Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как можно изменить судьбу?

Темы: Провидение, Авраам, Астрология, Судьба, Рав Эльяким Залкинд, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте. На занятиях в синагоге нам говорили, что существуют три способа изменить свою судьбу: поменять имя, поменять место жительства… а какой третий? Дело в том, что я вижу, что что бы я ни делала, — повторяю судьбу своих родных. А мне бы так не хотелось этого. А.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая А.!

Вы затронули тему, важную для многих. Попробуем прикоснуться к ней.

Среди Тэилим (Псалмов) и отрывков из Танаха, которые мы читаем в начале утренней молитвы (Псукей дэ-Зимра), есть слова из книги пророка Нехемьи (9, 7): «Ты — Всевышний, Б-г, который избрал Аврама, и Ты вывел его из Ур Касдим и дал ему имя Авраам». Есть объяснение, что здесь упомянуты три действия, меняющие судьбу человека: изменение поступков («избрал Авраама» — Авраам был избран за свои действия, поведение, отличающиеся от поведения людей его поколения и поколений до него), изменение места («вывел из Ур Касдим»), изменение имени («дал ему имя Авраам»).

За свои качества и действия наш праотец Авраам удостоился того, что Всевышний открылся ему, избрал на служение. С уходом в землю Израиля (Кнаан) его служение Творцу обрело полную силу, Всевышний заключил союз с Ним, даровал ему земли. После изменения имени в возрасте ста лет у Авраама родился сын — «начало» потомства, которому был обещан удел служения Всевышнему на все времена. Но Всевышний повелел Аврааму изменить имя и место также в награду за его заслуги.

В Талмуде (трактат Рош а-Шана 16 б) сказано: «Четыре вещи отменяют приговор, вынесенный человеку (в Рош а-Шана — в начале года или в другое время): благотворительность (цдака), молитва, изменение имени и изменение поступков. А некоторые говорят — также изменение места». Рамбам (Мишнэ Тора, раздел Тшува 2, 4) объясняет, что суть этих способов — не формальные изменения, а переход человека на новый, более высокий уровень, возвращение к своему настоящему уровню (Рамбам говорит там о тшуве — возвращении близости к Всевышнему). Ведь каждый человек приходит в мир, чтобы что-то исправить, пройти испытания, приблизить себя и мир к исполнению своего назначения. Рамбам пишет: «Человек, который возвращается, постоянно обращается к Всевышнему с молитвой… Делает цдаку по мере сил. Удаляется от дурного. Изменяет свое имя, как будто говоря: я не тот человек, который совершал (прошлые) действия. Изменяет все свои дела к лучшему и прямому. Покидает свое место, так как изгнание искупает грехи, приводит человека к смирению, скромности…». Как мы видим, чтобы изменить судьбу, требуется изменить себя, а все способы — содействие этой перемене. Внешние изменения помогают человеку измениться на более глубоком уровне. И если просить Всевышнего о помощи, Он даст силы на это.

Верно, что имя оказывает влияние на человека (у каждого имени свой смысл и корень), а также место (у каждого места — своя судьба, «меняет место — меняет мазаль — судьбу», и люди, окружающие человека, влияют на него, но главное — каков он сам. Его действия, личные качества, взгляды, подход к жизни, отношение к людям, к Всевышнему. Новое имя и место помогают обновлению. Хорошие, праведные действия человека выпрямляют его, поднимают, это то, чего хочет от нас Творец. Наши добрые дела, помощь людям «тренируют» нас в доброте и увеличивают, мера за меру, наше право на помощь Свыше. Молитва, если она исходит от сердца, принимается и приносит помощь Небес, приближает к Тому, Кто слышит молитвы.

Каждый человек уникален. У каждого — особая душа со своими качествами и корнем. У каждого — свои, возложенные только на него, задачи, ради исполнения которых он послан в мир. Испытания и трудности, предназначенные для него, духовная работа, которую он должен совершить, соответствуют этим задачам. Однако, когда человек улучшает свои дела и качества, поднимает их на более высокий уровень, поднимается и уровень требуемой от него духовной работы и испытаний. Ведь цель испытаний — раскрыть настоящее в человеке, его суть, очистить от ошибочного и преходящего, чтобы он мог удостоиться близости к Творцу, невозможной для того, кто не является «настоящим». И если человек поднялся выше, т.к. все прояснено и исправлено благодаря его духовному росту, — больше нет необходимости в испытаниях и трудностях предыдущих уровней, он «вырос» из них.

В Талмуде (в трактате Шабат 156а) разбирается еще одна тема, связанная с судьбой человека: ее обусловленность влиянием мазаля — созвездий и других сил, созданных Всевышним для воздействия на мир. Там сказано, что для еврейского народа не существует неотменяемого предначертания и неизменной зависимости судьбы от светил:

«Сказал Святой, Благословен Он, Аврааму: “Твое потомство будет наследовать после тебя”. Ответил Авраам: “Властелин мира! Я видел, что, согласно мудрости о влиянии светил, у меня не может быть сына”. Сказал ему Всевышний: “Ты думаешь, что из-за состояния звезд не удостоишься потомства? Отойди от представлений этой мудрости — нет мазаля (неизбежной судьбы) у Израиля. Я могу переставить светила, изменить их влияние (в зависимости от заслуг человека)”. Об этом сказано (Берейшит 15, 5): “И вывел его (Авраама) наружу (из-под власти светил), и сказал: взгляни на небеса и посчитай звезды, сможешь ли сосчитать их? Таково будет твое потомство (многочисленным и неподвластным влиянию светил)!”».

От всего сердца желаем Вам удачи, удостоиться увидеть изменения к лучшему в Вашей жизни.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме

Почему было именно 10 египетских казней?

Рав Берл Набутовский

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Наш праотец Авраам

Рав Реувен Пятигорский


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше