Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если некто совершает преступление и стыдится этого, — ему прощаются его грехи»В. Талмуд, Брахот 12б
Тема

Диаспора

Еврейская диаспора — так называют общность евреев, добровольно проживающих вне Земли Израиля. Греческое слово «диаспора» буквально означает «рассеяние». В древности еврейские общины в диаспоре возникали вследствие войн, а также по торговой необходимости. После двухтысячелетнего периода галута — насильственного изгнания евреев из Святой Земли — евреи стали возвращаться в Израиль и укрепляться там, а общины диаспоры — ослабевать.

Оглавление

Галут и диаспора [↑]

Термин «галут» означает «изгнание», насильственную разлуку с прежним местом жительства. Таково единственное значение этого слова в ТаНаХе (Ирмияу 29:1 и др.). Концепция галута прошла в ходе еврейской истории определенные стадии: от восприятия галута как изгнания с родины, потери государственной независимости и разрушения религиозного центра до понятия «галут Шхина», то есть временного исчезновения Б-жественного присутствия — Шхины — в Святой земле.

Греческое слово «диаспора»«рассеяние» — изначально определял общность граждан древнегреческих городов-государств, мигрировавших на вновь завоёванные территории с целью их колонизации и ассимиляции.

Зачастую первыми эмигрировали торговцы, и вновь образованные колонии имели торговый характер. Подобные методы расширения жизненного пространства были характерны не только евреев, но и для финикийцев, греков, армян. Эти народы, имея небольшие по площади государства, распространились и создали колонии на огромных пространствах Древнего мира.

В среде эллинизированных евреев термин «диаспора» изначально употреблялся для обозначения еврейских общин, состоящих из добровольно проживающих вне Земли Израиля, в отличие от насильно изгнанных («галут»).

На иврите до последнего времени не существовало особого термина для обозначения диаспоры, и словом галут обозначалось любое пребывание евреев в странах рассеяния. Лишь с возникновением Государства Израиль вошло в употребление слово тфуца (תפוּצָה‎ — рассеяние, диаспора) в отличие от галут.

Самое первое в истории евреев массовое переселение — это насильственный угон 10 колен Израиля в Ассирию, но 10 колен не образовали диаспоры, а растворились и исчезли.

Постоянное поселение израильтян в странах, находящихся вне Страны Израиля, возникло в древности по двум причинам — из-за торговых надобностей и вследствие войн.

Регулярные торговые сношения с Египтом, Финикией, с областями Северной и Средней Сирии, которые завязали царь Шломо (Соломон) и его преемники (I Мелахим, 10, 28), по необходимости вызвали возникновение небольших израильских колоний вне Земли Израиля. Члены этих колоний пользовались покровительством местных правителей и, занимая подчас целые кварталы в иноземных городах, вели еврейский образ жизни.

Другой причиной расселения евреев по чужим странам были войны; военнопленные израильтяне или оставались в странах победителей, или продавались в качестве рабов по всему миру (Амос, II, 6).

Диаспоры древности [↑]

Египет [↑]

После разрушения Иерусалима и Первого Храма Навухаднецаром, евреи устремились за спасением в Египет Птолемеев, превратившийся к тому времени в эллинистическую монархию. Пророк Ирмияу умолял их остаться в Земле Израиля (42 глава) и указывал на гибельность этого пути, но все его попытки остановить их остались тщетными. Позднее, как и предсказывал пророк, «египетский» иудаизм, смешавшись с эллинизмом, совершенно потерял первоначальный, строго еврейский характер.

Бывших пленных египтяне освободили, и евреи основали процветающую общину в Александрии. В лучшие времена евреи составляли две пятых населения города. Главная александрийская синагога была огромна и роскошна.

Именно в Египте евреи впервые поддались влиянию чужой культуры. Когда по требованию царя семьдесят мудрецов перевели Тору на греческий язык (а это было сделано в Александрии), и так возникла Септуагинта, процесс эллинизации еще более ускорился. Через короткое время большинство евреев Египта уже не могли изучать Тору на священном языке, и Пятикнижие читалось в синагогах в греческом переводе.

После смерти Шимона а-Цадика его сыновья оспаривали право наследовать пост первосвященника. Один из них — Хоньо — бежал в Египет и построил там святилище, обосновывая свои действия пророчеством Иешаяу: «В тот день будет жертвенник Г-споду в земле египетской» (19:19).

Храм Хоньо стал религиозным центром евреев Египта, несмотря на то, что Тора запрещает приносить жертвы в любом другом месте, кроме Иерусалимского Храма. Около двухсот лет действовал храм Хоньо, пока римский император Веспасиан не приказал его закрыть.

Египетские евреи принимали активное участие в экономической и общественной жизни страны. Немало евреев служило в армии, и из их числа выдвигались офицеры и даже полководцы. Когда Юлий Цезарь воевал в Египте со сторонниками Помпея, евреи помогали ему.

После разрушения Второго Храма множество евреев-беженцев прибыло в Египет. Римляне потребовали от беженцев присягнуть императору. Когда евреи отказались это сделать, их попросту уничтожили. Часть беженцев попала в Верхний Египет, где попыталась поднять своих соплеменников на восстание против римлян. Чтобы лишить египетских евреев их духовного центра, император Веспасиан приказал закрыть Храм Хоньо.

Последовавшее вскоре после этого восстание евреев Египта, Кирены и Кипра было жесточайшим образом подавлено и привело к исполнению слов пророка, то есть к фактическому уничтожению египетского еврейства, которое в этот период составляло около девятой части всего населения страны. Еврейская община Александрии была почти полностью уничтожена армией Траяна.

Вавилон [↑]

После разрушения Первого Храма Вавилония надолго стала одним из центров еврейской жизни. Даже после возвращения в Цион Зерубавеля и возрождения еврейской общины в Эрец Исраэль благодаря усилиям Эзры и Нехемии Вавилония не потеряла своего значения в истории нашего народа.

Позже парфяне, бывшие на протяжении следующих нескольких сотен лет соперниками Рима в борьбе за мировое господство, предоставили евреям Вавилонии полное самоуправление. Общину возглавлял рейш галута (глава изгнания) из рода царя Давида. Греческая культура не оказала на общину никакого влияния. И даже в те периоды, когда в Иудее Тора была почти забыта из-за войн и невыносимых условий существования, мудрецы Вавилонии и их ученики продолжали ее беспрепятственно изучать. Начиная с эпохи Эзры, почти полтора тысячелетия свет Торы из Вавилона оживлял еврейские общины всего мира.

Парфянские цари знали, что вавилонские евреи ненавидят римлян, жестоко угнетающих их братьев в Иудее. Поэтому поддержка еврейских общин в самой Парфии и за ее пределами совпадала с их политическими интересами. Когда парфяне вторглись в Сирию, они возвели на престол Иудеи Антигона из рода Хашмонеев. Со времени царствования Ирода и до разрушения страны земля парфян превратилась в убежище для преследуемых в своей стране евреев.

Еврейским центром в Вавилонии стал город Неардея. Большая община была также в северном городе Нецивин. Именно в Нецивин стекались пожертвования вавилонских евреев на Иерусалимский Храм. Отсюда огромные суммы под усиленной охраной ежегодно отправлялись в Эрец Исраэль.

Сирия [↑]

По словам Иосифа Флавия, наиболее густо евреи были поселены в Сирии: в Антиохии и Дамаске были крепкие и многочисленные еврейские общины. В Антиохии евреям даже были предоставлены равные с греками права. Известно, что богатые и процветающие сирийские общины регулярно посылали в Иерусалимский Храм богатые пожертвования.

После разрушения Храма евреи Сирии поддерживали тесные контакты как с Эрец-Исраэль, так и с общинами Вавилонии. Учитывая географическую близость страны к Эрец-Исраэль и многочисленность ее еврейского населения, некоторые законоучители Мишны распространяли на Сирию действие заповедей, связанных со святой землей.

Так, в Мишне утверждается: «Тот, кто покупает землю в Сирии, подобен тому, кто покупает ее на окраине Иерусалима». Вопрос о том, является ли Сирия частью Эрец-Исраэль или одной из стран диаспоры, обсуждается как в Мишне, так и в Тосефте, причем в последней проводится различие между разными областями Сирии (Тосеф. Пеа 4:6). В Гемаре «аркаот» (буквально «инстанции», от греческого «архе»), которые в Сирии неоднократно противопоставляются системе еврейского судопроизводства в Эрец-Исраэль и Вавилонии (Санх. 23а).

Сами евреи Сирии, очевидно, считали, что находятся в диаспоре, и потому стремились быть похороненными в Эрец-Исраэль, а также оказывали материальную поддержку жившим здесь законоучителям.

Кроме перечисленных, в период после разрушения Второго Храма еврейские диаспоры образовались на Кипре и Киренаике (область в северо-восточной Африке, являющаяся провинцией Римской Империи), в Риме, а также в финикийских городах, например, в Тире и Сидоне, и в наиболее крупных центрах того большого торгового пути, который тянулся от Иерусалима в Месопотамию.

Гиюры в диаспоре [↑]

Неопровержимо установлено, что прозелиты (геры) имелись в значительном количестве в любой местности диаспоры. По свидетельству Иосифа Флавия, в Антиохии значительное количество греческого населения было в его времена иудаизировано. То же самое можно сказать и о некоторых провинциях Испании, Дамаске, Антиохии, Тиатире, Фессалонике и Афинах. Причем прозелитизм овладел как верхними, так и низшими классами общества.

Римляне считали геров изменниками, и открытое принятие иудаизма в Римской Империи было запрещено. Среди местных жителей Вавилонии, напротив, тенденция к сближению с евреями дошла до того, что в иудаизм переходили члены царской династии.

Например, один из царей — Изат — правящий Вавилонией 24 года, тайно перешел в иудаизм и увлек за собой царицу-мать, а после во всеуслышание объявил о своем гиюре, и по его пути пошли остальные члены царской семьи.

Великий галут [↑]

Если до разрушения Второго Храма диаспоры в некоторых случаях возникали вследствие добровольной миграции евреев, то после разрушения Иерусалима Титом евреи были вынуждены уйти в изгнание.

Находя временное прибежище в тех странах, где диаспора уже существовала, они сновы были изгоняемы оттуда и снова были вынуждены пускаться в путь.

Кровавые наветы, погромы и притеснения преследовали евреев во всех странах, где они оказывались, в начале, как правило, приветствуемые властями, а потом — гонимые. Италия, Испания, Португалия, Северная Африка, Турция, Англия, Германия, Франция, Польша, Литва, Голландия, Украина, Россия, Северная и Южная Америка, и даже Китай — это не места проживания евреев в диаспоре, а скорбный путь изгнанников, которые не могут вернуться на заповеданную им Святую Землю, потому что она находится в чужих руках.

Еврейские диаспоры современности [↑]

На протяжении многих столетий еврейские общины были разбросаны по всей земле — в Европе, Америке, Азии и Африке.

Численность еврейского народа в мире, по данным Сохнута, в 2018 году достигла 14,7 млн человек примерно.

Ок. 55% еврейского населения планеты живет сегодня за пределами Израиля. 98% евреев сосредоточены в 17 странах мира (включая Израиль).

Согласно данным израильского Министерства по делам диаспоры, среди стран диаспоры больше всего евреев живут в США — ок. 5,7 млн.

Самая большая община в Европе проживала до недавнего времени во Франции, но после всплеска антисемитизма, мусульманского засилья, и особенно — после ряда терактов 2015 года, в последние годы оттуда хлынул поток репатриантов в Израиль. На сегодня, по разным оценкам, евреев во Франции насчитывается ок. 450 000.

Довольно большие еврейские общины есть в Канаде (ок. 390 000), Великобритании (ок. 290 000), Аргентине (ок. 180 000) и России (ок. 175 000).

Следом идут Германия (ок. 116 000), Австралия (113 000), Бразилия (ок. 93 000) и Южная Африка (69 000). Также значительные общины в Венгрии, Мексике, Украине, Италии, Бельгии, Голландии. На 2018 год украинская диаспора составляет ок. 50 000 евреев.

Восстановление независимости еврейского народа и создание Государства Израиль в 1948 году позволило вновь начать использовать термин «диаспора» для обозначения общин евреев, добровольно проживающих за пределами государства Израиль. Ведь сейчас каждый еврей имеет право на Возвращение на свою Землю.

И тем не менее, есть и обратный процесс, питающий диаспору: эмиграция евреев из Израиля, и это печальный результат секуляризации израильского общества, стремящегося воспитать не евреев, а «свободных граждан мира», перед которыми «открыты все дороги».

По данным Центрального статистического бюро Израиля, сегодня за пределами страны проживают от 530 до 560 тысяч израильских граждан, и это не считая их детей, уже родившихся в эмиграции (включая их, речь идет о едва ли не 1 млн человек). Большинство бывших израильтян выбрало для проживания Нью-Йорк и другие города США, также популярны Канада, Австралия, Голландия, а в последние годы — и Россия.

Диаспоры в городах США [↑]

Еврейские иммигранты из Европы и других стран распространились по всем Соединенным Штатам. Сегодня США — вторая страна по численности евреев после Израиля.

Особенно большие общины в штате Нью-Йорк и в городе Нью-Йорк, где проживает более миллиона евреев. Знаменитый Боро Парк — район в юго-западной части Бруклина — полностью принадлежит общине ортодоксальных евреев, по большей части, хасидского направления, крупнейшие из которых — династии Бобов, Бельз, Вижниц, Гур, Сатмар, Карлин-Столин, Цанз.

Нью-Джерси называют американской «столицей Торы», где в знаменитом Принстонском Университете получила развитие еврейская, особенно ортодоксальная, студенческая жизнь.

Кроме того, велики еврейские общины в Калифорнии, во Флориде, в Иллинойсе и в Пенсильвании.

Миллионы американских евреев ассимилируются. Тенденция к заключению смешанных браков привела к тому, что число евреев в США не увеличивается, и скорость роста еврейского населения остается на уровне 1960 года.

Диаспоры Англии [↑]

Сейчас по всей Англии действуют религиозные общины — как традиционные, так и реформистские и «прогрессивные». Ортодоксальные общины сосредоточены, в основном, вокруг Лондона и Манчестера, а также в Бирмингеме и Гейтсхеде.

В Лондоне базируется основанная в 1926-м году с миссией защитить традиционный иудаизм организация «The Union of Orthodox Hebrew Congregations» (объединенный союз ортодоксальных еврейских организаций), известная как OU. Она объединяет все ортодоксальные общины Лондона и насчитывает более 6000 членов и более сотни синагог и учебных заведений.

Лондонский район Стамфорд Хилл является домом для самой большой хасидской конгрегации в Европе. Большая часть населения этого района — сатмарские и бельзские хасиды. Также в Стамфорде поселились «аденские» евреи, бежавшие из йеменской провинции Аден в 60-е годы XX-го века.

Знаменитая ешива «Эц Хаим» в Лондонском еврейском районе «Голдерз Грин» была открыта ещё в 1900-м году. Её главой в 1926-1950 годах был рав Элияу Лупян, выдающийся педагог, один из духовных лидеров движения Мусар, автор знаменитой книги «Лев Элияу». Процветает и основанная в XIX веке община Гейтсхеда.

В отличие от многих других европейских еврейских общин, в Англии количество евреев растет, а не уменьшается, и составляет всё больший процент в Британском обществе. Ведь если в средней английской семье рождается два ребенка, то в средней ортодоксальной еврейской семье — шесть. А хасидские семьи, проживающие в предместьях Лондона, не имеют тенденции ни ассимилироваться, ни переезжать в Землю Израиля.

Диаспоры России [↑]

В настоящее время по всей России возникло множество еврейских общин, вокруг которых происходит укрепление диаспоры.

Ешива «Торат Хаим» была основана в Москве равом Александром Айзенштадтом при поддержке рава Ицхака Зильбера и огромной помощью рава Мойше Соловейчика из Цюриха.

Постоянно действующий бейт-мидраш «Огалей Яаков» был организован американскими раввинами, в основном, представителями общины города Лейквуд, в 1991 году, и до сих пор находится в самом центре Москвы, на Покровке.

Значительный процент московских евреев составляют выходцы из Грузии, из Средней Азии и горские евреи, для которых открылась в Москве ешива «Шаарей Кдуша».

Несмотря на, казалось бы, бурное развитие еврейской жизни, количество евреев в России неуклонно уменьшается — как за счет эмиграции, так и за счет ассимиляции.

Межобщинные взаимоотношения [↑]

Опыт показал, что те еврейские общины, которые в течение многовекового проживания бок о бок с иноверцами придерживались принципов нашего праотца Авраама, спустившегося в Египет, — выжили. Прочие — ассимилировались и потерялись.

Каковы же эти принципы? Неагрессивное поведение, никакого насилия по отношению к «другим». Ни физического (если, конечно, нет необходимости в защите), ни идеологического. Благотворное влияние на «других» при помощи личного примера. Своими обычаями с другими делимся, обычаи чужих — не перенимаем. И, наверное, основополагающее: правило «возлюби ближнего» относится, в первую очередь, к членам своей общины, но и «чужих» нельзя ненавидеть.

Что же касается отношению к местной власти, то общий принцип, которым руководствовались еврейские общины на протяжении всей истории, можно найти в словах Раши. В своем основополагающем комментарии на Тору (на Шмот 6:13) Раши приводит мидраш, который говорит, что Вс-вышний заповедовал Моше (Моисею) и его брату Аарону уважительно относиться к фараону. Об уважительном отношении к власти Раши упоминает еще в нескольких местах (Шмот 11:8, 12:31). Также и в книге Ирмияу (Ирмияу, 29:7) мы находим намек на этот обычай. Пророк, обращаясь к евреям, находящимся в вавилонском изгнании, говорит: «И просите мира (для) того города, в который Я изгнал вас, и молитесь за него Господу, ибо при его благополучии и вы будете благополучны».

Обязанность уважительно относиться к правителям и власти существовала даже в тех случаях, когда отношение к евреям со стороны власти было, мягко говоря, недоброжелательным. Тем более — в тех случаях, когда власти дают евреям возможность соблюдать свои традиции и законы. Многие общины читают даже специальную молитву о благополучии государства, в котором они проживают. Более того, например, руководитель американского еврейства рав Моше Файнштейн считал, что евреи, проживающие в США, должны принимать участие в выборах — тем самым они выражают благодарность (акарат а-тов) американской демократии, которая дает возможность евреям в Америке свободно соблюдать свои законы и традиции.

Пророчества о рассеянии [↑]

Несмотря на некое нивелирование горького смысла слова «диаспора» в современном мире, нельзя забывать, что с созданием Перевода Семидесяти — Септуагингты — слово «диаспора» стало использоваться почти исключительно для обозначения евреев рассеяния, насильно изгнанных из Земли Израиля.

Книга Дварим (Дварим 28:25) предостерегает: «Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путём выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли».

В этом смысле слово «диаспора» имеет негативный оттенок, выражая наказание: «Рыдайте, пастыри, и стенайте, и посыпайте себя прахом, вожди стада; ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния вашего, и падете, как дорогой сосуд» (Ирмияу 25:34).

Первая часть пророчества исполнилась и завершилась, и в настоящее время на наших глазах исполняется и следующее пророчество (Иехезкель 38:16): «И поднимешься на народ Мой, Израиль, словно туча, чтобы покрыть землю эту. В конце дней будет это: и приведу я тебя на землю Мою, дабы знали Меня народы, когда освящусь я через тебя пред глазами их, Гог!» И еще: «И будет в тот день: Г-сподь снова, во второй раз, (протянет) руку Свою, чтобы возвратить остаток народа Своего … И подаст Он знак народам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных из Иудеи соберет от четырех концов земли» (Иешаяу 11:11).

Выводить материалы