Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Люби укоряющих и ненавидь хвалящих, ибо эти приведут тебя к жизни в будущем мире, а те сживут тебя со свету»Авот де-раби Натан 29, 1

Как можно изменить судьбу?

Темы: Провидение, Авраам, Астрология, Судьба, Рав Эльяким Залкинд, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте. На занятиях в синагоге нам говорили, что существуют три способа изменить свою судьбу: поменять имя, поменять место жительства… а какой третий? Дело в том, что я вижу, что что бы я ни делала, — повторяю судьбу своих родных. А мне бы так не хотелось этого. А.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая А.!

Вы затронули тему, важную для многих. Попробуем прикоснуться к ней.

Среди Тэилим (Псалмов) и отрывков из Танаха, которые мы читаем в начале утренней молитвы (Псукей дэ-Зимра), есть слова из книги пророка Нехемьи (9, 7): «Ты — Всевышний, Б-г, который избрал Аврама, и Ты вывел его из Ур Касдим и дал ему имя Авраам». Есть объяснение, что здесь упомянуты три действия, меняющие судьбу человека: изменение поступков («избрал Авраама» — Авраам был избран за свои действия, поведение, отличающиеся от поведения людей его поколения и поколений до него), изменение места («вывел из Ур Касдим»), изменение имени («дал ему имя Авраам»).

За свои качества и действия наш праотец Авраам удостоился того, что Всевышний открылся ему, избрал на служение. С уходом в землю Израиля (Кнаан) его служение Творцу обрело полную силу, Всевышний заключил союз с Ним, даровал ему земли. После изменения имени в возрасте ста лет у Авраама родился сын — «начало» потомства, которому был обещан удел служения Всевышнему на все времена. Но Всевышний повелел Аврааму изменить имя и место также в награду за его заслуги.

В Талмуде (трактат Рош а-Шана 16 б) сказано: «Четыре вещи отменяют приговор, вынесенный человеку (в Рош а-Шана — в начале года или в другое время): благотворительность (цдака), молитва, изменение имени и изменение поступков. А некоторые говорят — также изменение места». Рамбам (Мишнэ Тора, раздел Тшува 2, 4) объясняет, что суть этих способов — не формальные изменения, а переход человека на новый, более высокий уровень, возвращение к своему настоящему уровню (Рамбам говорит там о тшуве — возвращении близости к Всевышнему). Ведь каждый человек приходит в мир, чтобы что-то исправить, пройти испытания, приблизить себя и мир к исполнению своего назначения. Рамбам пишет: «Человек, который возвращается, постоянно обращается к Всевышнему с молитвой… Делает цдаку по мере сил. Удаляется от дурного. Изменяет свое имя, как будто говоря: я не тот человек, который совершал (прошлые) действия. Изменяет все свои дела к лучшему и прямому. Покидает свое место, так как изгнание искупает грехи, приводит человека к смирению, скромности…». Как мы видим, чтобы изменить судьбу, требуется изменить себя, а все способы — содействие этой перемене. Внешние изменения помогают человеку измениться на более глубоком уровне. И если просить Всевышнего о помощи, Он даст силы на это.

Верно, что имя оказывает влияние на человека (у каждого имени свой смысл и корень), а также место (у каждого места — своя судьба, «меняет место — меняет мазаль — судьбу», и люди, окружающие человека, влияют на него, но главное — каков он сам. Его действия, личные качества, взгляды, подход к жизни, отношение к людям, к Всевышнему. Новое имя и место помогают обновлению. Хорошие, праведные действия человека выпрямляют его, поднимают, это то, чего хочет от нас Творец. Наши добрые дела, помощь людям «тренируют» нас в доброте и увеличивают, мера за меру, наше право на помощь Свыше. Молитва, если она исходит от сердца, принимается и приносит помощь Небес, приближает к Тому, Кто слышит молитвы.

Каждый человек уникален. У каждого — особая душа со своими качествами и корнем. У каждого — свои, возложенные только на него, задачи, ради исполнения которых он послан в мир. Испытания и трудности, предназначенные для него, духовная работа, которую он должен совершить, соответствуют этим задачам. Однако, когда человек улучшает свои дела и качества, поднимает их на более высокий уровень, поднимается и уровень требуемой от него духовной работы и испытаний. Ведь цель испытаний — раскрыть настоящее в человеке, его суть, очистить от ошибочного и преходящего, чтобы он мог удостоиться близости к Творцу, невозможной для того, кто не является «настоящим». И если человек поднялся выше, т.к. все прояснено и исправлено благодаря его духовному росту, — больше нет необходимости в испытаниях и трудностях предыдущих уровней, он «вырос» из них.

В Талмуде (в трактате Шабат 156а) разбирается еще одна тема, связанная с судьбой человека: ее обусловленность влиянием мазаля — созвездий и других сил, созданных Всевышним для воздействия на мир. Там сказано, что для еврейского народа не существует неотменяемого предначертания и неизменной зависимости судьбы от светил:

«Сказал Святой, Благословен Он, Аврааму: “Твое потомство будет наследовать после тебя”. Ответил Авраам: “Властелин мира! Я видел, что, согласно мудрости о влиянии светил, у меня не может быть сына”. Сказал ему Всевышний: “Ты думаешь, что из-за состояния звезд не удостоишься потомства? Отойди от представлений этой мудрости — нет мазаля (неизбежной судьбы) у Израиля. Я могу переставить светила, изменить их влияние (в зависимости от заслуг человека)”. Об этом сказано (Берейшит 15, 5): “И вывел его (Авраама) наружу (из-под власти светил), и сказал: взгляни на небеса и посчитай звезды, сможешь ли сосчитать их? Таково будет твое потомство (многочисленным и неподвластным влиянию светил)!”».

От всего сердца желаем Вам удачи, удостоиться увидеть изменения к лучшему в Вашей жизни.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Как объясняет рав дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением. Читать дальше