Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9
Тема

Лестница Яакова

Праотец Яаков, заночевав в пределах Святой Земли, увидел во сне пророческое видение — лестницу от земли до Небес и ангелов, идущих по ней.

Оглавление

Лестница Яакова — Лестница в Небеса [↑]

Лестница Яакова — образ из пророческого сна праотца Яакова, описанный в Торе, в книге Берешит (Бытие). Эта лестница соединяла Небеса и Землю, а по ней поднимались и опускались ангелы. Лестница Яакова, она же Лестница в Небо, благодаря ее глубокому духовному смыслу и множеству толкований, стала довольно известным символом в мировой культуре, который не редко используется, например, в музыке, в кино или в литературе.

Попробуем разобраться и понять: что же такое Лестница Яакова на самом деле, каков ее истинный смысл и значение?

Объяснение первое [↑]

Вот как этот пророческий образ описан в Торе, в недельной главе «Ваеце» (Берешит, 28:10-13):

11. И достиг (того) места, и ночевал он там, ибо зашло солнце. И взял он из камней (того) места и положил себе изголовьем, и лег на том месте. 12. И снилось ему: и вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят по ней. 13. И вот Господь стоит над ним, и сказал Он: Я Господь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака! Землю, на которой ты лежишь, тебе дам ее и твоему потомству.

Итак, по пути из Святой Земли в Харан [предположительно, область Междуречья в районе границ Сирии и Ирака] Яаков заночевал в каком-то особенном месте и увидел этот сон.

Пишет Раши, что ангелы, сопровождавшие праведника Яакова на земле Исраэля, поднимаются наверх (т.к. они не выходят за ее пределы), а вместо них спускаются другие ангелы, чтобы сопровождать его за пределами Святой Земли.

Это же объяснение упоминается в Берешит раба 68.

Объяснение второе [↑]

Среди множества объяснений, что означает лестница, показанная Яакову в пророческом сне, есть и такой мидраш. Он приведен в Йалкут Шимони (из Мидраша Псикта дэ-рав Каана) на главу Ваеце, 121.

Вот слова мидраша:

Сказано (Ирмеяу 30, 10): «И ты не бойся, раб Мой, Яаков, — сказал Всевышний, — и не страшись, Исраэль…» Раби Берахья от имени раби Меира сказал: этот стих относится к следующей ситуации. Показал Святой, благословен Он, нашему праотцу Яакову ангела Бавеля (Вавилона) — поднимающегося и опускающегося, и ангела Мадая (Мидии) — поднимающегося и опускающегося, и Йавана (Греции) — поднимающегося и опускающегося, и Эдома (Рима) — поднимающегося и опускающегося. Сказал ему Святой, благословен Он: Яаков, и ты — поднимайся! В тот час убоялся Яаков, сказал: как эти опустились, так будет и со мной. Сказал ему Всевышний: не бойся, Исраэль, если ты поднимешься, не опустишься. Но не поверил Яаков и не поднялся… Сказал ему Святой, благословен Он: если бы ты поверил и поднялся, не опустился бы вовеки. Теперь же, поскольку ты не поверил и не поднялся, будут твои потомки порабощены этими четырьмя царствами в этом мире… Может быть, навсегда? — На это сказано (там же, у пророка Ирмеяу): «…и не страшись, Исраэль, ибо вот, спасу Я тебя издалека и потомство твоё — из страны пленения их; и возвратится Яаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет страшить его…»

Итак, согласно этому объяснению, ангелы во сне Яакова обозначают изгнания еврейского народа, а их падение (спуск с лестницы) — избавление. Лестница же предстает как символ всего исторического процесса, как еврейского народа в частности, так и других народов мира.

Действительно, вся история — это процесс постепенного обучения вере. Всех нас вместе и каждого по отдельности. И когда Всевышний обучит всех Своих воспитанников глубокой, чистой, лишенной любых сомнений вере (не торопясь, как терпеливый отец и воспитатель, мягко, учитывая возможности хрупких подопечных), тогда закончится программа этого мира.

Но вспомним, сколько было в течение всех этих тысячелетий «обучения» тех, кто закончил «с отличием» эту «школу», достойно выстоял в непростых испытаниях. Под угрозой потери имущества, ссылок, изгнаний — в одиночку, семьями, целыми общинами, всем народом. Готовых отдать жизнь, но остаться верными Всевышнему, и исполнивших это в реальности — десятками, сотнями, тысячами, миллионами — за всю историю еврейского народа, от праотца Авраама до нашего времени. А также — просто живущих, полагаясь на Всевышнего во всем, что бы ни происходило день за днем и год за годом, оберегая драгоценный дар близости к Нему. А если кто-то не смог сдать экзамены как должно, ему давались новые попытки, он возвращался для продолжения обучения и роста.

Мудрецы говорят нам, что Яаков опасался (в другой ситуации — при встрече с Эсавом), что какой-то грех, возможно, не замеченный им за собой, сделает недействительным обещание Всевышнего защищать его. Так и здесь, возможно, из-за великого трепета перед Всевышним, Яаков опасался, что не справится — он или кто-либо из его потомков. Ведь речь шла обо всем времени существования этого мира — о том, чтобы в полной «чистоте» пройти все испытания, предстоящие при крутом восхождении по лестнице, достигающей Небес. Но, так или иначе, как сказано в мидраше, Всевышний принял и выбор Яакова. И хотя этот путь оказался затяжным, Всевышний известил Яакова, что в конце пути все придут к освобождению и миру, к исполнению назначенного замысла.

Выводить материалы