Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Что влияет на свободу выбора человека? Есть ли она вообще?

15 октября 2015 года, темы: Свобода выбора, Рав Эльяким Залкинд, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Объясните, пожалуйста, момент, касающийся свободы выбора в истории с Хизкияу и его сыновьями. Была ли у царя какая-то возможность повлиять на праведность сыновей, направить их в сторону Творца, или нет? Что вообще влияет на свободу выбора человека? Есть ли она вообще? Слышал на эту тему, что если человек родился под влиянием Марса, то ему суждено пролить кровь, а свобода выбора его в том, станет ли он разбойником или же хирургом или шохетом (резником). Но что повлияет на его выбор? Окружение? Случай? Воспитание? Или, все-таки, что суждено, то суждено? Тогда в чем наша работа? Спасибо! Владимир

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Владимир,

Прежде всего, разумеется, свобода выбора существует. Что очевидно из всей Торы, из каждой упомянутой в ней заповеди или союза: делайте так, а не иначе. Ведь это возможно, только если существует выбор сделать и иначе. Так, книга Торы Дварим, главы которой мы читаем в этот период года, с месяца Ав до праздника Симхат Тора (23 числа месяца Тишрей), содержит множество призывов сделать правильный выбор. Например, говорит Моше (Дварим 30,19): «…жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое». И один из основных принципов, лежащих в основе Творения, согласно которому человек получает награду или наказание за совершённые поступки, не мог бы существовать при отсутствии свободы выбора.

Что влияет на выбор? Безусловно, как Вы сказали, все внешние условия оказывают влияние на выбор — в какой местности и в какой семье человек родился, каким было его воспитание, в каком окружении живет. Поэтому заповедано воспитывать детей, учеников, увещевать того, кто нарушает Закон, если он способен прислушаться. А также наши мудрецы советуют жить среди праведных, достойных людей, чтобы учиться их поведению.

Однако не условия, в которые попадает человек, определяют, в конечном счете, его выбор. Они могут лишь способствовать тому, чтобы сфера его выбора была на более высоком уровне. Как объясняет рав Элияу Деслер в книге Михтав ми-Элияу («Письмо от Элияу», в главах о выборе), у каждого человека своя «точка», «окно», диапазон выбора. Действия ниже определенного уровня неприемлемы для него, возможность совершить их не является для него испытанием — он точно не совершит их. Действия выше определенного уровня пока для него недоступны, он не сможет совершить их. Область же его выбора там, где он реально может поступить лучше или хуже… Где нет для него абсолютной ясности, где его человеческие качества еще не полностью исправлены — там диапазон его испытаний, духовной работы и «свободы» выбора. При этом сам сделанный выбор сдвигает «точку» испытаний человека, правильный выбор «поднимает», а неправильный — «опускает» её.

Сам же выбор, в конечном счете, — между истиной и ее противоположностью, иллюзией. И хотя различие может быть иногда трудноуловимым, в глубине души человека существует знание настоящего. Только, чтобы различить его, понять и затем исполнить, требуется внутреннее усилие, честность, ответственность, мужество. Прислушаться к настоящему и глубокому и последовать за ним, не поддаваясь внешним соблазнам удобства, привычки, лени, выгоды и т.д. или взлетам воображения и т.д. — устоять перед всеми искушениями йецер а-ра («дурного стремления», «стремления к злу»).

И есть в душе человека то, что является его сутью, собственно, им самим, — «инстанция», которая выбирает и принимает ответственность за свой выбор. И человек удостаивается награды за него.

Тем не менее, не всё, что происходит с человеком и предстоит ему, доступно его выбору. Многое суждено, установлено свыше — в соответствии с задачами человека, для выполнения которых он послан в этот мир. Или в соответствии с решениями (выборами), которые он принимал в прошлом и которые обусловили диапазон его испытаний в настоящий момент.

Это же относится и к тому, что сказано в Талмуде (Брахот 10а) о царе Хизкияу. Царь смертельно заболел. И когда пророк Йешаяу открыл ему, что причина болезни — отказ от выполнения заповеди деторождения, царь ответил: он уклоняется от выполнения заповеди потому, что в духовном постижении (руах а-кодеш) ему открылось — его дети будут недостойными людьми. Ответил пророк: «Что тебе судить о скрытых замыслах Всевышнего?! Ты должен выполнять то, что возложено на тебя, а Всевышний сделает то, что угодно Ему». Тогда Хизкияу попросил, чтобы пророк отдал ему в жены свою дочь, тогда, возможно, благодаря заслугам их обоих Всевышний смилостивится и потомство их будет праведным.

Есть то, что суждено свыше, и от нас скрыты глубинные замыслы, которые осуществляются в этих событиях. Но и тогда наша работа и выбор в том, чтобы научиться полагаться на Всевышнего.

Или постараться разобраться в происходящем и понять, чему нас учат и чего ждут от нас.

Возможна также просьба о милости и совершение правильных действий, «накопление» заслуг, ради которых может быть изменено постановление Небес, и в этом тоже наша работа и выбор.

А прежде всего наша работа — делать достойный выбор во всем, что на нас возложено, что передано «на наше усмотрение». Человек может, увеличивая свою силу и преодолевая инерцию, делать правильный выбор, совершая внутреннюю работу при каждом своем шаге, в каждом малом действии, и подниматься со ступени на ступень в работе, возложенной на него.

С уважением и пожеланием доброй записи в новом году, Эльяким Залкинд


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме


Тема дня
Рош аШана — еврейский новый год
Сегодня вечером с заходом солнца начинается праздник Рош аШана — начало еврейского Нового года.

Для того, чтобы готовить еду в праздник для идущего сразу за ним Шаббата, в канун Рош аШана делают эрув тавшилин.

Хотя Рош аШана — это дни Суда, они лишены грусти и уныния. Наоборот: мы относимся к ним как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться Читать дальше