Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Рим – преемник Эдома

В Талмуде и мидрашах четко зафиксирована позиция наших мудрецов о том, что Рим, Римская держава — духовный наследник Эдома-Эсава, антипода народа Яакова-Израиля.

Оглавление

Рим — преемник Эдома [↑]

В Талмуде Рим часто называют «царством Эдома». Сегодня мир полон «царствами», и многие из них являются частями царства Эдома, центр которого — Рим.

Четыре изгнания [↑]

Мидраш Раба(Берешит 1:4) говорит о четырех царствах, которые будут властвовать над еврейским народом, и указывает их в таком порядке: Вавилон, Персия, Греция, Рим-Эдом.

Вот что говорится во 2-й главе книги Даниэль про изгнание Эдома, последнее из четырех: «А четвертое царство будет сильным, подобно железу; и словно железо, что плющит, крошит и разбивает все, оно, что железо всесокрушающее, всех разобьет и сокрушит». Мидраш поясняет, что «Четвертое царство» — царство Эдома; а железо — это его мощь, громадность и многочисленность армий.

Согласно Талмуду(Авода Зара 2 б), в будущем народы мира попытаются заявить, что заслуживают награду от Б-га за построение своих цивилизаций. Конкретно упоминаются два народа, цивилизации которых просуществуют до прихода Машиаха: римляне и персы.

Эдом [↑]

Эдом, он же Эсав — сын праотца Ицхака и его жены Ривки, старший брат-близнец Яакова. Имя «Эсав» он получил из-за того, что при рождении был сформирован (от ивр. «асуй» — буквально «сделан», «сформирован») и был рожден волосатым. Прозвище «Эдом» на иврите это означает «красный» — Эсав получил после того, как продал право первородства брату Яакову за красную чечевичную похлебку.

Эсав известен своим аморальным поведением, в противоположность Яакову, который во всем следовал моральным принципам своего отца и деда Авраама. Эсав был грубым, двуличным и воинственным. От Яакова произошел еврейский народ, от Эсава — эдомитяне — их еще называли идумеями, и поселились они изначально в области, называемой Идумея, которая предположительно находилась на юге, юго-востоке от Земли Израиля. Между евреями и эдомитянами была вечная вражда, так как они всегда являлись полной противоположностью друг другу.

Связь между Эдомом и Римом [↑]

В мидрашах описывается следующее. Когда Йосеф шел из Египта в Хеврон хоронить своего отца Яакова, похоронную процессию встретил Цафо, сын Элифаза, сына Эсава, и вступил с ними в бой, оспаривая право на место в пещере Махпела. Йосеф, предвидя это, взял с собой вооруженную охрану, которой удалось одолеть нападавших. При этом Цафо и его приближенные были взяты в плен и приведены в Египет, где Цафо находился в заключении все дни жизни Йосефа.

После смерти Йосефа Цафо бежал и стал правителем Рима, а впоследствии и всей Италии.

В Талмуде приводится агада, что в час, когда царь Шломо (Соломон) взял в жены дочь фараона [и в Израильском царстве появился интерес к чуждым для иудаизма культам идолопоклонства], сошел с неба ангел и воткнул в море длинный шест, вокруг него потом над уровнем моря поднялось место, на котором был основан город Рим — а много веков спустя именно римляне разрушат Иерусалимский Храм и изгонят евреев со Святой Земли (Шабат 56б, Раши; Санхедрин 21б; Седер адорот).

Таким образом, мидраши дают нам понять преемственность Рима по отношению к Эдому и духовную причину его возвышения: сила Эсава-Эдома — в духовной слабости еврейского народа.

Ассирийский царь Санхерив, примерно за сто лет до разрушения Первого Храма, занимался тем, что переселял жителей одних стран на территории других, иногда полностью, иногда частично. Таким образом народы перемешивались и ассимилировались. И вот тогда-то, как пишет Виленский Гаон(в комментарии к книге Диврей а-Йамим), Санхерив поселил потомков Эдома в Риме.

Во II-м веке до н.э. еврейский царь Иоханан Гиркан покорил Эдом и заставил его жителей принять иудаизм. Насильно обращенные в еврейство, но в душе ненавидящие его, эдомитяне принесли немало бедствий еврейскому народу и государству эпохи Второго Храма, что, в конечном итоге, привело к разрушению Храма. Эдомитянин Антипатр, став прокуратором Иудеи, сделал старшего своего сына Фасаила правителем Иерусалима и его окрестностей, а управление Галилеей отдал второму сыну, 15-летнему Ироду, позже ставшему царем Иудеи.

По свидетельству Иосифа Флавия, во время осады Иерусалима Титом, 20000 эдомитян, будучи призваны в Иерусалим для защиты города, вырезали стражу Храма и произвели грабеж. Это — последнее деяние эдомитян, известное истории. После падения Иерусалима «Эдомом» уже обозначается не народ-эдомитяне, а Рим как смертельный враг еврейства. Рим — как символ того Рима, который завоевал Иудею и пытался уничтожить еврейские традиции, национальную гордость евреев. Тот Рим, который на месте священного города Иерусалима построил языческую столицу Элию Капитолину, куда евреям было воспрещено входить под страхом смертной казни.

Последнее изгнание еврейского народа [↑]

Наш праотец Яаков, увидев во сне «лестницу, уходящую в небо», не зря воскликнул: «Как страшно это место!» (Берешит, 28:17).

Мидраш объясняет, что во сне ему показали историю еврейского народа. И когда начал подниматься ангел, олицетворяющий Эдом, то конца этому подъему не было видно: это страшное указание на галут Эдома — римское изгнание. С момента разрушения Второго Храма и до сих пор длится оно: самое тяжелое и самое долгое из четырех.

Объясняя слова пророка Йехезкеля «Вот я — против тебя, Гог, князь верховный Мэшеха и Туваля!» (книга Йехезкеля, 38:3). Пишет Мальбим: «Cыны Эдомa paзpушили Bторой Храм, и с ними были Мэшех и Туваль; римляне-разрушители стояли во главе народов, которые впоследствии на основе принятой ими peлигии (христианства) получили общее имя Эдом».

Радак указывал на этническую связь римлян с эдомитянами. Но когда мы говорим о Риме как о преемнике Эдома, мы в первую очередь имеем в виду духовную суть. Эдом — полная противоположность Яакова, его антипод. Мудрецы Талмуда отчетливо видели в Римской империи антипод Израиля. Им было ясно, что между двумя народами не может быть мира, как не было его между Яаковом и Эсавом-Эдомом.

Сходство между образом Эдома в Торе и национальным характером Рима очевидно: культ грубой силы, презрение к человеку и его духовному миру при внешнем уважении к религии, наукам и искусству.

В Талмуде приводится сравнение каждого из изгнаний с каким-то некошерным животным. Рим сравнивается со свиньей — единственным животным, которое внешне кажется кошерным — у нее раздвоенные копыта, и она как бы «выставляет их напоказ». Свинья — символ двуличия, и не удивительно, что изображение ощетинившегося или бегущего вепря — дикой свиньи — часто встречается на знаменах Римских легионеров.

Суть изгнания — не только физическое подчинение другому народу, но и подверженность его духовному влиянию. Началось последнее изгнание с господства Рима, который разрушил наш Храм, а Риму наследовала западная христианская цивилизация: Европа, включая Россию, и Америка.

Как известно, в последнем изгнании мы оказались — и по сей день остаемся — из-за «беспричинной ненависти». Эта ненависть породила как крестовые походы и погромы, так и фашизм, и коммунизм. Более того, и та часть Западной цивилизации, которая свято верит в идеи демократии, на самом деле тоже является одним из ответвлений этого царства.

В каждом изгнании еврейский народ в чем-то уподобляется той цивилизации, которая его порабощает. В этом изгнании мы уподобляемся Эдому. Пишет Раши(Берешит 46:26), что Тора называет шесть членов семьи Эсава «душами», но семьдесят членов семьи Яакова — «душой», ибо те разобщены и верят каждый в свое божество или идеологию, а эти — едины. В духовном отношении Рим воздействует на нас и затягивает в свою крайность, заражает своими идеями, передает свой характер, разобщает нас.

Распад Римской Империи и зарождение христианства [↑]

Высокомерное презрение и бесчеловечная жестокость к побежденным сопутствовали экспансии Римской империи. Завоеванные Римом народы страдали от гнета поработителей без всякой надежды на избавление. Иногда рабы не выдерживали и восставали против невыносимых условий жизни, тогда их подвергали мучительной и позорной казни на крестах, которые тысячами стояли вдоль римских дорог.

В такой атмосфере люди вновь обращались к этическим ценностям. Их спасала надежда на то, что избавление придет от Б-га, требующего исполнения моральных норм.

В конечном распаде Римской империи очень важную, хотя и трагическую, роль сыграл еврейский народ. К концу существования Второго Храма, когда население Иудеи под управлением римских прокураторов было доведено до нищеты, в среде евреев появились общины, проповедовавшие, в отличие от греко-римского гедонизма, воздержанную и чистую жизнь.

Так как приход Мессии и конечное избавление Израиля являются основополагающими принципами еврейской религии, понятно, что многие евреи потянулись к лидерам сект, претендовавших на мессианство. Одним из них, видимо, был Иисус из Назарета.

Другой лидер секты жил в глубокой еврейской провинции, в Галилее. Он стал говорить людям, что каждый человек должен подготовиться к эпохе царства небесного, «малхут шамаим», а для этого — смыть с себя ритуальную нечистоту, очистившись в водах миквы или в реке. Так один еврей Йоханан окунул в реку другого еврея Иисуса, что послужило началом возникновения христианства, которое вскоре стало главным притеснителем евреев.

Эра христианства [↑]

Христианская идея, вобравшая в себя некоторые элементы учения Торы и соединившая их с другими верованиями, получила широкое распространение и начала оказывать существенное влияние на мировоззрение граждан Рима и населения римских провинций. Год от года число христиан непрерывно росло. Через триста лет Рим увидел в христианстве идею, способную спасти Империю.

В IV-м веке новой эры император Константин принял христианство в качестве официальной религии Римской империи. Этот шаг был вызван угрозой катастрофического распада государства и опасностью нашествия персов и германских племен. Последнюю надежду Константин возлагал на массовое обращение в новую веру.

В результате христианство распространилось по всей Римской империи, с этого момента история человечества потекла в другом направлении, и эти изменения оказали судьбоносное влияние на евреев.

Христианство из мученической религии превратилось в религию мучителей. Молодая религия отличалась воинственностью. Она завоевала Европу не силой убеждения, а мечом императора. Как только христианство окрепло, иудаизм был объявлен еретической сектой и его распространение запретили под страхом смерти. Остальные верования безжалостно преследовались и были вскоре уничтожены. Началось победное шествие христианства по Европе. Перед саксами, франками и другими племенами ставился выбор: крещение или смерть.

Священная Римская Империя [↑]

Шли века, а лавры Рима не давали покоя христианской цивилизации. В конце X-го века н.э. появляется просуществовавшая семь с лишним веков Священная Римская империя — государственное образование, объединявшее многие территории Европы.

Новая империя претендовала на преемственность античной Римской империи и Франкской империи Карла Великого, пытаясь стать универсальным государственным образованием, объединяющим весь европейский христианский мир.

Первый монарх Священной Римской империи провозгласил себя «императором римлян и франков». Хотя ядром империи всегда являлась Германия, её сакральным центром был Рим: в этом городе проводились коронации императоров и именно из Рима проистекала их «божественная власть». Рим стал столицей Папской области еще в VIII-м веке, да и сейчас, как известно, Ватиканская резиденция Папы Римского продолжает находиться там же.

Деяния Рима-Эдома против евреев [↑]

Когда христиане отвоевали Испанию у мусульман, на евреев обрушились ужасы инквизиции, костров и изгнания.

Погромы Богдана Хмельницкого, петлюровцев и махновцев были ударами, нанесенными христианами-европейцами (Римом).

К XX-му веку Эдом достиг пика своего могущества. Европейцы колонизировали весь мир, а также добились невиданного доселе научно-технического прогресса. Они уверовали в свое превосходство и право покорять — а то и уничтожать — других.

Идеи фашизма зародились именно в Риме и — не случайно, а вновь в качестве возрождения Римской империи. Недаром Муссолини выбрал в качестве символа своего политического движения фасции или фаши — атрибут власти Римского императора.

После Второй мировой войны Рим-Эдом метнулся в противоположную крайность. Теперь белые европейцы-христиане не презирают другие расы, а наоборот, вечно виноваты перед ними и должны им. Теперь они стремятся не строить расово «чистое» общество, а, наоборот, поощрять «многообразие», мульти-культурность и космополитизм.

В физическом отношении, евреям стало немного легче. Они могут пока что продолжать жить в странах Эдома, не подвергаясь постоянной опасности. Антисемитизм не исчез, но он был дискредитирован нацизмом, вышел из моды и стал осуждаться.

Когда Рим-Эдом отошел от религии, уверовав в свою науку и в собственную способность построить рай на земле, он стал опасен в другой своей ипостаси: идолопоклонстве.

Огромная опасность для евреев, которую нес фашизм, в подтверждениях не нуждается: фашисты стремились евреев физически уничтожить. Другие воплощения Рима-Эдома: коммунизм, «американская мечта», демократия — несут в себе духовную опасность, соблазняя евреев то «всеобщим братством», то равенством возможностей, то собственным всемогуществом. Те, кто попал под его влияние, оставили религию и ассимилировались, а часто и сами встали в авангарде очередного «…изма».

«Американская мечта» продолжает манить по сей день. Евреям в США живется хорошо, и они тоже стали частью интеллектуальной элиты, но в результате ассимиляции их потери исчисляются миллионами.

Рим вXX-м веке

Начиная с XX-го века христианство уже больше не является решающей силой. Теперь ход мировой истории определяется взаимодействием различных нехристианских цивилизаций: СССР, коммунистический Китай, миллионы язычников-африканцев, сотни миллионов мусульман, буддистов, индуистов.

На изменение соотношения сил на мировой арене чутко откликнулась церковь, особенно римская. Новое распределение религиозных сил явилось причиной появления экуменизма — всехристианского единства. Это подтверждает провозглашенный недавно Ватиканом принцип свободы совести, о котором христианство не вспоминало все 16 веков своего официального существования.

Конечное избавление после царствования Рима-Эдома [↑]

Как «тьма сгущается перед рассветом», так и Вс-вышний даст нам полное Избавление после самого длинного и тяжелого изгнания. Как пишет Мальбим, в конце дней Он соберет на месте преступления сынов Эдома и сынов Ишмаэля, в чьи страны был изгнан народ Израиля и где он вынес неимоверные страдания.

Наше Избавление придет после того, как Ишмаэль (арабские страны) приобретет силу, сопоставимую с силой Эдома (Запада). И поэтому мы поем в ханукальной песне «Маоз цур»: «Поставь Адмона (т.е. Эдом) в тень Цалмона». Цалмон — объясняют мудрецы — это Ишмаэль. Быстрая исламизация, наблюдаемая сегодня в Европе, уже набросила свою тень на Западный мир Эдома.

Выводить материалы