Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тому, кто причинил тебе много зла, не следует мстить, не следует припоминать ему этого — таков закон сынов Израиля, чистых сердцем»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 10

Говорится в Преданиях мудрецов Талмуда: «Сказал Святой, благословен Он, Израилю: “Дети Мои! Если вы хотите спастись от ада, остерегайтесь злоязычия!”» И на первый взгляд непонятны эти слова. Кто же не захочет спастись от огня?

А на самом деле в этом-то и состоит ответ. Если человек не старается уберечься от злоязычия, говоря, что не в силах удержаться, — это и есть верный признак того, что он на самом деле не боится адского пламени или не верит в то, что злоязычие запрещено Б-гом.

И доказательство этому — в истории одного человека, которого обвинили в том, что он вел неподобающие речи и нарушил требование Писания: «Бойся Б-га, сын мой, и царя». И как же он перепугался, когда, бросившись к юристам и адвокатам, узнал, что, вполне может случиться, его осудят на пятнадцать лет каторги или вообще казнят, Б-же упаси. И он продал свой дом и все имущество и все деньги истратил на поиски возможности оправдаться и снять с себя ложное обвинение.

А теперь давайте решим, что страшнее: неугасимый адский огонь, даже если он всего лишь таков же, как здешний (а ведь на самом деле он в шестьдесят раз сильнее нашего огня даже на первом уровне ада; злоязычники же получают, по словам мудрецов Талмуда, наказание на третьем!), — или пятнадцать лет каторги? Ведь есть люди, которые провели на каторге несколько лет, а затем вернулись домой. И сказал Нахманид, что один лишь час ада страшнее всех мучений, что перенес Иов. А сколько времени придется страдать в аду за злоязычие, мы не знаем. И даже если душа сгорает и становится золой в ужасном огне первого уровня ада, ее творят заново, еще и еще раз, пока все ее прегрешения не исчерпаются.

Поэтому действительно человек может вести себя таким образом лишь по одной из двух причин. Возможно, его злое начало отяжеляет его сердце, как сердце фараона, царя Египетского, не давая ни на миг задуматься о том, что ждет его душу. Поэтому не приходит ему мысль о раскаянии, и нисколько не опасается он наказания в аду и не желает представить его себе. Или же, может быть, он не верит, что отказ от злоязычия — это Б-жья заповедь, за нарушение которой придется ему держать ответ.

Зехор ле-Мирьям, 14


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.

Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.

Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

На тему недельной главы. Хаей Сара 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.