Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Обидеть — никогда не сложно. Всегда сложно — не обидеть»Еврейская мудрость

Что обозначает лестница Яакова?

24 ноября 2017 года, темы: Лестница Яакова, Галут, Пророчество, Мидраш, Яаков, Рав Эльяким Залкинд, Ангел

Отложить Отложено

Во сне Яакова ангелы обозначают изгнания еврейского народа, а их падение — избавление. А что именно обозначает лестница, по которой не стал подниматься Яаков, так как боялся, что упадет, как и ангелы? Может быть, лестница — вся история еврейского народа, а ответ Яакова — недостаточная вера в защиту Всевышнего?

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Действительно, среди множества объяснений, что означает лестница, показанная Яакову в пророческом сне, есть и такой мидраш. Он приведен в Йалкут Шимони (из Мидраша Псикта дэ-рав Каана) на главу Вайеце, 121.

Вот слова мидраша:

Сказано: (Ирмеяу 30, 10): «И ты не бойся, раб Мой, Яаков, — сказал Всевышний, — и не страшись, Исраэль…» Раби Берахья от имени раби Меира сказал: этот стих относится к следующей ситуации. Показал Святой, благословен Он, нашему праотцу Яакову ангела Бавеля (Вавилона) — поднимающегося и опускающегося, и ангела Мадая (Мидии) — поднимающегося и опускающегося, и Йавана (Греции) — поднимающегося и опускающегося, и Эдома (Рима) — поднимающегося и опускающегося. Сказал ему Святой, благословен Он: Яаков, и ты — поднимайся! В тот час убоялся Яаков, сказал: как эти опустились, так будет и со мной. Сказал ему Всевышний: не бойся, Исраэль, если ты поднимешься, не опустишься. Но не поверил Яаков и не поднялся… Сказал ему Святой, благословен Он: если бы ты поверил и поднялся, не опустился бы вовеки. Теперь же, поскольку ты не поверил и не поднялся, будут твои потомки порабощены этими четырьмя царствами в этом мире… Может быть, навсегда? — На это сказано (там же, у пророка Ирмеяу): «…и не страшись, Исраэль, ибо вот, спасу Я тебя издалека и потомство твоё — из страны пленения их; и возвратится Яаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет страшить его…»

Да, вся история — это процесс постепенного обучения вере. Всех нас вместе и каждого по отдельности. И когда Всевышний обучит всех Своих воспитанников глубокой, чистой, лишенной любых сомнений вере (не торопясь, как терпеливый отец и воспитатель, мягко, учитывая возможности хрупких подопечных), тогда закончится программа этого мира.

Но вспомним, сколько было в течение всех этих тысячелетий «обучения» тех, кто закончил «с отличием» эту «школу», достойно выстоял в непростых испытаниях. Под угрозой потери имущества, ссылок, изгнаний — в одиночку, семьями, целыми общинами, всем народом. Готовых отдать жизнь, но остаться верными Всевышнему, и исполнивших это в реальности — десятками, сотнями, тысячами, миллионами — за всю историю еврейского народа, от праотца Авраама до нашего времени. А также — просто живущих, полагаясь на Всевышнего во всем, что бы ни происходило день за днем и год за годом, оберегая драгоценный дар близости к Нему. А если кто-то не смог сдать экзамены как должно, ему давались новые попытки, он возвращался для продолжения обучения и роста.

Мудрецы говорят нам, что Яаков опасался (в другой ситуации — при встрече с Эсавом), что какой-то грех, возможно, не замеченный им за собой, сделает недействительным обещание Всевышнего защищать его. Так и здесь, возможно, из-за великого трепета перед Всевышним, Яаков опасался, что не справится — он или кто-либо из его потомков. Ведь речь шла обо всем времени существования этого мира — о том, чтобы в полной «чистоте» пройти все испытания, предстоящие при крутом восхождении по лестнице, достигающей Небес. Но, так или иначе, как сказано в мидраше, Всевышний принял и выбор Яакова. И хотя этот путь оказался затяжным, Всевышний известил Яакова, что в конце пути все придут к освобождению и миру, к исполнению назначенного замысла.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше