Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как смерть десяти мудрецов связана с Йом Кипуром?

Темы: Мудрецы, Йосеф, Страдания, Наказание, Йом Кипур, Переселение душ, Молитва, Праведники, Рав Натан Агрес, Рим

Отложить Отложено

В молитве Йом Кипура в конце повторения кантора упоминается отрывок о мучительной смерти десяти великих мудрецов Израиля (рабби Акивы и др.), казненных римлянами. Мой вопрос: как эти трагические события связны с Йом Кипуром? Этот же отрывок мы говорим в траурный пост Девятого Ава, и здесь все понятно — ведь в этот день мы скорбим обо всех бедах и несчастьях, порожденных разрушением Храма и изгнанием, но вот связь с Днем Искупления не совсем ясна. Заранее большое спасибо.

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за интересный и важный вопрос. Чтобы разобрать его нам необходимо предварить несколько ключевых моментов.

В День Искупления Всевышний очищает нас от наших грехов, дарует спасение от духовных недугов, в которых мы погрязли в течение прошедшего года. В этот день на наши души излучается особый целительный свет, позволяющий человеку заново взглянуть на самого себя и осознать, что по своей сути он полон добра и чистых порывов, а все его промахи и падения — не более чем поверхностный слой грязи, с легкостью смываемый искренними слезами раскаяния.

Формы искупления греха

Однако не все грехи полностью искупаются раскаянием (тшува) и Днем Искупления. Талмуд в трактате Йома (86а) говорит о четырех уровнях греха, различных по степени своей тяжести и, соответственно, требующих разных путей искупления. Есть погрешности, для исправления которых достаточно одного лишь раскаяния, для более тяжких — необходимо пройти очищение в Йом Кипур, а есть такие, что вдобавок к этому искупаются страданиями. Самые же строгие из них не искупаются полностью до смерти грешника.

Единство еврейского народа

По простой схеме каждый сам ответственен за свои грехи. Однако существует понятие арвут — обоюдной ответственности всех евреев друг за друга. Корень этого понятия связан с тем фактом, что, в сущности, все евреи являются как бы ответвлениями одной общей души, т.е. в принципе представляют собой единое целое, на что намекает Писание (Шмуэль II, 7:23): «Кто подобен народу Твоему Израилю — единому народу на земле».

В силу этого, иногда один еврей своими страданиями может искупить (по крайней мере, частично) грехи другого! Тем более если речь идет о большом праведнике — его страдания[1] способны «заступиться» за весь народ, и даже на будущие поколения (ведь и они тоже частички той самой единой души).

Именно поэтому мучительная смерть великих мудрецов Израиля рассматривается не столько как их личная провинность, а как искупление грехов всего народа, причем не только их современников, но и всех будущих поколений[2].

Однако для того, чтобы «наладить связь» между поколениями и удостоиться прощения в заслугу их страданий, нам необходимо «приобщиться» к тем событиям, мысленно и эмоционально. Именно поэтому мы и упоминаем об их смерти в День Искупления. Проливая слезы и сострадая об этом, мы должны напомнить самим себе, что грехи наших предков и наши грехи лежат в основе их неимоверных страданий, и само это осознание призвано усилить наше раскаяние и очищение от греха.

Об этом мы молим в заключительной части данного отрывка: «Вот что постигло нас, и повествую об этом снова и снова, мы изливаем наше сокрушенное скорбящее сердце. Внемли же с Небес мольбе нашей, воззри же с Небес, Милосердный, — на кровь праведников, пролитую до последней капли! Взгляни из-за завесы Твоей и удали пятна (наших грехов), о Всесильный Царь, восседающий на престоле милосердия!».

Два основных греха

Однако все вышесказанное — это только общий ответ, за которым кроется более глубокое понимание.

В центральной части молитвы Амида в Йом Кипур сказано: «Ибо Ты (Г-сподь) извиняешь Израилю и прощаешь коленам Йешуруна из поколения в поколение…». На первый взгляд эта фраза кажется удвоенной — зачем упоминать и извинение Израилю, и прощение его коленам?

Разъяснение этому находим в книге «Мешех Хохма»[3] (на Ваикра гл. 16). Основываясь на древних мидрашах, автор доказывает, что в истории еврейского народа были совершены два очень тяжких греха, последствия которых отразились на общности Израиля во всех его поколениях, вплоть до полного исправления с приходом Машиаха! Речь идет о грехе золотого тельца и о продаже Йосефа его братьями.

Известно, что заповеди Торы делятся на «бейн адам ле-Маком» — «между человеком и Всевышним», и «бейн адам ле-хаверо» — «между человеком и человеком». Нетрудно заметить, что указанные грехи относятся к этим двум областям. Грех золотого тельца, хотя и не был идолопоклонством в обычном значении этого слова (поскольку телец служил им всего лишь «заменой» пропавшего Моше), касался понимания путей управления Творца этим миром и Его отношения к людям, а грех продажи Йосефа был следствием братской ненависти и внутреннего раздора[4].

Поэтому любые грехи Израиля из области «человек и Всевышний» как бы проистекают из духовного корня греха золотого тельца, а грехи «между человеком и человеком» берут свое начало в раздоре между братьями, разразившемся еще на самой заре зарождения еврейского народа!

Соответственно, и искупление Йом Кипура, включающее в себя очищение от всех видов грехов[5], имеет прямое отношение к этим двум «корневым» грехам, и именно это имеется в виду в упомянутом отрывке.

«Ибо Ты (Г-сподь) извиняешь (салхан) Израилю и прощаешь (махалан) коленам Йешуруна из поколения в поколение…». Про грех золотого тельца сказано в Торе: «Вот всесильный[6] твой, Израиль», а после того, как Моше молил Творца простить народ, он получил ответ: «Салахти (извинил Я) по слову твоему». Первая часть фразы относится к исправлению греха золотого тельца «салхан ле-Исраэль», а вторая — к исправлению греха продажи Йосефа, поэтому в ней упоминаются «колена Йешуруна», чтобы намекнуть на родоначальников колен, продавших своего брата[7]. Процесс этого исправления продолжается из поколения в поколение, как было сказано выше[8].

Искупление за продажу Йосефа

Теперь вернемся к главной теме нашей статьи — трагической смерти десяти праведников Израиля. В самом начале упомянутого отрывка сказано так: «Проглотили нас нечестивые, как глотают лепешку, не дав ей допечься. В дни властителя (Адриана) не было спасения десяти мученикам… Когда ознакомился он со стихом “Кто украдет человека и продаст его, должен быть предан смерти”, созрел у него коварный замысел. В безмерной надменности повелел наполнить чертог свой ботинками (намек на то, что Йосеф был продан “за пару башмаков” (см. Амос 2:6)) и призвал десять великих мудрецов, знатоков и толкователей закона. И сказал им: “Изъясните правдиво закон этот, не извращая истины. Какому наказанию подлежит человек, который похитил какого-либо из братьев своих, и поработил и продал его? И когда те ответили, что похититель подлежит смерти, сказал он: Каковы тогда предки ваши, что продали брата своего каравану ишмаэльтян, отдав его за пару башмаков! Примите же вы на себя небесную кару, ибо с тех времен не было мужей подобных вам. Если бы предки ваши были живы, я бы осудил их пред вами, теперь же вы должны понести наказание за предков ваших!”.» Далее говорится, что мудрецам стало известно, что действительно таков приговор Высшего Суда, и они с повиновением приняли на себя эти страдания.

Мы видим, что их смерть связана с продажей Йосефа. А в книгах тайного учения сказано, что эти десять праведников были перевоплощением душ братьев Йосефа[9], т.е. эта кара полагалась им самим за содеянное в прошлых реинкарнациях! Выше было сказано, что причиной их страданий были грехи народа, и в этом нет противоречия! Для того, чтобы наказать человека в новой жизни за грехи «прошлого», необходимо за что-то «уцепиться»; если бы не грехи народа (в особенности в области «между человеком и человеком»), Мере Суда не было бы к чему придраться, поскольку сами эти люди были предельно чисты и праведны. Но будучи ответственными за свое поколение, они понесли кару и за то, что было совершено в далеком прошлом.

Однако в полной мере грех все еще не был исправлен, поскольку весь еврейский народ, являясь потомками братьев Йосефа, как бы унаследовал от них какой-то духовный недостаток, поэтому и его исправление возложено непосредственно на каждого из нас. И все же смерть великих праведников позитивно повлияла на весь народ во всех его поколениях! Поэтому, как говорилось выше, упоминая их смерть в Йом Кипур и скорбя о ней, мы приобщаемся к этому исправлению и в их заслугу очищаемся от недугов души, в особенности в том, что касается отношений между людьми.

С надеждой на всеобщий духовный подъем нашего народа,

С уважением, Натан Агрес



[1] В рамках данного ответа мы не будем входить в тему страданий праведников, как они соответствуют Высшей справедливости. Однако в отношении данного случая ситуация немного прояснится ниже.

[2] Как говорят наши мудрецы: «У лжи нет опоры», именно поэтому буквы, составляющие слово «ложь» — «шекер», имеют только одну ножку при письме: ש-ק-ר. Тот, кто хочет «продать» свою ложь другим, должен примешать к ней какую-то толику истины; буквы, составляющие слово «истина» — «эмет», прочно стоят на двух ногах: א-מ-ת.

Поэтому и у христианского утверждения о всечеловеческом искуплении смертью одного еврея есть истинное основание, которое и послужило причиной приемлемости их, на первый взгляд, совершенно абсурдной идеи. Тем не менее, нет надобности говорить, что на этой «прочной» основе они взгромоздили много этажей лжи, полностью исказив истину…

[3] Рабби Меир Симха из Двинска (Даненгбург), один из величайших раввинов 19-20 веков.

[4] И этот грех не следует понимать буквально, поскольку его причиной были не просто чувства зависти и слепой ненависти, а глубокие, хотя и ошибочные, расчеты по отношению к Йосефу и его намерениям. Подробный разбор этого важного момента выходит за рамки этой статьи.

[5] Однако для исправления грехов по отношению к ближнему (кража, нанесение ущерба, словесная обида и т.д.) необходимо прежде всего добиться его полного прощения, т.к. без этого Йом Кипур не сможет их искупить (Мишна в трактате Йома 8:9).

[6] Как говорилось выше, имеется в виду, что с помощью этого «прибора» Всесильный воздействовал на процессы, сопровождавшие исход из Египта.

[7] Использование имени «Йешурун» (а не Яаков или Израиль), подчеркивающее прямоту еврейского народа (от корня «яшар» — «прямой»), возможно, призвано намекнуть на оправдывающий фактор в грехе продажи Йосефа — колена Израиля исправили этот недостаток после дарования Торы, как сказано (Дварим 33:5): «И был в Йешуруне царь (Всевышний), когда собрались главы народа и были вместе колена Израиля». Однако, как было сказано, исправление не было полным.

[8] Возможно, на постоянность этого процесса намекает также форма глаголов «извинять» и «прощать», использованная в настоящем времени с акцентом на постоянство: «салхан» и «махалан», а не «солеах» и «мохель», что говорит лишь об одноразовых актах прощения (Адмор из Ружина по трактату Бава Меция 33а).

[9] И хотя реально в продаже участвовали только девять из двенадцати братьев, ведь Биньямин, брат Йосефа по матери, был дома с отцом, а Реувен, наоборот, пытался спасти Йосефа и в момент продажи не находился там, тем не менее, поскольку с праведника Всевышний взимает по толщине волоса, была выдвинута претензия и самому Йосефу! Ненависть братьев была вызвана его поведением, когда он сообщал Яакову обо всех их недостатках. Намерения Йосефа были чисты, он хотел, чтобы Яаков наставил их на истинный путь, но само суждение об их ошибках иногда было ошибочно, да и открытая форма критики вызывала неприязнь с их стороны, поэтому и Йосефу пришлось расплачиваться за последствия. Перед нами один из многочисленных примеров глубины и строгости Высшего Суда…

Читайте на нашем сайте обзор по теме Йом Кипур

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше