Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто не поднимается — падает! Тот, кто не совершенстсвуется — теряет опору под ногами»Раби Аарон из Карлина

Рассказ + "Две модели мира"

Отложить Отложено

К раби Лейбу Хасману, когда он был уже очень старым, обратился один ученик с вопросом: что самое главное в жизни?

Рав начал ему объяснять и вдруг – протянул пустой стакан и попросил пойти к рабанит, своей жене, и сказать, чтобы сделала ему чая, а потом принести его сюда.

Ученик взял стакан и пошел к двери. Его остановил рав: скажи, почему ты бросился выполнять мою просьбу, ведь я еще не закончил с тобой говорить?

Тот смутился: но вы же меня сами попросили.

А почему не дослушал?

Тот ответил, как полагается людям, изучающим Тору и Талмуд, что хочет выполнить заповедь – помогать мудрецам.

На это рав сказал (поскольку ожидал именно такой ответ): в том, что я мудрец Торы, сильно сомневаюсь. Но вот каким должен быть правильный ответ: чтобы помочь другому человеку – например, такому старому, как я. Этого достаточно! И это главная обязанность еврея: искать возможность помочь другим – независимо от уровня их знаний в Торе.

** **

Рассказ взят с урока "Благие дела" на недельный раздел "Экев", который был записан ровно год назад.

А вот, кстати, вчера, на тот же раздел и примерно ту же тему была вывешена мной статья "Оглянись – вокруг люди". И в ней была сноска с предложением прочесть статью "Две модели мира" – но без адреса. Потому что на Толдот этой статьи на тот момент не было. Восполняю недостаток. Потому что тема-то та же самая!

** **

Две модели мира

 

Один человек живет в мире людей. Другой человек живет в мире Б‑га.

Понимать это надо следующим образом: один человек живет в мире, который ежесекундно делается людьми; другой человек живет в мире, который сделан Б‑гом.

Предлагается самое короткое и поверхностное размышление на эту тему.

Первый человек живет в мире людей, которых он наделяет свойством быть причиной всем его личным достижениям и бедам. Всем его неудовольствиям и воззрениям, симпатиям и разочарованиям. Он живет в мире людей, которые его окружают, и никого, кроме них, он вокруг не видит. Как в тесном лесу. Причем в этом, придуманном им лесном мире он сам – только один из многих, один из стволов. И ему надо не столько жить, сколько выжить, не выходя из леса.

Сам он может быть полным атеистом, и тогда Б‑гу в его мире делать нечего. При этом – и без приказаний Б‑га – он вполне может любить людей. А может их ненавидеть. Или относиться к ним как-то усредненно.

А может быть и верующим. Тогда Б‑г – всего лишь один из персонажей его мира. Пусть даже, наделенный несколько повышенными возможностями – как бессмертные олимпийцы у греков. С таким Б‑гом можно считаться, а можно убрать Его с глаз долой, договорившись – когда и где с ним в дальнейшем пересекаться. Но и при этом любовь нашего героя к людям ничем божественным не обусловлена. Т.е., для человека, живущего в мире людей, любовь к людям необязательна. Она всего лишь его договор с собственной совестью, или, что примерно то же самое, общественный договор. Всего лишь пункт из Декларации союза "лесных братьев".

Кстати, человек, живущий в мире людей, вполне может любить Б‑га. Может даже любить Его больше людей. Но он все равно зависит от людей больше, чем от Б‑га, и тут ничего не поделаешь. А если он не любит людей, то Б‑г для него и вовсе вторичен[1], даже если сам он будет утверждать обратное.

Живущий в мире людей ставит в центр мира себя. Хотя и обманывает себя тем, что он, будто бы, поставил в центре своего Б-га, если он объявил себя неатеистом. (При этом будет вполне искренне соблюдать положенные ритуалы. И даже вопреки людям. – Очень смелая вера!)

Ах да, еще одно важное свойство. Человек, живущий в мире людей, постоянно находится с ними во внутреннем диалоге. Он вечно доказывает им свою правоту, отвергает их доводы, бегает и бегает по кругу своей позиции. То, что это никакой не диалог, а нескончаемый монолог, он не видит, продолжая верить, будто реплики оппонента он тоже слышит, но это самообман.

** **

В то время как человек, живущий в мире Б‑га, не может не любить людей.

Во-первых, ему заповедано!

Во-вторых, он не требователен к ним, не демонизирует их и не видит в них причину зла – именно в силу того, что они для него – часть проявляющего Себя Б‑га.

Более того, любить людей – это и называется, жить в мире Б‑га. Ибо только в таком мире любовь обязательна и не зависит от нашего настроения или точки зрения.

Что касается диалога, то человек из мира Б‑га беседует постоянно, в любом случае и по любому поводу – с одним Б‑гом[2].

** **

Вывод: любить надо людей, а жить – в мире Б‑га. Не наоборот!

Теперь можем посмотреть в себя и определить, кого любим больше – людей или Б-га? Многое станет понятно[3].

А можно и по-другому спросить: что важнее – бояться греха или быть добрым к людям[4]? Ответ будет таким же: быть добрым. А следовательно, надо жить в мире Б‑га и вести внутренний диалог с Ним, а не с партнерами по жизни. Партнеров надо просто любить.

** **

Вопрос читателям моего блога: я вас еще не довел своим занудством[5]?

 


 

[1] Многие считают, что, поскольку Б‑г добрый, на Него можно злиться, а иногда и покрикивать. Рассуждают так: ведь не убил же Он нас за наши крики в прошлом – значит, не убьет и впредь.

Кстати, тут можно обнаружить один из ответов на вопрос: почему Йосеф, схваченный женой Потифара, – для того чтобы уйти от нее, заставил себя увидеть образ своего отца, Яакова? Увидел бы сразу некий образ Всевышнего! По крайней мере, так записал в своих Теилим (16:8) царь Давид: "Ставлю Всевышнего всегда перед собой". – Оказывается, такое поведение едва ли возможно. Для него надо достичь уровня Давида, т.е. быть полным праведником. Почему? Потому что псалмопевец сказал, что ставить Его перед собой надо в силу собственного страха перед Судом. Судью надо видеть перед собой! Он Царь, творящий дин, строгий закон! Но большинство землян ставит перед собой мягкого и всепрощающего Отца, Который творит рахамим, милосердие.

О сцене между Йосефом и женой Потифара см. и сл. на уроке "Основные положения Торы".

 

[2] Об этом диалоге, который ведется Яаковом (еврейским архетипом), см. в статье "Три портрета". Тема: взаимоотношения между евреями, христианами и мусульманами с еврейской точки зрения.

 

[3] См. "Короткий тест на веру – хотите?" (ссылку не даю)

 

[4] См. "Бояться Б-га или быть добрым?" (ссылку не даю)

Человека, любящего людей, но не Творца, можно привести к Творцу. Но если наоборот – ситуацию исправить очень трудно, если вообще возможно.

 

[5] Ой, чуть не забыл. Есть еще один занудный пост у нас, на Толдот – "Два вида веры".

Теги: Мусар, Видео-урок, Занудство, Недельный раздел Торы