Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Евреи молятся за благополучие государства, в котором они живут. А если эти государства ведут войну?

Темы: Война, Молитва, Диаспора, Яков Шуб

Отложить Отложено

Доброе время суток! Хочу спросить по поводу молитвы за страну проживания (приводится в некоторых сидурах внутри чтения Торы в Субботу). Какова история данной молитвы? Хочу также найти текст этой молитвы, «заточенный» под Украину, или, как минимум, универсальный, с возможностью вставки названия страны. Я видел текст этой молитвы в двух сидурах: Коль-Йосеф — универсальный; Шма Исраэль — «заточенный» под Российскую Федерацию. Ицхак

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Ицхак,

Большое спасибо за Ваш вопрос. На протяжении многолетней истории еврейских общин в Диаспоре отношения между евреями и властями государств, где они проживали, были различными. В одних местах евреи страдали от притеснений, непомерных налогов и враждебности со стороны местного населения, в других — пользовались относительной политической и экономической свободой.

При этом мы видим разнообразные молитвы за благополучие государства, в котором в тот момент проживали евреи. Эти молитвы, как правило, произносились в различных общинах во время субботней молитвы после традиционного чтения Торы. Уже у пророка Ирмиягу (29:7) мы находим намек на этот обычай. Пророк, обращаясь к евреям, находящимся в вавилонском изгнании, говорит: «И просите мира (для) того города, в который Я изгнал вас, и молитесь за него Г-споду, ибо при его благополучии и вы будете благополучны».

Кроме чисто формального выражения лояльности существующей власти, эти молитвы имеют и «практический» аспект. Обратимся к трактату Пиркей Авот («Поучения Отцов»), который занимается морально-этическими аспектами еврейской жизни. Мишна (3:2) сообщает: «Раби Ханина, заместитель первосвященников, говорил: “Молись о благополучии властей, ведь если бы не страх перед ними, люди живьем глотали бы друг друга”».

В объяснении этой Мишны приводится пророчество Хавакука (1:14), который говорит, что люди станут подобны морским рыбам. В море та рыба, которая крупнее, заглатывает более мелкую. Так и люди: если бы не страх пред властями, сильные «заглатывали» бы более слабых (комментарий Рава Овадьи Бартанура). Иными словами, худая власть лучше доброго безвластия.

Как правило, основу молитвы за благополучие страны проживания составляет традиционный текст, датируемый приблизительно 14-м веком, который начинается словами: «Дарующий спасение царям и власть князьям, Царство Его — Царство всех миров. Вызволяющий раба Своего Давида от злого меча, Указывающий в море путь и тропу в могучих водах, да благословит … (например, президента, правительство и т.п.) данной страны». Текст этой молитвы можно найти в русском издании молитвенника Коль Йосеф (Атрскролл). Следует отметить: существуют различные обычаи — читать эти молитвы или нет, и текст их также не является установленным и может меняться (незначительно) от общины к общине. Так, например, в молитвеннике Шма Исраэль можно найти текст, адаптированный для Российской Федерации.

Испокон веков евреи в Диаспоре желают установления достойных добрососедских отношений как с властями, так и с жителями государств, в которых проживают. И, наоборот, отношение властей к евреям является лакмусовой бумажкой стабильности в стране. Ведь часто, как только политическая или экономическая ситуация в стране ухудшается, в этом обвиняют евреев.

В заключение хотелось бы привести известный рассказ. Дело было во время Первой мировой войны, немецких евреев заподозрили в сочувствии врагу — французам, и над ними нависла угроза. Одному из известных раввинов Германии удалось добиться аудиенции у немецкого кайзера, чтобы попросить его смилостивиться над евреями. На встрече раввин утверждал, что подозрения против евреев совершенно необоснованны. Евреи, наоборот, каждую субботу молятся за благополучие немецкого государства, и не просто так, а при Свитке Торы, что говорит о полной искренности их намерений. На что кайзер, не растерявшись, со смехом ответил: «Знаю я вас, евреев… А ведь ваши собратья во Франции так же искренне молятся за благополучие Франции».

Поразмыслив, раввин ответил: «В молитве о благополучии государства сказано: “Указывающий в море путь и тропу в могучих водах…” Почему мудрецы использовали именно такую метафору? Потому, что в море невозможно “проложить путь”, там всегда есть противоречие желаний и намерений, например, одни корабли плывут из Европы в Америку, а другие, наоборот, в Европу. А ведь каждый нуждается в попутном ветре и страстно молится об этом Всевышнему. Всевышний же, в Своей мудрости, устраивает так, что и те, и другие достигают своей цели и остаются довольны… Поэтому нет противоречия между молитвами евреев Германии и Франции. Ведь в силах Всевышнего сделать так, чтобы оба государства были довольны».

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Он был ближайшим советником персидского царя Дария, но, узнав, что иерусалимская община приходит в упадок, Нехемья попросил царя послать его в Иудею, чтобы помочь восстановить ее. Читать дальше