламед сегодня работает в московском «Бейт Ораа» и руководит колелем «Биркат Ицхак». Он вылетел в Израиль во время путча 91 года и стал первым выпускником подмосковной ешивы «Торат Хаим», поступившим в ешиву «Ор Исраэль», известную очень высоким уровнем преподавания и строгими, почти «армейскими» порядками. пишет для журнала «Мир Торы».

7 Кеуна — коэнский статус, накладывающий на человека определенные права и обязанности. девушка, которая выходит замуж за коэна, должна соответствовать ряду требований: она не должна быть разведенной, у нее не должно было быть интимных отношений с человеком, который запрещает ее для кеуны.

8 Кадиш — прославление Имени Вс-вышнего, которое не содержит самого имени. Читается на арамейском языке. Важный элемент еврейской молитвы. Существует специальный «поминальный кадиш» («кадиш ятом»), который читается по близкому родственнику на протяжении 11 месяцев после его смерти.

9 «ребенок, выросший в плену» — алахический статус еврея, который ничего не знал о своем еврействе, поскольку был от него оторван не по собственной воле. Следовательно, в нашем случае этот статус разрешает читать «Кадиш», который обычно читается только по еврею, который был предан традиции, а сознательный переход в другое вероисповедание лишает его этой возможности.

10 рав Элиезер Менахем Ман Шах (1894? — 2001) — рош ешива «поневеж», глава предыдущего поколения, великий лидер, которого многие называют «последним вождем харедим». Активно участвовал в политике, вместе с равом Эльяшивым основал партию «дегель а-Тора». Участвовал в создании сефардской религиозной партии «ШАС» и газеты «Ятэд Нееман».

11 В расширительном понимании — ортодоксальные иудеи-ашкеназы , которые не приняли хасидизм. Своим названием они обязаны тому факту, что Литва и сопредельные территории были центром сохранения дохасидского иудаизма, поскольку являлись столицами еврейской учености XVIII-XIX вв.

12 рав Арье Левин (1885-1969) известен как цадик из Йерушалаима. Он был машгиахом (духовным наставником) в иерусалимской школе «Эц Хаим» («древо жизни»). Его называли «отцом заключенных», потому что начиная с 1927 года и до образования государства Израиль он
по поручению рава Авраама Ицхака Кука постоянно посещал центральную тюрьму города на «русском подворье» и поддерживал евреев, которых англичане содержали там в заключении. (Это были сионисты-подпольщики, которые боролись против Британского мандата). Многие из узников вернулись к традиции под его влиянием.

13 Аббревиатура, расшифровывающаяся как «Бейт мишпат гавоа ле-цедек» («Высший суд справедливости») — одно из функциональных наименований Верховного суда государства Израиль. Выступая как БАГАЦ, этот высший светский суд рассматривает иски против государства, общественных организаций и любые другие вопросы, которые, по его мнению, связаны с нарушением справедливости.

14 Экдеш по Торе — это имущество, посвященное Иерусалимскому Храму. В наше время так называют недвижимое имущество благотворительных и религиозных общественных организаций.

1 Штиблах — синагога, в которой как минимум по утрам параллельно проводится несколько миньянов, которые начинаются с небольшим сдвигом по времени друг относительно друга. Миньяны собираются в течение всего алахического времени молитвы.

2 В Израиле «караваном» называют вагончик, контейнер или времянку, приспособленные под постоянное жилье или синагогу.

3 Крупнейший благотворительный фонд, который поддерживают главы поколения, занимается сбором и последующим распределением цдаки между неимущими.

4 преподаватель ешивы «Нетивот Олам». Вместе с рош ешивой «Торат Хаим» равом Моше Лебелем и рош ешивой «Нетивот Олам» равом Йосефом Бруком учился в «поневеже» у рава Элиезера Менахема Шаха, благословенна память о праведнике.

5 дословно — «хозяин милосердия». Так называют человека, который очень много помогает другим.

6 Место захоронения рашби (раби Шимона бар Йохая) — одного из главных действующих лиц Мишны. рашби приписывается авторство каббалистической книги «Зоар». Особенно много людей приезжает на Мирон на Лаг ба-Омер (полупраздничный день, установленный самим раби Шимоном в память о своей смерти).

С разрешения журнала «Мир Торы»


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.