Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9

Лучше чтобы еврей остался в России или ехал в Америку?

Отложить Отложено

 - Что лучше, чтобы еврей остался в России или ехал в Америку? – спросили в 1980 году Илью Эссаса во время его урока Торы, который проходил у меня дома в Москве.

   - Лучше, чтобы он остался в России, - ответил Илья. – В Америке у него больше шансов ассимилироваться и исчезнуть как еврею. В России же есть пятая графа в паспорте, дискриминация, государственный антисемитизм и антисемиты, которые напомнят ему о его еврействе, даже если он попытается о нем забыть...  


 

Рав Арон Ракефет дает урок Талмуда в моем доме в Москве: рав Ракефет, Лев Кацин, Миша Кари-Иванов, Илья Эссас.

В целом, борющиеся за выезд в Израиль активисты, относились с осуждением к тем евреям,  которые выезжали в США.  

Как можно уважать людей, которые всех обманули? – возмущались они. Эти люди попросили, чтобы им выслали приглашение на выезд в Израиль, а не в Америку. Они воспользовались плодами героической борьбы советских евреев за выезд на свою историческую Родину, пошли в ОВИР и подали документы на выезд в Израиль. Достаточно вспомнить героев ленинградского дела, которые  пытались угнать самолет, и пробили брешь в «железном занавесе», да и многих других евреев, которые пошли в тюрьмы во имя этой борьбы.

Если они так хотят уехать в Америку, то почему не добиваются права на эмиграцию в эту страну? – вопрошали сионисты. Однако эта категория евреев не была вдохновлена идей, ради которой они были готовы пойти на борьбу с системой. Получив израильские визы в голландском посольстве, они заявляли в Вене, что хотят жить в США.

Потому их называли ношрим, что означало на иврите отпадающие. Подобно листьям, падающим с дерева, они отпадали от общего потока евреев, которые возвращались к своему народу в Израиле.

Однако маленький ручеек отъезжающих в Америку превратился за несколько лет в мощный поток. К 1981 году 99.8 евреев из Москвы и Ленинграда ехали в Америку, а из Одессы все 100 процентов.

В среде друзей и учеников Ильи Эссава, которые изучали Тору в Москве, к ношрим относились с явным осуждением. Если кто-то из наших друзей заявлял, что собирается ехать в США, то мы просто переставали с ним общаться, считая предателем.

Мне казалось, что само явление неширы – отсева советских евреев в Америку, является повторением исторической ошибки, описанного в Торе греха разведчиков.

После Исхода евреев из Египта, разведчики вернулись из сорокадневного путешествия по стране Ханаанской и сказали евреям, находящимся еще в Синайской пустыне: «Силен народ, живущий на земле той, и велики его укрепленные города... не сможем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас» (Бамидбар 13:28-31).   

Выехавшие в семидесятые годы в Израиль евреи писали своим друзьям и близким письма, в которых описывали реальности жизни: трудности найти работу, тем более по специальности, опасность войны и террор, необходимость службы в армии. И эти письма, больше чем советская пропаганда, заставляли людей задуматься о целесообразности переезда в Израиль.   

Мне казалось, что выезд евреев из СССР – это великое чудо, которое произошло во имя возвращения народа на свою Землю. И если народ использует пробитую в «железном занавесе» брешь не для возвращения домой, а для переезда в другое более комфортабельное изгнание, то выезд прекратится. Что и произошло, когда испортились отношения СССР с Западом в связи с советским вторжением в Афганистан...    

В праздник Пурим 1981 года я получил визу и вылетел со своей семьей из Москвы в Вену. В аэропорту нас встречали работники Сохнута. Мы были единственной семьей заявившей о желании продолжить путь в Израиль. Все остальные предпочли ехать в Америку. Всех нас отправили в одно здание, в котором одни ожидали вылета в Израиль, а другие в Италию, по дороге в США.

Впервые за несколько лет я мог разговаривать с евреями, не опасаясь ареста, и, конечно же, воспользовался этой возможностью. Я рассказывал собиравшимся ехать в Америку о Торе, и о том, почему я еду в Израиль. Работники Сохнута также проводили просветительскую работу. Однажды они показывали фильм об Израиле, который комментировала одна сотрудница Сохнута. В частности она сказала, что Израиль – свободная страна, в которой мы делаем, что хотим: «Вот мы едим в субботу на пляж, а вот мы едим свинину!»

Тогда встал один грузинский еврей и спросил: «Так, что же вы меня свининой хотите заманить в Израиль?»

Я конечно же тоже выразил свое мнение, после которого эта работница пригласила меня и мою маму на собеседование. «Вы мешаете нам работать, - заявила она. – Мы хотим, чтобы советские евреи помогли выкинуть религиозных из Кнессета, а вы тут рассказываете им о Торе»...

В следующих постах я расскажу о своих впечатлениях об Израиле и Америке. Пока же буду рад познакомиться с Вашими мыслями.

 

Теги: Тора, Израиль, отказники, алия